В связи с тем, что Антон Григорьев
anton_grigoriev в дискуссии
упомянул про мнение св. Иоанна Дамаскина относительно ислама, решил разобраться с вопросом более подробно.
Наткнулся на
такую статью некоего Владимира Корягина в блоге Толкователя, где св. Иоанн объявлен ни больше ни меньше основоположником "европейской исламофобии".
Приведу сначала саму статью (в сокращении), а потом выдержки из труда Дамаскина. Справедливы ли обвинению САМОГО Корягина в адрес КАКОГО-ТО "чинуши", судите сами...
Итак.
Если бы Данте Алигьери жил в наше время, ему наверняка пришлось бы разделить судьбу Салмана Рушди и провести много лет под усиленной охраной. Кто-то обвинял бы его в том, что он мстит за погибшего от рук мусульман дедушку, участвовавшего в военных действия на Ближнем Востоке, другие же просто заклеймили бы его как исламофоба и врага истинной веры. Однако вернемся не на 600, а на 1300 лет назад, дабы выяснить, на основе чего сформировались взгляды Данте и других просвещенных людей того времени касательно ислама.
На рубеже VII-VIII веков в омейядском Дамаске жил араб по имени Мансур ат-Тагляби, он был христианином и в историю вошел под именем Иоанна Дамаскина. Мансур-Иоанн написал сочинение под названием «Perì hairéseōn», в котором рассказывал о различных учениях, существовавших в то время. В отличие от сочинения персидского экзегета Абу-ль Фатха аш-Шахрастани под названием «Книга о религиях и сектах», в котором тот, не вступая в диспут, также рассказывал о различных течениях, труд Дамаскина был ангажирован от начала и до конца.
Особенно забавной выглядит часть, касающаяся непосредственно ислама. Он назван «религией измаилитов, предтечей антихристовой». Дамаскин вкратце и довольно гротескно рассказывает историю саракинов (сарацинов, под которыми подразумевает арабов), бывших идолопоклонниками до «появления лжепророка, называемого Мамедом». А потом начинается попросту фарс, которого вполне можно было бы ожидать от жившего где-нибудь в Европе апологета, но никак от коренного жителя Дамаска (тогдашней столицы Халифата) и араба, явно знакомого с исламом не понаслышке.
Чёрный камень Каабы, по его мнению, - тот самый камень, на котором пророк Ибрахим (Авраам) совокуплялся с Хаджар (Агарью). Затем арабы-идолопоклонники сделали из камня голову идола Афродиты и ей поклонялись. Звучит это довольно забавно. По крайней мере, Дамаскин не обвиняет арабов в том, что они «похвалялись обрезанием» подобно киринфианам, которые, по его словам, этим грешили и выделялись из общей массы.
Теперь перейдём непосредственно к критике ислама и его пророка, которую представил Дамаскин в своей эпической юмореске. Он называет Коран «смехотворным сочинением», однако мотивирует это только тем, что у Мухаммада не было свидетелей, которые бы видели, как ему ниспосылался Коран. По информации Дамаскина, пророк ислама получил всю информацию от арианского монаха, пересказавшего ему Ветхий и Новый Завет, а все остальное тот выдумал во время эпилептических припадков.
Стоит заметить, что Дамаскин намерено искажает даже очевидные факты, например, утверждая, что «обрезаться» должны, как мужчины, так и женщины. Ещё одним проявлением ереси, по его мнению, является то, что «саракины» не крестятся, не соблюдают субботы и не пьют вино». В целом, всё, что касается ислама, он приводит довольно неточно, словно намеренно упрощая или искажая определенные факты, что проявляется, например, в его трактовке системы многоженства и отдельных моментов Корана и хадисов, связанных с тем, как Мухаммад устанавливал отдельные положения, касающиеся его собственных жён.
Создаётся впечатление, что помимо религиозной подоплеки в сочинении фигурирует что-то ещё, нечто более личное, а именно - чувство обиды. Для того, дабы понять, каким образом Мансур ат-Тагляби стал Иоанном Дамаскиным, придётся вернуться еще на несколько десятков лет назад, в 636 год, когда арабские войска взяли Дамаск, а помог им в этом никто иной, как Мансур ат-Тагляби - дедушка и тёзка будущего Иоанна Дамаскина. Он, являясь фактически наместником будущего стольного града Омейядов, сдал город арабскому войску, забыв предупредить об этом византийский гарнизон, отправившийся в воскресный день на молитву в храм Иоанна Крестителя, который впоследствии станет Большой Омейядской мечетью.
Делопроизводство в захваченных арабами областях велось не на арабском языке, в силу того, что он еще не был приспособлен для этой функции и потому, что его попросту не знали те, кто жил в указанных местностях. Вследствие этого местные элиты остались у власти и сохранили все свои привилегии, лишь сменив тех, кому они прежде подчинялись. На протяжении более полувека семья ат-Тагляби фактически правила Дамаском. После смерти деда во главе города стал отец будущего Дамаскина, а затем и сам Мансур ат-Тагляби. После того, как Дамаск стал столицей, уровень власти семьи ат-Тагляби, а соответственно и доходы - лишь возросли.
Всё изменилось с приходом к власти халифа Абд-аль Малика, решившего провести административную и финансовую реформы. По их результатам языком делопроизводства стал арабский, а всем, кто им не владел, предлагалось либо его выучить, либо покинуть свой пост взамен на пожизненную пенсию за заслуги пред Халифатом. Многие чинуши, в том числе и Мансур ат-Тагляби, остались не у дел: им хотелось жить прежней жизнью, но не хотелось учить арабский. Наоборот, на протяжении прошедшего с завоевания Сирии арабами времени именно местные элиты выступали противниками арабизации, стремясь в то же самое время не потерять высокое положение и увеличить собственный доход.
Обиженный и расстроенный Мансур ат-Тагляби в 706 году покидает Дамаск и направляется в монастырь Бар Саба, где принимает монашеский постриг под именем Иоанна. Таким образом, чиновник, бывший одной из главных шестерёнок в госаппарате Халифата, стал оппозиционером и ярым противником ислама, а следовательно - теократического государства, в основе которого лежала эта религия. Иоанн Дамаскин так и не достиг высокого положения в церковной иерархии, фактически являясь серым кардиналом - он занимался написанием программных трудов вплоть до самой своей смерти. Стоит отметить, что как иконописец он проявил себя гораздо более талантливо, нежели, как писатель.
Со временем представления об исламе нисколько не эволюционировали, а лишь обрастали различными мифами и легендами. Ученики Иоанна Дамаскина сменились последователями, а те новыми апологетами, чья критика ислама нисколько не эволюционировала, в то время как сама молодая религия становилась сильнее и охватывала всё больше народов.
Люди в Европе всерьез воспринимали рассказы о том, что гроб Магомета левитирует в воздухе, а полуреальные истории об ассасинах лишь подогревали градус безумия и порождали всё новые и новые россказни.
Итогом стало то, что и нынешняя Европа оказалась не готова к тому, что она стала объектом новой мусульманской Хиджры.
А теперь текст Дамаскина:
http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/viz_coch_ob_islame.pdf