Фотография резиденции патриарха-католикоса
Мар Шиммуна XXI Беньямина в деревне Кудшанис. Фото сделано английскими миссионерами в 1904 году.
Кудшанис, варианты названия Кочанис (Qochanis), Котчанис, (Kotchanes или Kocanis) - одно из исторических, святых мест для ассирийского народа и Ассирийской Церкви Востока. В переводе, кстати, означает "святое место" [1] Конак - современное турецкое название селения (появилось в 1960 году). Находится в провинции Хаккяри (Hakkâri, юго - восточный «угол» Турции, на границе Ираном и Ираком), примерно в 20 километрах от административного центра с одноимённым названием. В селении вплоть до Первой мировой войны находилась резиденция ассирийского патриарха - католикоса.
По преданию, патриаршая резиденция
была перенесена в село Кудшанис по приглашению малика аширета (племени) Джилу по имени Манду. В научной литературе утверждается, что перенос резиденции произошёл в патриаршество Мар Шиммуна XIII Дынхи (управлял АЦВ в 1653 - 1690 годах), разорвавшего унию с Католической Церковью в 1672 году [2]. В патриаршество Мар Шиммуна XV Дынхи (1692 - 1700) в Кудшанисе была построена церковь Мар Шаллита (в честь св. Шаллиты) [3]
По причине нахождения резиденции патриарха селение функционировало фактически как столица ассирийских племён (аширетов). Формой правления в горах Хаккяри являлась племенная конфедерация, состоявшая из таких аширетов как Тйаре, Nochiya [4], Диз, Джилу, Баз, Тхума, Верхний и Нижний Тйари управлявшихся племенными вождями - маликами. Малики подчинялись (в обход турецких властей) непосредственно Патриарху, который утверждал их кандидатуры и которому они платили налоги, а уже сам предстоятель Церкви выплачивал дань турецкому султану. Таким образом, ассирийское сообщество в горах Хаккяри представляло из себя по сути полунезависимое теократическое государство, аналогичное, например, Черногории образца первой половины XIX века. И когда в 1915 году патриарх - католикос объявил войну Османской империи, горные племена тотчас же подняли всеобщее восстание против турок. В ходе событий, известных как
Геноцид ассирийцев, они окончательно покинули свои исконные земли и никогда больше не смогли вернуться обратно. После насильственного изгнания ассирийцев, c 20 - х годов XX века и до начала войны между турецким правительством и боевиками Рабочей партии Курдистана, в деревне жили курды, которые, в свою очередь, покинули местность из -за боёв (или были депортированы турками). Сейчас деревня необитаема и лежит в руинах. Едва ли не единственное сохранившееся здание -
патриаршая церковь Мар Шаллита.
Зарисовка внутреннего убранства церкви Мар Шаллита. Из книги Уильяма Виграма "Колыбель цивилизации" (1922 год).
Деревня располагалась в относительно изолированной местности и многие годы была отрезана от внешнего мира вплоть до 1829 года, когда её нашёл германский путешественник
Фридрих Эдуард Шульц и поведал о ней европейцам. С того времени Кудчанис стало посещать множество европейских путешественников: и в качестве любопытствующих туристов, и в качестве посланников тех или иных европейских государств и христианских деноминаций. Один из таких эмиссаров, Уильям Эйнджер Виграм (
рассказ о котором я уже помещал у себя в ЖЖ) оставил описание селения в своей книге «Колыбель цивилизации» («
The cradle of mankind», 1922):
«Деревня Кудшанис, которая является резиденцией Несторианского или Ассирийского Патриарха Мар Шиммуна и штаб - квартирой его Церкви, имеет изумительное расположение. Она лежит на склонах живописных гор и пастбищ, между двумя горными потоками, берущими начало в возвышающихся на западе снежных плоскогорьях и протекающими в постепенно углубляющихся ущельях, окружая плато, имеющее форму треугольника, на котором стоит деревня. Они встречаются ниже вершины треугольника, у основания высокого клина горы и оттуда единый поток несёт свои воды, сливаясь с другими потоками на своём пути, до тех пор, пока не впадает в Заб, в двух часах (ходьбы) за деревней. Несторианская традиция отождествляет реку Заб с Пишоном (Фисон, Уйжун, Pison, Pishon/Uizhun), одной из
четырёх рек, вытекающих из Парадиза (Рая), и Патриарх может иногда подписывать свои официальные письма «из моей кельи на Реке Сада Эдемского».
Составлено по:
1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Konak,_Hakkari2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BA_(%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE,_%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F)
Примечания:
1.
http://profilib.com/chtenie/30447/konstantin-matveev-bar-mattay-istrebitel-kolyuchek-skazki-legendy-i-pritchi-sovremennykh-2.php 2.
https://books.google.ru/books?id=CnSCAgAAQBAJ&pg=PA114&lpg=PA114&dq=Mar%20Shimun%20XIII%20Dinkha&source=bl&ots=wzRykSc7wg&sig=MaadE0GJ5Zm2l8jbru6xQtCCFSo&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjJm4ao1eLQAhVICSwKHQ5rD18Q6AEIPDAG#v=onepage&q=Mar%20Shimun%20XIII%20Dinkha&f=false 3.
http://www.assyrianchurch.ru/publ/2-1-0-44. Ночия ко второй половине 19 века уже не был независимым аширетом, а всего лишь примыкал к их области (Диз, Джилу, Баз, Тхума, Верхний и Нижний Тйари).
Несколько зарисовок и фотографий селения и церкви Мар Шаллита:
1.
2.
3.
4.
5. Внутри церкви в наши дни.
6. По некоторым данным, в 2012 году Мар-Шалита стала мишенью для турецких кладоискателей. В жажде найти ассирийские драгоценности они начали буровые работы как внутри церкви, так и на прилегающей территории.