Которого Эрдоган объявил главным вдохновителем нынешнего переворота.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%8E%D0%BB%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D0%B5%D1%82%D1%85%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%85 Гюлен делает упор на этическое воспитание нового поколения. Гюлен проповедует и развивает традиционный турецкий (ханафитско-матуридитский) вариант ислама, не выдвигая новых теологических концепций, а предлагая их современную интерпретацию. Гюлен постоянно подчеркивает роль науки и образования в развитии общества. Отличительной чертой Гюлена является инициирование диалога с представителями других конфессий и убеждений. Запустив процесс диалога в Турции, Гюлен продолжил его и в международном масштабе. В плане политики Фетхуллах Гюлен считает демократию оптимальной на данный момент формой правления, несмотря на то, что «в книжном (кораническом) и традиционалистском (на основании Сунны) мусульманстве нет ни абсолютной монархии, ни классической демократии в её западном варианте, ни диктатуры, ни тоталитаризма». Гюлен выступает за многопартийность, и придерживается в плане политики основного принципа - «в исламе управление опирается на договор между тем, кто будет править, и тем, кто будет подчиняться».
Его учение отличает от других общепринятых течений умеренного ислама две вещи, которые он выводит из интерпретации определенных аятов Корана. Первое - он учит, что мусульманское сообщество обязано служить («hizmet etmek») общему благу общины и нации, мусульманам и немусульманам во всем мире. Движение «Хизмет» является международным общественным движением, инспирированным идеями Гюлена. Учение о служении людям привлекло и привлекает большое количество сторонников в Турции, Центральной Азии и в других частях мира.
Второе - мусульманское сообщество должно осуществлять межконфессиональный диалог, как минимум, с «людьми Писания» (христиане и иудеи). К атеистам отношение Гюлена скептическое, например, в 2004 году он назвал терроризм «таким же презренным, как атеизм».
Секуляризм и шариат
Гюлен критикует лаицизм как политику, уходящую корнями в философию редуктивного материализма. В то же время он считает, что ислам и демократия совместимы. По мнению Гюлена, к шариату относятся и вероубеждение, и столпы ислама - намаз, ураза, зякат, хадж, семейные и личные отношения, различные аспекты жизни. «В современных демократических государствах никто не мешает заниматься этими вещами, которые составляют более чем 95 % ислама и шариата. И только 4-5 % относится к власти и праву, это не забота отдельных личностей, а тех, кто управляет. Противники ислама же именно эти 4-5 % пытаются представить как весь шариат.»
Турция и Европейский Союз
Гюлен одобряет заявку Турции на вхождение в ЕС и считает что ни Турция, ни Европейский Союз ничего не потеряют, а только выиграют от этого.
Роль женщины
Согласно Арасу и Каха, взгляды Гюлена на положение женщин «прогрессивные», но «современные женщины - профессионалы в Турции все равно далеки от того, чтобы их принять». Гюлен говорит, что ислам спас женщин, они «вообще не закрывались в своих домах и … никогда не притеснялись» в раннем исламе. Он чувствует, что «феминизм западного типа … будучи полным ненависти по отношению к мужчинам, обречен на крайности, как и все другие революционные движения».
Терроризм
Гюлен осуждает любой вид терроризма. В исламе, указывает Гюлен, четко разработаны и определены условия для военного и мирного времени. В мирное время отдельные личности не имеют права воевать и убивать людей. «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей». Гюлен был первым мусульманским авторитетом, осудившим террористические атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. В статье, вышедшей на следующий день в газете Washington Post, им написано «Мусульманин не может быть террористом, и террорист не может быть настоящим мусульманином». Гюлен сокрушается, что имидж ислама «угнан» террористами, которые выдают себя за мусульман. Он советует изучать ислам через его источники и его проявления в истории, не через действия кучки маргиналов, которые показывают его в ложном свете. Гюлен высказал соболезнования жертвам теракта в российском Беслане.
Про войну в Сирии Гюлен говорит, что «события там отдаются болью в сердце, надо остановить кровь, льющуюся в этой стране, решать проблемы мирным путём и при помощи разумного обсуждения всеми.» В сентябре 2014 года Гюлен опубликовал в ведущих СМИ своё заявление с осуждением неоднократно повторяющихся в последнее время жестоких преступлений против человечества террористической группировки «ИГИЛ» и выразил глубокие соболезнования семьям и близким погибших в связи с актами насилия в Ираке и Сирии. «Любая агрессия, давление или притеснение меньшинств или невинных гражданских лиц противоречит высоким идеалам и духу Корана (…) Их действия - не что иное как терроризм, так это и надо называть».