Игнатиус Афрам (Ефрем) I Барсум - ассирийский церковный деятель, 120 -й патриарх Антиохии, предстоятель
Сирийской Яковитской Церкви в 1932 - 1957 годах, автор многих научных трудов, посвящённых истории Церкви, литургике, церковной музыке.
Родился 15 июня 1887 года в городе Мосуле, в знатной семье, представители которой традиционно занимались торговлей и служили в финансовых учреждениях. Учился в школе, принадлежавшей католическим монахам - доминиканцам. Там он изучал религиозную литературу и историю, а также французский и турецкий языки. Позже под руководством учителей - мусульман овладел классическим арабским языком.
Теологическую подготовку получил в яковитском
Шафрановом монастыре (Deir al Za’faran) в Мардине, провинция Тур Абдин (сейчас территория Турции). В Шафрановом монастыре он выучил классический сирийский язык, а также изучал труды по богословию, философии и логике, методику которых в дальнейшем успешно применял при исследовании трудов сирийских богословов.
В 1907 году принял монашество с именем Афрам (Ефрем), в 1908 году священнический сан. Остался при монастыре учителем в Патриаршьей семинарии, c 1911 года, кроме того, заведовал монастырской прессой. Через год совершил путешествие по обителям и церквям Месопотамии с научной целью - знакомством с тамошними библиотеками духовной литературы. В 1913 году ездил в Европу и в лучших европейских библиотеках изучал хранившиеся там древние сирийские манускрипты.
Делегация ассирийцев, участвовавшая в переговорах на Парижской мирной конференции.
20 мая 1918 года яковитский патриарх Игнатиус Элиас III рукоположил Афрама в митрополиты с именем Мор Северус и нарёк его епископом Сирии. Вместе с Джоелем Вердой, главой делегации ассирийской диаспоры США, митрополит Мор Северус представлял интересы ассирийского народа (а также арабов) на Парижской мирной конференции в 1919 году. Отстоять интересы ассирийцев и добиться создания независимой Ассирии тогда не удалось, европейские лидеры остались глухи к их просьбам и проблемам, более того, многие европейцы вообще были удивлены, что ассирийцы, о которых они читали в учебниках по истории древнего мира, оказываются ещё существуют, да ещё и «права качают».
Карта независимой Ассирии, создания которой добивалась ассирийская делегация на Парижской конференции.
Однако своё пребывание в Европе митрополит употребил для пользы дела - продолжил изучение древнесирийских памятников письменности, хранившихся по европейским библиотекам, вплоть до своего возвращения на родину в мае 1920. Два года спустя Лига Наций дала Франции мандат на управление Сирией и у митрополита прибавилось забот - теперь о беженцах из Киликии, для которых он организовал постройку церквей в Алеппо и его пригородах.
Следующую поездку митрополит совершил в Женеву и Лозанну для участия в конференции по религиозной проблематике (проходила с 3 по 21 августа 1927 года). Как посланник Аниохийского патриарха побывал в США для ознакомления с положением дел в яковитских приходах. В Америке митрополит освятил три церкви, рукоположил священников, прочёл лекции по Сирийскому языку в Университете Провиденса и в Университете Чикаго.
После смерти Патриарха
Игнатиуса Элиаса (Илии) III в 1932 году Синод епископов избрал Мор Северуса преемником почившего. 30 января 1933 года он был официально возведён в сан патриарха, приняв церковное имя Игнатиус Афрам I. Новый патриарх очень скоро зарекомендовал себя как активный церковный деятель - он создавал новые епархии, основал теологическую семинарию в Захле (Zahla, Ливан, позднее переехала в Мосул, а затем в Бейрут) «Иклерикиет Мар Афрем». В его патриаршество из - за политической ситуации в Турции резиденция яковитского предстоятеля была перенесена из Шафранового монастыря (Deir al Za’faran, где она находилась с 1293 года) в сирийский город Хомс. Благодаря Афраму была обнаружена священная реликвия -
пояс Богородицы, который был замурован в сосуде в алтаре сиро-яковитской церкви в Хомсе (ныне церковь Умм-эз-Зуннар) и древность которого была подтверждена специальной комиссией Департамента археологии Сирии.
Умер 23 июня 1957 года в Хомсе, Сирия.
Литературная деятельность.
Как уже было сказано выше, во время многочисленных пастырских поездок иерарх собирал памятники сирийиской письменной культуры, исследовал и каталогизировал сирийские рукописи, в том числе хранящиеся в библиотеках Европы; составил собственную богатую библиотеку. Уделял особое внимание изучению сирийского языка и литературы, а также взаимовлиянию сирийского и других семитских языков, сирийским заимствованиям в арабском языке. Был членом Академии арабского языка в Дамаске, ввел арабоязычную форму чинов венчания и крещения, за что подвергался ожесточённым нападкам ассирийских националистов, особенно
Фарида Нузхи (за что последний был отлучён от Церкви), не без основания видевших в культурном панарабизме патриарха угрозу для национальной идентичности ассирийцев.
Переписка Афрама включает около 11 тысяч писем на 5 языках.
Патриарх Афрам написал большое число научных трудов, многие из которых даже до сих пор не опубликованы. Его перу принадлежат: сирийско - арабский словарь, сборник по церковной истории XX века (на сирийском и арабском), труд по истории Сирийского Православного (Яковитского) Патриархата, биографический справочник знаменитых людей Сирийской Церкви, труд по истории епархий Сирийской Церкви, индекс сирийских манускриптов, переводы 10 литургий Сирийской Церкви.
Главное сочинение Афрама, посвященное истории сирийской науки и литературы, выдержавшее несколько переизданий,- «Рассыпанный жемчуг
Наименования опубликованных трудов (на арабском языке):
- два опровержения на сочинение «Благоуханный цветок» сиро-католика Исхака Армала,
- «Духовный шедевр»,
- «Священный цветок о христианском учении» (1912),
- «Отдохновение умов по истории Дейр-Зафарана» (1912),
- «Драгоценные жемчужины по краткой истории Церкви» (1940),
- «Сирийские слова в арабских лексиконах» (1951),
- сборник стихов «Кифара сердец» (1954),
- «История Тур-Абдина» (1963 - на сирийском и арабском языках),
- сборник статей «Маяк Антиохии Сирийской» (1992).
Афрам также издал:
- сирийску анонимную хронику 819 года,
- «Послание о знании человеческой души» (1938)
Бар - Хебреуса,
- перевод первой части «Церковной истории» того же автора (1909) и его «Книгу речи мудрости» (1940),
- сочинение «Воспитание нравов» философа-яковита Яхьи ибн Ади.
Составлено по:
1.
http://www.pravenc.ru/text/182143.html2.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ignatius_Aphrem_I_Barsoum