"Его послал Бог гнева и печали, Царям земли напомнить о Христе" Н. Некрасов.
В советской школе об убеждениях Виссариона Белинского нам рассказывали примерно также как сказано в Википедии:
Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Дескать, атеист и баста.
Однако ж... Всё было не совсем так... В чём можно убедиться, прочитав полный
текст знаменитого письма Белинского к Гоголю , написанного за год до смерти Виссариона Григорьевича. Во времена государственного атеизма письмо обычно цитировали в очень урезанном виде. Не, в полном собрании сочинений Белинского текст был представлен целиком, НО кто же его читал, полное собрание...
А в различных хрестоматиях, выпущенных при Совке, полностью выкидывали слова Белинского о Христе и Его учении (своеобразно им понимаемыми), но всё же... Ведь дедушка Лысый Сифилитик заповедовал "
всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничание даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость ... самая опасная мерзость, самая гнусная "зараза" Вот ленинских последышей и воротило от имени Христового аки чертей от ладана. Пользуясь случаем, передаю пламенный привет "православным" новороссам, охраняющим памятники ВИЛу...
Но вернёмся к Белинскому.
Итак цитаты из "Письма...", которые опускали в советских хрестоматиях. Сейчас специально проверил по имеющейся у меня "Хрестоматии по истории СССР. С древнейших времён до 1861 года", Москва, издательство "Просвещение", 1987 год, стр 370 - 372. Ничего из того, что будет процитировано ниже, там нет и в помине... Мало того, предпочли убрать не только то, что связано с реакционным идеализмом, противоречащим этому самому марксизьму-ленинизьму, так ещё и такие пассажи, кои и во времена развитого социализма звучали как жуткая крамола...
Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные
Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры.
Замечу только одно: когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух, - он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да ещё так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества… Бестия наш брат, русский человек!..
Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, - тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим.
Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени. Не истиной христианского учения, а болезненною боязнью смерти, чорта и ада веет от Вашей книги. И что за язык, что за фразы! «Дрянь и тряпка стал теперь всяк человек!» Неужели Вы думаете, что сказать «всяк», вместо «всякий», - значит выразиться библейски? Какая это великая истина, что, когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант!
Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова ученья, - совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть по крайней мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении.
P. S.
Наиболее запомнившийся мне отрывок:
Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны....
где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.
Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь...
введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть.
Это было написано в 19 веке или в наши дни?