June 15, 2015
Манана Меквабишвили.
Все-таки не зря гордятся Тбилисцы своей религиозной толерантнстью. В одном совсем небольшом квартале нашего города, соседствуя бок о бок, собраны христианские, мусульманские, еврейские храмы. Но это еще не все! Сегодня мы расскажем вам об Атешге - зороастрийском храме огня.
Говорят, что эти стены видели царя Вахтанга VI - основателя Тбилиси и главного героя легенды о создании города (про царя, подстрелившего фазана, помните?) По крайней мере, датируется атешга 6-7 веком, то есть, при большом желании и с некоторой натяжкой может совпасть с днем рождения Тбилиси. Впрочем, данных об атешге очень немного. Табличка у входа поведает вам о том, что в 6-7 веке зороастризм был весьма распространен в Грузии; причиногй тому огромное влияние Персии, не только в Грузии, но и во всем регионе.
В 18-м веке атешгу переделали в мечеть, а к 21-му от нее, по сути, остались одни только стены да земляной пол, на котором, при наличии самой малости воображения, можно представить огненный круг.
Кстати, "атеш га" в переводе с персидского означает "храм огня".
Купол, как я сказала, не сохранился, но во время реставрации храм накрыли прозрачной крышей, которая уберегает его от разрушения. С посещением атешги дело обстиоит ну очень по-тбилисски: нужно постучать в дверь, и, после того как ее откроют, войти в ЖИЛОЙ ДОМ! То есть, сейчас в непосредственном соседстве с храмом живет обычная тбилисская семья, которая и открывает двери туристам. По-другому попасть в храм невозможно, но это семейство, по-моему совсем и не возражает...
http://www.friendingeorgia.com/news/ateshgah Мои пять копеек - комментарии к тексту.
Во-первых. Стыдно грузинской журналистке допускать такой ляп, рассказывая об истории своей страны. Тбилиси основал не Вахтанг VI, живший в начале XVIII века (sic!), а знаменитый Вахтанг I Горгосали (Волчеголовый) (+ около 502 года).
Зороастризм был несомненно распространён в Грузии (Картли) гораздо ранее VI - VII веков. Достаточно вспомнить, что главным божеством в пантеоне языческой был Армази, в котором мы без труда узнаем зороастрийского Ахурамазду. Также можно утверждать, что зороастризм в Картли напоминал зороастризм в Великой Армении, когда почитание персонажей авестийского пантеона сочеталось с культом местных божеств.
Цитаты из древнегрузинского письменного источника "Обращение Картли"
http://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/3164/1/Obrashenie_Gruzii.pdf Впоследствии в Грузии (как и в Армении) персидские власти неоднократно восстановить зороастризм в качестве государственной религии, как мирными уговорами, так и силой оружия. При том, что в самой Персии в целом терпимо относились к христианам (в основном прихожанам Ассирийской Церкви Востока). Объясняется это тем, что грузинские (и армянские) феодалы, находившиеся в кровном родстве с иранской знатью, но исповедовавшие христианство, считались отступниками от "веры отцов", т.е. зороастризма.