Ахудэмме, яковитский митрополит Востока.

Apr 28, 2016 23:57



Карта ассирийских земель и церковных провинций Ассирийской и Яковитской Церквей. Область Бет - Арбайе, где родился и епископствовал герой моего повествования, судя по карте лежит прямо посередине между Мосулом и Нисибином. Сейчас это пустынные земли на границе Сирии и Ирака, вотчина ИГИЛ. Южнее Бет - Арбайе, обратите внимание, находится город Синджар, приобретший недавно печальную славу резнёй езидов, устроенной ИГИЛовцами.

Ахудэмме (Мар Ахудэммех) (+ в 575 году) - ассирийский церковный деятель, миссионер и мученик. Почитается как святой в Сирийской Яковитской Церкви. Память его 18 сентября.

Родился в Баладе в области Бет - Арбайе, в ассирийской семье, принадлежавшей к «несторианской» Церкви Востока. Получил образование у «несториан» и был рукоположен в епископы. Позднее он присоединился к миафизитам - яковитам, порвал все связи со своей семьёй и начал пропагандировать против «несторианства».

Согласно сведениям Бар - Эбрея, Ахудэмме был посвящён в епископы Бет - Арбайе католикосом Армянской Апостольской Церкви Христофором I в 540 году. Житие сообщает о его образованности и успехе его проповеди в Месопотамии, где он, по благословению Иакова Барадея обращал ко Христу арабов - кочевников и других язычников. По почину Ахудэмме для новообращённых арабов был построен храм - санктуарий в честь святого мученика Сергия Ресафского в самом сердце Бет - Арбайе Айнкении (Aïnqenia), что избавило их от необходимости совершать паломничества на территорию Византийской империи. Однако вскоре святыню разрушили «несториане».

В период епископства Ахудэмме миафизиты подвергались гонениям со стороны персидских властей, видевших в них сторонников Империи. Потому что, во - первых, их духовный глава находился на византийской территории, во - вторых, в то самое время противники Халкидонского собора пользовались расположением императора Юстиниана I Великого и его супруги, царицы Феодоры, искавших примирения различных религиозных партий ради мира в Империи. Не последнюю роль в развязывании преследований яковитов сыграли приближённые к шахскому трону «несториане».

Но, однако ж, шах Хосров I Ануширван также как и его византийский коллега искал религиозного мира в стране и решил устроить встречу двух враждующих христианских партий, выслушать обе стороны, решить, кто более убедительно преподносит свою позицию.

Встреча состоялась при шахском дворе. «Несторианскую» делегацию возглавлял католикос Церкви Востока Иосиф (Йосеп), миафизитскую - Ахудэмме. По свидетельству историка Иоанна Эфесского (который, правда сам был миафизитом, посему как видится не очень объективен в изложении данного события), Хосров признал правоту в споре за миафизитами. Тем не менее, результатами богословского спора был очень доволен Иаков Барадей (опять таки со слов Иоанна Эфесского) и в 559 году назначил Ахудэмме митрополитом всего Востока с резиденцией в Тикрите, где ранее не было кафедры.

В новой должности Ахудэмме продолжил дело проповеди Евангелия язычникам. Его миссионерский пыл оказался столь велик, что он даже осмелился крестить «томимого духовной жаждою» иранского царевича, сына Хосрова (с именем Гиваргис - Георгий), который оставил отчий дом «чтобы оставить язычество отцов и стать христианином», и путь - дорожа привела его к Ахудэмме.

Хосров, узнав о «вероотступничестве» сына, пришёл в гнев и посла за «смутителем земли арабов». Ахудэмме схватили, привели в Ктесифон и бросили в тюрьму (573 год), где спустя два года он скончался от голода и всяческих лишений (или по другой версии был обезглавлен) 2 августа 575 года. Царевич же бежал в Византию.

Мощи его, по сообщению Михаила Великого, были положены в церкви в Махозе (букв.- городá, по-сирийски - название столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона).

Ахудэмме любил предаваться философским занятиям, и многие из своих идей, как представляется, заимствовал у Аристотеля. Сохранились два его небольших произведения о душе и о соединении души и тела. "Несторианский" церковный писатель Авдишо бар Бриха упоминает сочинения Ахудэмме против философов, магов, «различные определения», труды по риторике, о смысле богословского термина «Лицо» (букв.- о составе Лица), о свободе выбора, о человеке как микрокосме и другие.

Составлено по:
1. https://en.wikipedia.org/wiki/Ahudemmeh
2. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва. 1979. Стр. 153.
3. Игнасио Ортис де Урбина. Сирийская патрология. Перевод с латинского М. В. Грацианского. Москва. Издательство ПСТГУ. 2013. Стр. 172 - 173.
4. http://www.syriacstudies.com/AFSS/Syriac_Scholars_and_Writers/Entries/2008/3/22_62-_Mar_Ahudemeh_%28d._575%29.html
5. http://www.pravenc.ru/text/77226.html

Византия, Ирак, ассирийцы, миссионеры, святые, Иран-Иран, картография, Сирийская Яковитская Церковь, Ассирийская Церковь Востока, ассиро-яковитские святые, гонения на христиан

Previous post Next post
Up