Генерал Андраник Озанян.

May 11, 2016 22:23




Об освободительном движении армянского народа написано достаточно много. На фоне наиважнейших событий в трагический период истории армянского народа особо следует отметить роль выдающегося борца за его освобождение - Андраника, человека, с именем которого неразрывно связаны почти все факты и события борьбы армян против турецкой тирании.

Андраник Озанян родился 25 февраля 1865 г. в городе Шапин-Гараисар. Ему было полтора года, когда скончалась мать, Мариам. Ребенка растили отец и замужняя сестра, Назели. Отец заботливо следил за ростом озорного мальчугана. Иногда он жаловался на сына: «Огонь мальчишка!





Так выглядел город Шапин-Гараисар в Османской империи, где 25 феврвля 1865 года родился Андраник Озанян.

Торос Озонян, отец Андраника, был ремесленником, но занимался и коммерцией. Отправляясь по торговым делам, он брал с собой и сына. Для любознательного подростка эти путешествия были первыми университетами. Как и любой отец, Торос Озонян, человек от природы умный, хотел, чтобы Андраник стал коммерсантом, продолжил его дело. Более того, он пытался убедить сына в том, что только состоятельный человек способен спасти свой народ, обратить внимание на себя внимание крупных государств и с их помощью освободить родную землю.



Современный Шапин-Гараисар в Турции, ныне именуемый Шапин-Карахисар.

Но потерпев неудачу в своих торговых делах, единственным средством существования Тороса стало вновь столярное ремесло. Он начал обучать этому дедовскому промыслу и Андраника, чтобы тот мог в дальнейшем прокормить себя. Однако склонности у Андраника были другие. Еще в детские годы его неукротимо влекло к военным играм и оружию. Он с гордостью ездил на коне, ловкий и озорной, организовывал шумные игры, подбивая товарищей на дерзкие поступки. Разделив детей по «армиям», он играл в войну. Случалось в пылу «битвы» он мог расквасить нос противнику, что вызывало потом нарекания взрослых. Однако соседи и ребятня любили его, отдавая должное его смелости и находчивости. Многие родители, наставляя своих ребятишек, приводили в пример Андраника. А с него и вправду можно было брать пример - он был заботлив и участлив к товарищам, делился с ними всем, что имел, не любил трусишек, вдохновлял детей на храбрый «бой», гордился отважными друзьями.

В 1875 г. Андраник поступил в родном городе в школу Мушегян и через семь лет окончил ее. Любознательного подростка любили в школе и учителя и ученики. Он увлекался историей родного народа, отдавая предпочтение ее героическим страницам: подвигам Вардана, Давид-Бека, Агаси и других. Знакомясь с родной историей и культурой, он проникался ненавистью к угнетателям и поставил целью своей жизни бороться с ними так, как боролись сасунские храбрецы.

По окончании школы, в семнадцатилетнем возрасте, Андраник женился, «на очень красивой, - по его словам, - девушке». Но юные супруги недолго наслаждались своим счастьем. Вскоре умирает жена Андраника, а вслед за ней, спустя несколько недель, и их новорожденное дитя. Он глубоко переживал свое горе. Поначалу друзья тщетно пытались отвлечь его от горя. Но мало-помалу им удалось приобщить Андраника к своим собраниям, где обсуждались насущные вопросы нации, проблемы спасения отечества. Так Андраник проникся идеей спасения отчизны, раз и навсегда вступив в ряды борцов за освобождение родного народа от турецкого ига.

Вскоре Андранику представляется возможность показать свой дерзкий норов и безграничную храбрость. Преследование и травля армянской интеллигенции со стороны начальника полиции Константинополя переполняет чашу терпения Андраника, и однажды, убив его ударом меча, он вынужден был скрыться. Пройдет не так уж много времени и он убедится, что индивидуальным террором и гайдукскими методами борьбы невозможно залечить раны родного народа. Одним из первых он приходит к выводу о необходимости вооружить народ и создать отряды ополчения.

Чтобы достичь этой цели, он, по совету друзей принимает решение объездить те европейские страны, где были многочисленные армянские общины, и сплотить массы вокруг идеи освобождения родины. Андраник посещает ряд армянских колоний, где разворачивает широкую деятельность, знакомится с методами и задачами освободительной борьбы балканских народов. Так, с 90-х годов XIX века Андраник становится деятелем развертывавшейся национально-освободительной борьбы армян против турецкой деспотии.



Андраник (в центре) со своими фидаинами.

Вернувшись на турецкую территорию Андраник со своими друзьями собрал отряд, который наводил ужас на турецких чиновников и курдских племенных вождей. Власти, разъяренные действиями Андраника и его соратников, приговорили их к смерти. Этот приказ остался невыполненным так же, как и многочисленные заговоры, организуемые против Андраника.

Андраник помогал беззащитным, беспощадно карал тех, кто зарился на чужое добро. Он был грозой пашей и беев, разорявших армянские села. Как-то в беседе с крестьянами из Шеника и Семала он заметил, что никогда не выходил в бой, не имея на то серьезной причины. «Укажите мне хоть одну битву, - говорил он крестьянам, - повод к которой давал бы я». И действительно, бои, которые вел Андраник, как и все сражения армянского народа, были направлены только на защиту родины и народа от турецкого произвола.

Андраник создал сильный и внушительный отряд гайдуков, который в 1901 г. вел оборонительные бои в Мушской области. Венцом этих боев были сражения у монастыря св. Апостолов (Аракелоц ванк). В отряде Андраника было 37 бойцов, против них правительство бросило 6000 солдат. История войн не знала такого соотношения борющихся сторон - 6000 против 37! В течение почти месяца, вооруженные до зубов турецкие войска не смогли победить 37 героев армян. В этих боях Андраник потерял четырех бойцов, урон же противника составлял внушительную цифру. И только исход боеприпасов и продовольствия заставил оставить монастырь. Находясь в плотном кольце, тайный прорыв группы Андраника был столь неожиданным, почти сверхъестественным, что получил легендарную окраску, а фидаины в воображении народа обрели славу неуязвимых и неуловимых.



Монастырь Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) в Муше, где в ноябре 1901 года Андраник с 30 гайдуками в течении 24 дней держал оборону от шеститысячной армии турков. Сам монастырь до наших дней не сохранился.

Еще большую известность принесло Андранику и его отряду, участие в Сасунской самообороне 1904 г., где он возглавив восстание армянской части населения Горного Сасуна, взял себе боевой псевдоним - Сасунский.

Но силы были слишком неравными, и после подавления турками героической Сасунской самообороны, Андраник покинул Западную Армению. Он отправился в Европу, где активно пытался найти поддержку национально-освободительной борьбы армян Западной Армении.

В 1912 г., Андраник и подпоручик Гарегин Нжде собрали из армянских добровольцев и представителей других национальностей отряд, который действовал в составе македоно-одринской группы болгарских войск. За разгром турецкого корпуса у села Мергамлы в декабре 1912 года, Андраник получил от болгарского правительства самую высокую государственную награду - «Золотой Крест за отвагу». Еще позже за своё участие в войне Андраник был награждён серебряными крестами III и IV степени, произведён в офицеры, ему было предоставлено болгарское гражданство и назначена пенсия.

Богатый военный опыт против турецких войск и знание специфики территории военных действий оценило русское командование, и Андранику поручают сформировать и возглавить первую армянскую дружину, которая впоследствии отличилась в составе русских войск Кавказской армии в боях за взятие Вана, Битлиса, Муша. Сам Андраник за личное мужество в боях в 1915-1916 гг. был награждён Георгиевской медалью IV степени, Георгиевскими крестами IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени, орденом Рыцаря Почетного легиона (Франция), орденом Боевого Креста второй степени (Королевство Греции) и орденом Святого Григория Просветителя первой степени (Первопрестольный Святой Эчмиадзин).

После провозглашения первой Армянской Республики у Андраника сложились непростые взаимоотношения с её руководителями. Он не признал мира, несправедливо заключённого между турками и армянским правительством в Батуми. По этому соглашению дашнакскому правительству оставили Эриванский и Эчмиадзинский уезды. Остальная вся территория Армении оказалась захвачена турецкими войсками.

После выступления на общенациональном собрании 7 октября 1917 года Анраник заявил о том, что он окончательно отмежевывается, порывает свои связи с дашнаками. Уход Андраника из рядов своей партии был обусловлен позицией, занимаемой им в общенациональных вопросах, которым он давал приоритетное значение.

Разочаровавшись в политике государств Запада по отношению к Армении и не смирившись с дашнакским правительством, в апреле 1919 года Андраник прибыл со своим отрядом в Эчмиадзин, где распустил свой отряд, а сам уехал в эмиграцию.



Свадьба Андраника в Париже.

Будучи непримиримым врагом турецкой деспотии, Андраник боролся против политики кровавого султана, варварских притеснений и зверств, мечтал о свободе для всех угнетенных народов без различия национальностей. Сын своего времени, истинный представитель национально-освободительного движения, он не разделял идеи классовой борьбы. Его больше всего и, прежде всего, интересовал вопрос освобождения нации в целом. Он отрицал важность фактора партийности в нацонально-освободительном движении, считая что партийная борьба раздробляет силы народа. Полемизируя с отдельными партийными деятелями, он упрекал их в том, что они использовали имена героев с целью присвоения их заслуг, приумножения своего авторитета в глазах армянской общественности. Реальной силой для достижения этой цели он считал весь армянский народ при содействии других угнетенных народов и помощи великих держав. С самого начала Андраник связывал судьбу армянского народа в основном с Россией, а позже с Советской Россией. Не потому что он разделял идейно-политические установки большевизма, а потому, что окончательно разочаровавшись в обещаниях Запада, видел в акте установления советской власти возможность сохранения нации, что являлось его жизненным кредо.

Кто близко знал Андраника или встречался с ним, не мог примириться с мыслью, что настанет день, когда он уйдет из жизни. Он был человек легенда, и, казалось, он наделен какой-то сверхъестественной силой, которая отвергает смерть. Народ любил Андраника так, как мать любит родного сына. И народная любовь и признательность были равнозначны тем чувствам, которые Андраник питал к своей родине.



Надгробный памятник Генералу Андранику в Париже на кладбище Пер-Лашес где он покоился до конца второго тыячилетия. В 2000 году его прах был перевезен в Армению и с почестями предан земле на кладбище героев Ераблур в Ереване.

Андраник умер 30 августа 1927 года в лечебнице Чикои Ричардсон у города Чико в штате Калифорния (США). Спустя год после смерти, в 1928 г. его прах был перевезен в Париж на кладбище Пер-Лашез, а в 2000 году - с почестями останки Андраника перезахоронены в Ереване, на кладбище героев Ераблур.

Память об Андранике свято хранят и чтут не только у него на родине, но и за ее пределами. В честь героя установлены памятники в Бухаресте, Софии, Варне и других городах Европы.

Один из лучших мастеров армянского изобразительного искусства, всемирно исвестный художник Мартирос Сарьян говорил об Андранике:

«Если мы, армяне, вправе называть свое прошлое героическим, и если, существуя издавна как нация, мы продолжаем существовать до сегодняшнего дня, то этим мы в величайшем мире обязаны Андранику, одному из навеки незабвенных храбрых воинов нашей древней эпопеи».

Источник: Андраник и его эпоха. (Ц.П. Агаян).

Источник.

Современная армянская народная песня, Андранику Озаняну:

image Click to view



К сожалению текст доступен только на армянском. Может кто из носителей языка подскажет перевод?

Ծածանւում են դրօշները ազգային,
Արեւ ծագեց Արարատի գագաթին,
Ցնծութիւն է. ՀԱՅԱՍՏԱՆը ազգովի
Սպասում է իր Անդրանիկ զաւակին:

ԿՐԿՆԵՐԳ.- Ճիշդ ժամանակն է, արի՛, զօրավա՛ր,
Քեզ են սպասում քաջեր անհամար,
Դէպի Մուշ-Սասուն, դէպի Գանձասար,
Դէպի քաջ Զէյթուն, Մուսայ լեռ մեզ տա՛ր:

Կրկնւում է պատմութիւնը հայ ազգի,
Անկախութեան շեմին ենք մենք բաղձալի,
Պատրաստ ենք եւ ունենք ուժեր յուսալի,
Առաջնորդի՛ր, Հայոց արծի՛ւ պանծալի:

ԿՐԿՆԵՐԳ.- Ճիշդ ժամանակն է...

Ու երդւում ենք, քանզի ուրիշ ճար չկայ,
Առաքելոց Մշոյ Սուրբ վանքը վկայ,
Քո աճիւնին յաղթանակներ տանք ընծայ.
Փառքը միայն յաղթանակով ետ կը գայ:

ԿՐԿՆԵՐԳ.- Ճիշդ ժամանակն է...

Взято здесь.

фидаины, Армения, Франция, Турция, монастыри, армяне, слава героям, армянская музыка

Previous post Next post
Up