![](https://img-fotki.yandex.ru/get/62868/19773811.16a/0_13bffb_5a4f83e5_XL.jpg)
Современные крящены.
Касательно бредней свидомитов про "несторианство, которое исповедовали в Московии":
http://serg-slavorum.livejournal.com/1923498.html Недоумки просто слышали звон, да не знают где он.
"Несторианство" исповедовали некоторые представители кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды. После того, как хан Узбек в 1312-1313 годах принял ислам, златоордынцы-"несториане" переселились в Северо-Восточную Русь и ассимилировались в греко-православной среде. Возможно этим объясняется такое большое количество крещёных татарских мурз в Московской Руси? Или например этно-религиозная группа крящен. Они согласно собственным преданиям приняли христианство задолго до присоединения Волжской Булгарии к Московскому государству. Когда же?
Вот какую версию развивает казанский историк Максим Глухов:
http://сувары.рф/ru/content/tatarica-enciklopediya Кряшены (керәшеннәр) - самоназвание т. н. крещёных татар. Этноним, по всей вероятности, восходит к историческим керчинам (от санскр. кер - гора + кит. чин - человек), т. е. жители гор, и в прошлом, очевидно служил, этническим названием одного из татарских племен, известных как кераиты (гераиты) - основа населения средневековой Керии - наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племен приводится в словаре М. Кашгарского (1073 г.), в работах персидского историка Рашид-ад-дина (XIII в.) С X в. кераиты исповедовали христианство несторианского толка. Известно, что ещё в 718 г. несторианский патриарх Тимофей обратил в Каракоруме в христианство анатолийского султана (Павлович М., 1927). В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами-манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов (Муканов М. С., Викторова Л. А., Ховорс Г., 1984). Как на реликт прошлого можно указать на керчинов и / начинов, еще в конце XIX в. обитавших в долинах Керчин-Дарьи и Тарима (Северо-Западный Китай).
В конце XII в. татары, в т. ч. и кераиты, будучи покоренными Чингисханом, оказались в монгольской среде, но не потеряли своего лица. Имея навыки письма (на основе уйгурского алфавита) и традиции общественно-политической жизни, многие кераиты в монголо-татарском сообществе заняли господствующее положение, составили привилегированный класс нойонства. С началом крупномасштабных завоевательных походов татары-кераиты оказались в Средней Азии и Восточной Европе, вместе с представителями других покоренных Чингисханом тюркских племен, преимущественно - кипчаков, заложили основы ногайства и казачества. Усиление позиций ислама в Джучиевом улусе (Золотой Орде) со второй половины XIV в. вынудило многих татар-казаков покинуть свою страну. Они поступали на службу в Великое княжество Литовское, Московскую Русь, Королевство Польское и Османскую Турцию, что стало одной из причин начала распада Золотой Орды.
В тему
пост С началом завоевательных походов татаро-монгол в 1220-х г. на Северный Кавказ интенсивно проникает несторианство, и складывается институт кочевых священников-несториан, впоследствии способствующий формированию особой кочевой церкви у протоказачьего населения предгорий - бродников. С XV в. контакты населения Северного Кавказа с христианскими центрами практически прекращаются, но христианская вера в преобразованном, смешанном или упрощенном виде с дополнениями языческой обрядности сохраняется на труднодоступных территориях в самоизолировавшихся обществах горских народов и казаков-бродников до конца XVI в.
(c) Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI - XVI вв.
* * * *
Отдельные памятники мировых религий, сохранившиеся на Северном Кавказе, и указания письменных источников создают картину довольно бесплодных миссионерских усилий, долгое время не находивших почвы в местных обществах. Периодически отдельные вожди и князья принимали в зависимости от своих внешнеполитических союзов то какую-то форму христианства (кочевническое несторианство или греческое православие), то ислам. Большинство же населения по-прежнему практиковало местные семейные, воинские и природно-мистические ритуалы, отголоски которых сохраняются по наши дни, особенно в Абхазии.
(с) Г.М.Дергугьян ИСЛАМСКИЙ НЕ-ФАКТОР НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
* * * * *
В Иране несториане имели довольно разветвленную церковную организацию, состоявшую из нескольких метрополий и епархий. Самой северной из них была метрополия Аррана. Видимо, она имела связи с золотоордынскими несторианами, так как называлась метрополией Аррана и Алании. Есть предположение о существовании метрополии или епархии на золотоордынской территории Северного Кавказа. Возможно также, в XIV в. Арранской митрополии подчинялась миссия на Северном Кавказе - у черкесов («Circasii»).
(c) А. Б. Малышев ЗОЛОТАЯ ОРДА И ИРАН: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ