Джон Моррисон Бёрч - американский миссионер и военный разведчик.

Mar 14, 2016 22:57




Джон Моррисон Бёрч - американский баптистский миссионер и военный разведчик.

Родился 28 мая 1918 года в семье американских баптистских миссионеров в Ландуре (Landour), горном лагере в Гималаях, на территории нынешнего североиндийского штата Уттараханд (в те времена - «Объединённые провинции Агры и Oudh»). В 1920 году, когда Джону было 2 года, его семья вернулась в США.

Детство и отрочество Бёрча прошло в Винеланде (штат Нью - Джерси), в округе Флойд (штат Джорджия) и в городе Мейкон (тот же штат). Родители воспитывали его в строгих христианско - фундаменталистских традициях. Получил образование в Lanier старшей школе (сейчас Центральная Старшая школа), потом поступил в находившийся под патронажем джорджийских баптистов университет Мерсер (Mercer). Один из бывших одноклассников Джона вспоминал много лет спустя: «Он всегда был сердитым молодым человеком, фанатиком».



На старших курсах Мерсеровского университета Бёрч создал студенческую группу, задачей которой было выявление и публичное порицание преподавателей, не разделяющих библейское учение о сотворении мира и другие христианские доктрины. Стараниями Джона и его товарищей из университета был с позором изгнан профессор Джон Фриман (Freeman) за свои нападки на Слово Божье.




Ещё в детские годы, в возрасте 7 лет, Джон решил пойти по стопам своих родителей и стать миссионером. После окончания Мерсеровского университета он был зачислен в Фундаменталистский  Баптистский Библейский институт (Fundamental Baptist Bible Institute) пастора Дж. Франка Норриса в Форт - Уорте, штат Техас. Закончив двухгодичный курс теологии за год, Джон был послан для проповеди Евангелия в Китай «Мировым фундаменталистским баптистским миссионерским братством».

По приезду в Шанхай в 1940 году Джон начал углубленное изучение Китая, его языка, традиций, культуры. Через 6 месяцев был переведён в Ханчжоу (Hangzhoy), район Китая, находившийся по японской оккупацией ещё со времён второй японо - китайской войны.

После японской атаки на Перл - Харбор и начала войны между Японией и США, японские оккупационные власти отдали приказ об аресте всех американцев, находившихся на подконтрольной им территории. Джон уехал во внутренние районы страны. Он изменил внешность - перекрасил волосы в чёрный цвет и носил китайскую одежду, но с риском для жизни продолжал свою проповедническую деятельность в провинции Чжэцзян (Zhejiang).



Участники Рейда Дулиттла.

В 1942 году Бёрчу довелось спасти полковника Джимми Дулиттла (Jimmy Doolittle) и его Токийских рейдеров, которые были сбиты во время первого воздушного налета США на Японскую территорию (Рейд Дулиттла).

Группа Дулиттла пряталась от японских войск, а Бёрч предоставил им убежище. Дулиттл взял Бёрча вместе с собой, поскольку его опыт и связи в Китае представляли большой интерес для разведки. До окончания войны в Китайской республике Бёрч служил в 14 эскадрильи ВВС США.



Награждение Джона Бёрча.

За отличие в воинской службе Джон Бёрч получил следующие награды:
  1. Медаль выдающейся  службы (Distinguished Service Medal).
  2. Легион Почёта (Legion of Merit).
  3. Медаль Тихоокеанско-азиатской кампании (с двумя бронзовыми звёздами - по числу операций, в которых награждённый принимал участие).
  4. Медаль Победы во Второй Мировой войне (World War II Victory Medal).
  5. Китайская Военная Мемориальная медаль (China War Memorial Medal (Nationalist China))
Подробнее об американских военных наградах см. здесь



Джон Бёрч и китайские националисты-гоминьдановцы.

Через 10 дней после того, как Япония официально подписало соглашение о капитуляции (15 августа 1945 года) Бёрч был послан Бюро стратегических служб (предшественник ЦРУ) в Китай. Через время его и человека, которого он переводил через границу (тот был китайским националистом - гоминьдановцем), поймали китайские коммунисты и казнили.

В результате, многие считают его первой жертвой "холодной войны".

Освидетельствование останков Бёрча позволило выяснить детали произошедшего: он был ранен в ногу, руки его были связаны за головой, лицо обезображено ножевыми порезами.

За убийство американского военного никто не понёс наказания. В Америке многие считали, что безнаказанность убийц Джона стала следствием деятельности прокоммунистического лобби внутри страны. 5 сентября 1950 года на слушаниях в Сенате США сенатор от штата Калифорния Уильям Кноуланд (Knowland) прямо заявил, что подробности смерти Бёрча были сознательно сокрыты и не стали достоянием широкой общественности стараниями симпатизировавших китайским коммунистам влиятельных американских чиновников.



Роберт Уэлч-младший, основать "Общества Джона Бёрча". Фото отсюда.

Именем Джона Бёрча, которого американские консерваторы считали героем и мучеником антикоммунистической борьбы, была названа правоконсервативная политическая группа в США, стоящая на платформе антикоммунизма, ограничения влияния государства, конституционной республики и личных свобод. Подробней о ней здесь.

Родителей покойного Джона Бёрча приняли в «Общество» в качестве почётных членов.

О сей организации много говорили в 50 - 60 е годы во времена Холодной войны, а советская пропаганда упоминала о ней со зловещим трепетом наравне с Ку - Клукс - Кланом. Сейчас о ней практически ничего не слышно. Интересно, «Общество» ещё существует или все его активисты уже умерли от старости?

Утомлённый войной фермер.

Этот текст был написан капитаном Джоном Бёрчем в апреле 1945 года за 4 месяца до смерти.

«Я хотел бы такой жизни, которую мой отец назвал «простота жития и думы о возвышенном».

Я хотел бы назвать своими поля и холмы, леса и реки. Я хотел бы употребить свои силы, делая поля зелёными и стада тучными, чтобы добывать пропитание своим близким и любимым людям и помогать нуждающимся соседям. Я не хотел бы провести жизнь, монотонно перебирая бумаги или ведя дела с жадными до денег торгашами.

Даже наука меня интересует как средство создания орудий труда на земле, обеспечения отдыха и сохранения здоровья моей семьи. Меня не интересуют бесконечные исследования материи и космоса, они всё равно в конечном итоге приведут к признанию Бытия Божьего.

Я не хочу лихорадочно перемещаться по оживлённым улицам на гудящих машинах. Я не хочу протискиваться, расталкивая всех локтями, через толпу незнакомых людей, озабоченных только своими суетными мыслями и не знающих настоящей дружбы. Я хочу жить размеренно, отдыхая и расслабляясь вместе со своей семьёй перед камином, приглашать в гости соседей, чтить Господа, наслаждаться чтением книг, лежать на поросшем травой берегу и смотреть на облака, проплывающие по лазури неба.

Я мечтаю о любящей жене, для которой сельская жизнь лучше городской суеты. Которой интересней будет взбираться со мной на холм посмотреть на закат чем хватать такси и мчаться на Бродвей. Она не побоится иметь (много) детей и воспитает их в любви к дому и к земле, и в страхе Божьем.

Единственно, чего я хочу от правительства - защиты от насилия и жестокости, от беззакония злых людей.

Я желаю встретить закат своей жизни крепкий телом и духом, окружённый сильными сыновьями и внуками, друзьями и благодарными соседями, среди плодородных полей и тучных стад, пронеся через всю жизнь детскую веру в Него, обещавшего жизнь будущего века.

Где я найду такой мир? Будет ли эта старомодная мечта поводом для насмешек или (причиной) одиночества? Есть ли ей место в моей родной Америке. Или я должен искать долину в Туркестане*, где мирные стада всё ещё пасутся на безмятежных холмах?»

Примечание:
* имеется ввиду Китай.

Составлено по:
  1. https://en.wikipedia.org/wiki/John_Birch_%28missionary%29
  2. http://www.reformed-theology.org/jbs/html/jbirch.htm


баптисты, англосаксы, США, Китай, консерватизм, миссионеры, Вторая мировая, слава героям, Япония

Previous post Next post
Up