Чеченский тейп Эрсной.

Jul 30, 2016 12:57

В продолжении темы поста:

http://serg-slavorum.livejournal.com/1984964.html

И к тому, что в комментариях отписался представитель того самого тейпа Эрсеной:

http://serg-slavorum.livejournal.com/308392.html?thread=11341480#t11341480

Вот, что пишут об истории тейпа Эрсной сами чеченцы:

ЭРСНОЙ (ЭРСАНОЙ, ЭРСЕНОЙ) - исконный чеченский тейп, относящийся к тукхуму Нохчмахкхой!
У тейпа есть своя гора - Эрсной-Лам, расположенная в Веденском районе ЧР.

ЭРСНОЙ относится к числу крупнейших тейпов. Численность оценивается в 30-40 тысяч человек.
ЭРСНОЙ проживают повсеместно практически во всех районах Чеченской Республики, прежде всего в Юго-Восточной части Республики. Это такие населенные пункты, как: Шали, Мескер-Юрт, Герменчук и Сержень-Юрт (Шалинский район); Гелдаган и Эникали (Курчалоевский район); Ачхой-Мартан; станицы Наурская и Шелковская. Многие ЭРСНОЙ живут в городах ЧР - Аргун, Грозный, Урус-Мартан. Внушительные по численности диаспоры тейпа за пределами Чечни, в том числе в других странах.

Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет «По приданиям все ичкерийские(Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы,Белгатойцы,Дишни,Ц1онтаройцы,Эрсонойцы и многие др., от которых произошли и некоторые др. тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, по преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашахе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан кхел).



Согласно преданиям и родовому тептару, а также историко-топографическому очерку Ив. Попова родоначальник тайпа ЭРСНОЙ пришел в Нохчмохк из - Нашха. Генеалогическое древо эрсанойцев:Устар - Яшурха - Болат - Буртах - 1ажав - Хасат - Дирши - Ч1амг1а - Цхьогал - Г1аймерд - Г1аммирза - Г1аркиш - Хьамза - Айдмар - Маьчи - Албаед - Чопал…

Эрсеной (чеч - Эрсана) - родовое село тейпа ЭРСНОЙ, расположенное в Веденском районе Чеченской Республики. Является административным центром Эрсенойского сельского поселения. Село расположено между реками Хулхулау и Гумс, к северо-востоку от районного центра Ведено. Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке - сёла Курчали и Центорой, на северо-западе- сёла Меседой и Агишбатой, на юго-востоке - сёла Тазен-Кала, Белгатой и Джани-Ведено, на юго-западе - сёла Дышне-Ведено и Октябрьское. Согласно имеющейся информации село основано в средние века (ориентировочно в конце 14-го века) представителем тейпа ЭРСНОЙ по имени Устар (пришедшего из Нашхоя). Ныне население села составляет 500 человек.

ЭРСНОЙ являются основателями одного из крупнейших населенных пунктов Чечни - Шали. Так, в средние века (ориентировочно в 13-14 веках) братья Идарз и Окша со своими родственниками основали село Шали. Идарз и Окша на Шалинскую равнину пришли из Нашхоевской котловины, где обитали многие представители чеченских тейпов. Идарз поселился на юго-востоке, обосновав хутор Идарза. Брат Окша на юго-западе, на противоположном берегу реки Басе. Издревле чеченский аул Шали являлся крупнейшим духовным, ремесленным и торговым центром Северного Кавказа, расположенный в живописной местности среди вековых лесов на реках Басе, Джалк, Ахк в предгорной Чечне. Мягкий климат, неописуемые фауна и флора привлекли внимание предков шалинцев.

В одном из источников сообщается, что ЭРСНОЙ делятся на следующие некъе: Бедин некъе, Ибайн некъе, Чалайн некъе, МIачин некъе, Боьрзаган некъе, Къарлойн некъе, Зауран некъе, ГIойлин некъе, МицIалган некъе, Илесан некъе. Однако, с учетом многочисленности и рассредоточенности тейпа по территории Республики, наверняка есть и другие некъи (это уже пусть сами представители тейпа озвучат).

Антропологически ЭРСНОЙ являются чаще всего русыми, высокими, светлоглазыми и не подпадают под категорию «лицо кавказской национальности» в том понимании, в каком это раскручено в российских СМИ. Этот факт позволяет делать предположения ряду экспертов о том, что они являются потомками индоевропейских переселенцев (что опять-таки требует подробного изучения и анализа).

Эрсеноевская фамилия в преданиях своих сохранила весьма интересный рассказ. Конечно в нём есть элементы сказочности. Эрсеноевцы возводят свой род до Кулаба - жителя города Шам (в Турции); из Турции Кулаб переселился в Бухару, сыном своим Кусаем, который впоследствии, уворовав невесту бухарца Ахмата, бежал с нею в аул Нашахэ;

https://vk.com/topic-49730303_28865146

Легенда про бегство из Бухары:

здесь он встретил старого своего друга, Мааша, и поселился под его покровительством, как человека влиятельного и всеми уважаемого (откуда выходец Мааш - предание не говорит). Всё время живя с Маашем в дружбе, Кусай предложил ему войти в родственные отношения, имея в виду разрешение от беременности жён своей и его. Мааш изъявил на это предложение полную готовность, и они заключили такое условие: если у обоих их родятся два сына - пусть они будут братьями, если две дочери - сёстрами, а если у одного сын, а у другого дочь - женит одного на другой. Наконец родители отпраздновали рождение: Кусай - сына Мулку, а Мааш - дочери Яга, и условие своё скрепили клятвой. Спустя года два после побега Кусая из Бухары, Ахмат, честь которого была оскорблена похищением невесты, искал Кусая, с целью отомстить ему за обиду; побывавши во многих местах, обиженный приходит наконец в Нашахэ и узнаёт тайно, что Кусай здесь и что он пользуется покровительством сильного человека. Ахмат, не принимая явных против Кусая враждебных намерений, убил его, воспользовавшись удобным для этого случаем, после чего возвратился в Бухару.
Мать Мулку, Хузеймат, после смерти мужа, пожелала возвратиться на родину, к братьям своим, жившим в Бухаре; она берёт сына и уходит. Мулку, по силе и терпенью, был необыкновенный ребёнок, что он показал ещё в Нашахэ: он твёрдо ходил, имея от роду несколько месяцев; брал огонь и жёг им себя, не чувствуя никакой боли, как бы говоря в назидание старикам: «терпенье всё превозмогает». Живя в Бухаре до совершеннолетия (15 лет), Мулку, не имея ни правил чести, ни уважения к старшим, вёл себя в высшей степени дурно и тем заслужил общее нерасположение. старики-бухарцы, видя в мальчике совершенную испорченность, совещаются между собою, что им нужно сделать для того, чтобы избавиться от Мулку, которого многие стали уже побаиваться, как человека с дурными наклонностями и весьма сильного физически. Они решили: «Жизнь для Мулку у нас тесна, поищем ему простора в свободной стороне». Поговорив сообща и приискав место, несколько стариков идут к Мулку, уговаривают его, и вместе с ним и его матерью отправляются в путь. Какой дорогой они шли - неизвестно; но только после долгого пути они приходят в Ичкерию, на Эртен-корт (тупая возвышенность), недалеко от нынешнего аула Эрсеноя. Обозрев с возвышенности этой местность, старики спустились ниже и у одного родника указали Мулку место, назвав его Яр-сене. Посоветовав Мулку поселиться с матерью на указанном ими месте, бухарцы возвратились сами обратно. Новый пришелец в Ичкерию устроил близ родника каменную саклю и поселился в ней навсегда. Устроившись как должно, мать Мулку предлагает сыну жениться и с этою целью посылает его в Нашахэ к Маашу, дочь которого предназначалась ему в жёны. Мулку идёт, является к Маашу, который припоминает его и его отца, Кусая, отдаёт Мулку свою дочь и, проводив их в Яр-сене, сам остаётся в прежнем своём ауле.
Развалины сакли Мулку указываются и теперь эрсеноевцами; указывая на них, они говорят: мулкун-метык - место Мулку.
Нисходящая линия от Мулку идёт в следующем порядке: он имел сына Устара, Устар - Яшургана, Яшурган - Болата, Болат - Буртага, Буртаг - Ажава, Ажав - Хасата, Хасат - Дырши, а этот - Чамагу, Уци и Пари. От Чамаги родился сын Цогал, от Цогала - Гаймерды, от Гаймерды - Гаммирза, от Гаммирзы - Гаракиш, от Гаракиша - Хамза, от Хамзы - Айдемир, от Айдемира - Мячи, а от этого последнего Албает и Чополау, живущие и ныне в ауле Эрсеной, как представители своей фамилии: оба они уже старики. Итак, аул Эрсеной готовится сменить 17 поколение. В восьмом поколении (Дырши), явился в Эрсеной шейх Бэрсан, внося с собой учение ислама.

Известные люди выходцы из тейпа Эрсной:

Соип-Молла Гайсумов - авторитетный просветитель из Шали. Крупный ученый богослов, религиозный и политический деятель. В 1911 году был сослан в Калужскую губернию. Имел богатейшую библиотеку, начало которой положил его отец Пойсум, она была конфискована после смерти хозяина. Был очень влиятельным человеком свого времени, ни одно знаковое событие в Чечне не проходило без его участия. В 1928 году его не стало. Зийарат с мазаром в с. Шали.

Абдулмуслимов Сайд-Селим Хусаинович - заместитель министра Чеченской Республики по национальной политике, печати иинформации (фото ниже):






Солтагереев Хусайн Гиланович - Председатель Совета профсоюзов Чеченской Республики

Разита Эсимбаева - филолог, автор многочисленных статей о чеченском народе и его истории

Герман Садулаев - российский писатель, имеет эрсеноевские корни.

Исбахаев Рамазан (по кличке «Наиб», «Медведь») - один из амиров Ичкерии.

Исторические факты:
В ходе встречи Имама Шамиля с чеченцами села Эрсеной в начале 1859 года он пламенно заявил:
"Во всем Дагестане храбрее вас нет, чеченцы ! Вы свечи религии, опора мусульман, вы были причиною восстановления ислама после его упадка. Вы много пролили русской крови, забрали их имения, пленили знатных их. Сколько раз вы заставляли их сердца трепетать от страха… Ей-богу, я не уйду отсюда в горы, пока не останется ни одного дерева в Чечне".

Группа тейпа в одноклассниках (самая большая): http://www.odnoklassniki.ru/group/51968791937067
Группа тейпа вконтакте (слегка подзаброшенная): http://vk.com/club2143939

Страничка родового села в википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эрсеной
Страничка родового села в чеченской википедии:

http://ce.wikipedia.org/wiki/Эрсана

Это, как я понимаю, родовая гора тейпа Эрсной - Эрсной Лам (лам - гора по чеченски, ламро - соотвтетсвенно горец):




Фото взяты здесь:

https://vk.com/wall184731376?z=photo-49730303_309595370%2Fwall184731376_55

Это эрсно креативят:


предания старины глубокой, вайнахи, антропология, Чечня, ислам

Previous post Next post
Up