Продублирую фото из моего предыдущего поста:
http://serg-slavorum.livejournal.com/1986440.html
Скульптура лувийского бога грозы Тархунзы в колеснице, запряжённой быками. На скульптурное изображение нанесена «чинекёйская» надпись (под ногами у быков).
Чинекёйская надпись - иероглифическая двуязычная лувийско - финикийская надпись, открытая археологами в деревне Чинекёй, провинция Адана (древняя Киликия), Турция. Деревня Чинекёй (Çineköy) расположена в 30 км к югу от административного центра провинции Адана,
одноимённого города.
Надпись датируется VIII веком до н. э. Её фото впервые были опубликованы исследователями Tekogl и Lemaire в 2000 году. Другая важная надпись подобного же рода, известная как «надпись из Каратепе», была найдена ранее. В обоих этих надписях утверждается о происхождении царей древней Аданы из дома Мопсоса [1]
«чинекёйская» надпись (под ногами у быков).
Монумент, на который нанесена «чинекёская» надпись посвящён богу грозу Тархунзу [2]. Авторство надписи принадлежит человеку, который известен как Урикки в текстах новоассирийского периода. Имя Урикки эквивалентно имени Варика (или по другому Аварику) в лувийских [3] текстах. Он был правителем вассального Ассирии государства Куве (Куэ, в ассирийских источниках), историческая область
Киликия. По лувийски государства именовалось
Хиява.
В тексте надписи Урикки утверждает о своём родстве с ассирийскими властителями.
Чинекёйской надписи посвящена научная публикация в
Journal of Near Eastern Studies, автор которой авторитетный немецкий исследователь
Роберт Роллингер (Rollinger) приводит древний текст в качестве аргумента в давнем споре о родстве терминов «Сирия» и «Ассирия» (об этом я уже писал ранее в своём посте «
О родстве топонимов Сирия и Ассирия»).
Роберт Роллингер.
В лувийской надписи на памятнике название страны читается как Сура/и в то время как финикийская ШР или Ашур, что, соглансо Роллингеру «разрешило проблему раз и навсегда».
Полностью интересующая нас часть текста на лувийском переводится так:
И затем ассирийский царь (су + ра/и - ва/и - ни - са) и весь ассирийский «Дом» (су + ра/и - ва/и - за - ха) сделались отцом и матерью для меня.
Соответствующая финикийская надпись читается так:
И царь [Ашура и (?)] и весь «Дом» Ашшура (ШР) был для меня отцом [и] матерью, и ДННИМ и Ассирийцы (ШРИМ) были одним «Домом».
Ещё в своей надписи царь Урикки - Варика повествует о постройке им 15 крепостей в своём царстве.
Мой перевод статьи из англоязычной вики:
https://en.wikipedia.org/wiki/%C3%87inek%C3%B6y_inscription Примечания:
[1]. Мопс - легендарный древний царь, в иероглифическом лувийском письме форма имени Моксос, в финикийском написании - Мопсос, МПС, чьё имя попало даже в древнегреческие мифы.
Подробнее здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BF%D1%81_(%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82)
https://en.wikipedia.org/wiki/Mopsus [2]. Тархунза - бог грозы у лувийцев; о нём подробнее здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%83%D0%BD%D1%82 В его честь назывались царство и его столица:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0 [3] Лувийцы - родственная хеттам народность сер. 3 тыс. до н.э. существовавшая на западном и (или) юго-западном побережье Малой Азии. В период Хеттского царства, составляли один из трёх его основных регионов (Хеттский (Несийский), Палайский, Лувийский). Письменность основывалась на клинописи - XIV-XII вв до н. э. и иероглифах (иероглифический хеттский язык) - XVI-VIII вв до н. э. По одной из версий, начиная с конца II тысячелетия до н. э., лувийцы наряду с хурритами и араратами, участвовали в процессе сложения армянского народа. Армяне являются преемниками всего древнего населения нагорья, в первую очередь хурритов, урартов и лувийцев, сыгравших важную роль в этногенезе армян.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B
Карта распространения лувийского языка.