Кириак, сиро-православный патриарх Антиохии.

Nov 30, 2016 21:56



"Зелёная церковь" или церковь св. Ахудэмме в Тикрите. Одна из древнейших ассирийских церквей в Ираке. Существовала во времена св. Кириака.

Кириак Антиохийский (также известный как Мор Курьякос, Корьякос) - ассирийский церковный деятель, один из отцов - учителей Сиро - православной (яковитской, миафизитской) Церкви, патриарх Антиохийский в 793 - 817 годах.

Св. Кириак родился в Месопотамии, в городе Тикрит [1]. Будущий патриарх получил образование и духовный опыт в Монастыре Колонны [2] возле Ракки, где принял монашество.

В бытность свою монахом был известен своей добродетельной и благочестивой жизнью и познаниями в Священном Писании и трудах Отцов Церкви.

В 793 году Священный Синод Сиро - православной (яковитской) Церкви избрал Кириака предстоятелем. Во время своего патриаршества он собрал пять поместных цероквных соборов.



Первый из них был собран в 794 году в Бет - Ботине (Beth Botin). На нём было разработано и утверждено 40 канонов, которые патриарх обнародовал для широкой публики в письме.

Второй собор был созван в монастыре Нававис (Nawawis) в провинции (по-видимому имеется ввиду церковный диоцез) Кеннешрин (Qinnesrin, в переводе "Орлиное гнездо"), в 797 или 798 году, на котором Кириак предпринял попытку примирить течение крайних миафизитов - юлианистов [3] с официальной богословской позицией Сиро-православной Церкви, но его усилия не нашли отклика и вызвали противодействие других церковных иерархов.

Третий собор был собран в Бет Габрине (Beth Gabrin) по вопросу правомерности употребления выражения "небесный хлеб" в отношении Евхаристии (Кириак и его сторонники были против). На соборе были отлучены от Церкви монахи монастыря Губба (Gubba). Противники св. Кириака в ответ избрали альтернативного патриарха Абрахама, который в свою очередь создал параллельную схизматическую иерахию, рукоположив нескольких митрополитов.

Четвёртый был собран в Харране в 808 году, а последний, пятый в Ниневии (Мосуле) уже в год смерти патриарха.
Несмотря на свою святую жизнь и преданность миафизитской ортодоксии, Кириак вызывал негодование у некоторой части духовенства и мирян за свою строгость в следовании церковным канонам и страдал от их злобы. Несмотря ни на что, его патриаршье служение продолжалось 24 года. За это время он рукоположил 86 церковнослужителей для епархий и приходов в Сирии, Месопотамии и на Востоке.

Св. Кириак отошёл в лучший мир в Ниневии (современный Мосул) 16 августа 817 года и был погребён в своём родном городе Тикрите.

По сообщению Михаила Великого, ассирийского историка XII века, Кириак оставил после себя книгу богословского содержания и значительное количество пастырских писем. Эта книга известна под названием «Божественное Провидение». Она состояла из 3 - х томов и подразделялась на 98 трактатов. До нас дошёл только третий том и 22 трактата. Два из этих трактата написаны по просьбе Феодосия, епископа Селевкии и клириков из провинции Кирус (Cyrus), Валида и Иешу из Тарманаза (Tarmanaz). Содержание книги свидетельствует о глубоких познаниях в Писании и богословии. Она написана очень хорошим литературным языком и полностью свободна от иноязычных (несирийских) слов.

Кроме того, авторству Кириака принадлежит около 10 писем, содержащих ответы на вопросы упомянутого выше диакона Иешу из Тарманаза (Tarmanaz). Они позже были добавлены в его книгу.

Патриарх Кириак установил (на соборах в Бет Батине и Харране) 72 канона и утвердил торжественное обязательство, произносимое кандидатами на высшие церковные должности перед посвящением в сан.

Он автор трёх речей, состоящих из семи страниц.
Первая содержит похвалу добродетелей Севера Антиохийского, одного из святых Отцов Сиро - православной Церкви. Она начинается словами «Чистое и непорочное зеркало, отражающее превосходные добродетели святого Севера, требующее чистого разума и потрясающего воображения, чтобы смотреться в него».
Вторая речь в воскресение, посвящённое священникам, начинается с «Когда мы вспоминаем первосвященников и священников православной веры, кто покинул сей преходящий мир».
Третья речь о «винограде возлюбленных», упоминаемом пророком Исайей, начинается с: «Когда наш Господь говорил с наследниками Израиля притчами и символами».

Патриарх также написал проповедь о девственности, составил литургию на пяти страницах, начинающуюся со слов «О, вечный и неизменный Господь», а также в соавторстве с лидером юлианистов Габриэлем символ веры (он был составлен с целью примирения вероучения этой секты с официальным миафизитством).

Из его синодальных посланий сохранилось только два. Одно - Иоанну IV, другое Марку III, патриарху александрийскому (в неточном арабском переводе).

Основные сведения об этом патриархе нам известны, как было сказано выше, со слов патриарха Михаила Великого. Сведения Михаила повторил в своём труде "Церковная история" знаменитый ассирийский учёный энциклопедист Бар Эбрей

Память cв. Кириака празднуется в Сиро - Православной Церкви 16 августа.

Составлено по:
1. https://en.wikipedia.org/wiki/Quriaqos_of_Tagrit
2. http://www.syriacstudies.com/AFSS/Syriac_Scholars_and_Writers/Entries/2008/3/31_144._Cyriacus,_patriarch_of_Antioch_(d._817).html
3. https://orthodoxwiki.org/Cyriacus_of_Antioch

Примечания:
1. Город на севере Ирака:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82

известный в истории как родина султана Салах-ад-Дина, победителя крестоносцев и иракского диктатора Саддама Хусейна. Вплоть до нашествия монголов в XIII веке в Тикрите проживала большая христианская община, и он был известен как крупный центр Восточного Христианства, там относительно мирно сосуществовали и ассирийцы-миафизиты и ассирийцы-«несториане».

Первым епископом Тикрита был святой Ахудэмме:
http://serg-slavorum.livejournal.com/1872772.html

2. Dairā d-Esţunā. Известен также под названием Bīzūnā. Находился недалеко от города Ракка, сейчас известного как сирийская столица ИГИЛ. Монастырь располагался на западном берегу Евфрата. Деньги на его строительство выделила византийская императрица св. Феодора, жена Юстиниана I Великого, одно время покровительствовавшая миафизитам. Пик его расцвета пришёлся на 635 год. По состоянию на 956 год в его стенах были взрощены в духовном плане 1 патриарх Сиро-православной (яковитской) Церкви - тот самый Кириак, о котором мой пост, и 10 епископов.

http://syriaca.org/place/371.html#bib371-4

3. Кто такие юлианисты-афтардокеты:
https://ru.wikipedia.net.ru/wiki/%D0%90%D1%84%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

миафизиты, Мосул, Ирак, ассирийцы, Тикрит, святые, Сирийская Яковитская Церковь, ассиро-яковитские святые

Previous post Next post
Up