Мой перевод статьи Тикрит - столица христианства в римские времена. Оригинал статьи
здесь.
Город Тикрит, известный как цитадель ислама, родина знаменитого султана Салах-ад-Дина, победителя крестоносцев и диктатора Саддама Хусейна, в раннем средневековье был одним из центров восточного христианства.
"Зелёная Церковь" в Тикрите, примыкающая к заброшенному дворцу диктатора Саддама Хусейна. Её очертания можно узнать по аркам (внизу фото). Была разрушена боевиками ИГИЛ в то время когда они котнтролировали город По утверждению историка Ибрагима аль-Насири на этом месте изначально находилась не оригинальная
церковь св. Ахудэмме (как традиционно считается), а церковь во имя свв. Сергия и Вакха (Селкус и Баккус).
Город
Тикрит в иракской провинции Салахаддин (Salahaddin) считается одним из старейших городов мира. Христианство было принесено в город несторианами в ранние времена несторианского миссионерства.
Римляне [1], принявшие христианство, пытались использовать его местоположение, использовав его как сдерживающий отдалённый аванпост Римской империи против персов. Они построили 12 церквей в городе, и поэтому он именовался столицей Христианского Востока.
Когда персидская поддержка несториан против яковитов, которым симпатизировали [2] римляне ослабла, город стал центром мафрината [3]
Исламское вторжение положило конец римскому контролю над городом (637 год).
Тикрит однако оставался одним из важных центров христианства до 1163 года, когда яковитский мафран перебрался в Мосул.
Этот период в истории Тикрита был отмечен строительством множества церквей и монастырей. Самой известной из церквей была Аль - Каниса Аль Хадраа (Al- Kaneesa Al-Khadhra'a, Зелёная церковь). Руины монастырей сохранялись в различных частях города вплоть до конца XII столетия.
«В течение римского периода Тикрит был свидетелем постройки 12 церквей, из которых четыре были наиболее известны в истории города. Первая была у южной оконечности замка справа от нынешнего моста через Тикрит. Вторая была построена на месте нынешней школы для девочек
Mutawarah» - говорит историк Ибрагим аль - Насири (Ibrahim Al- Nasiri), историк, утверждающий, что обе церкви были построены с интервалом в 20 лет перед исламским вторжением.
Он продолжает, говоря, что третья церковь именовалась Селкус Баккус (Selkhus Baccus), располагавшаяся на месте нынешнего Бейт аль - Накиб (Bait Al- Naqeeb). Она также именовалась церковью святых Селкуса и Баккуса и была связана с именами двух святых, казнённых персидским царём, требовавшим (от них) поклонения огню, а они призывали к поклонению Всевышнему [4].
Историк добавляет, что «Зелёная церковь», была самой большой и прекрасной в Тикрите. Она была построена в сельскохозяйственной зоне и была чем то вроде внушительного собора, привлекая большое внимание.
Её изначальное положение на месте могилы османского паши Мавлуда Мухлиса (Mawlood Mukhlis), который распоряжался по своему усмотрению обширными территориями города; однако люди в настоящее время верят, что она локализовалась на территории президентского дворца.
Аль - Насири продолжает: во время последних земляных работ по прокладке труб на улице Паши был обнаружен существовавший некогда большой холл, принадлежавший церкви и располагавшийся между домом Шакира Алвиса (Shakir Alwais) и могилой Паши.
Он объясняет, что на месте, ныне именуемом Зелёной церковью на территории президентского дворца, на самом деле находилась упоминаемая выше церковь Селкус Баккус и что служба велась одновременно во всех древних церквях Тикрита.
«Зелёная церковь сейчас в руинах. Она являлась самой большой церковью в Тикрите, столице яковитов и Восточного Христианства. Она служила подобно сегодняшнему Ватикану, как кафедра Церкви Востока и штаб - квартирой Сиро - Православной Церкви. Это было правительство и духовный центр, продолжая служить столицей Восточного Христианства вплоть до вторжения Тамерлана» - добавляет Аль - Насири.
Он продолжает, говоря, что армия Тамерлана числом в 72000 человек захватила и разрушила город. Однако христианская община сохранялась в городе вплоть до времени османского султана Абдул - Хамида I.
«Названиями Тикрита были: вавилонское Тикрита или Тикритиан, географ Птолемей употреблял имя Берта, учёный Эманус (Emanus) - Ферта (Ferta). В конце концов закрепилось арамейское название Тигарут (Tigarut), позднее изменившееся на Тикрит, на классическом сирийском означающее «торговое место». Все наименования появились в спокойные времена до исламского вторжения. Почти все они имеют два значения «укреплённый замок» и «торговый центр»», - сказал он в заключении.
Примечания:
1. Под римлянами имеются ввиду византийцы (ромеи).
2. Миафизитство, которое исповедовали яковиты, в самой империи преследовалось (не считая краткого периода покровительства со стороны св. Феодоры, жены императора Юстиниана I Великого), но на имперских окраинах власти использовали сирийцев - яковитов как миссионеров агентов своего влияния среди соседних языческих народов, арабов и персов.
3. Резиденция мафрана - титул в Сирийской Яковитской Церкви, выше митрополита, но ниже патриарха. Мафран управлял церковными делами в отдалённых от патриаршей кафедры районах - в Месопотамии и Индии (с XVII века).
4. Оставим на совести иракского историка данное утверждение. Возможно, он повторяет какие - то местные предания, связанные с этими святыми. Но, как известно свв. Сергий и Вакх, очень популярные святые Восточного Христианства пострадали около 300 года в гонение римского императора Диоклетиана
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%92%D0%B0%D0%BA%D1%85 Напомню, что в честь св. мученика Сергия принял монашеское имя св. преподобный Сергий Радонежский.
Другие фотографии из статьи:
1.
2.
3.
4.