Католики - жертвы османского геноцида.

Jan 10, 2016 14:00

24 апреля во многих странах отмечается как день памяти геноцида, которому на закате Османской империи подверглись христианские народы - армяне, ассирийцы, позднее - понтийские греки. Общее число жертв не поддается подсчету: так, армян, по разным оценкам, погибло от 200 тыс. до 2 млн.

Большинство христиан в регионах, затронутых геноцидом, принадлежало к нехалкидонским исповеданиям; ассирийцы - частью к Сиро-Яковитской Церкви, которую не совсем правильно называют «монофизитской», частью - к «несторианской» Ассирийской Церкви Востока. Однако как среди армян, так и среди ассирийцев обеих конфессий издавна существовало движение за воссоединение с Католической Церковью и действовали католические миссионеры. В результате в XVII-XIX вв. сформировались иерархии Армянской Католической Церкви и двух различавшихся историей и обрядовыми традициями ассирийских Католических Церквей - Халдейской из бывших «несториан» и Сирийской из бывших яковитов.

Ко времени Первой мировой войны католики в Османской империи были сравнительно немногочисленны. Тем тяжелее оказался для этих общин удар, который они во всей полноте разделили со своими некатолическими братьями по крови. По приблизительным подсчетам, в 1915-1916 гг. в провинции Диярбакыр было уничтожено 92% армяно-католиков (11 500 человек), 90% халдо-католиков, 62% сиро-католиков. В провинции Мардин - 97,1% армян католического исповедания, 86% халдо-католиков, 18% сиро-католиков. Впрочем, все эти цифры довольно условны, поскольку, как уже говорилось, статистики не вели ни сами христиане, ни их гонители - турки и курды.

По понятным причинам, лучше известна и систематизирована информация не о простых людях, а о представителях армянских и ассирийских элит - интеллектуальных, экономических, религиозных. Однако и здесь мы нередко сталкиваемся с тем, что по состоянию на начало 1915 года человек был, а через какое-то время просто перестает упоминаться в документах, или же сведения о его судьбе расплывчаты, поскольку непосредственные свидетели его возможной гибели сами вскоре сделались жертвами османской жестокости. Тем не менее, мы нашли возможным собрать здесь двенадцать имен восточно-католических епископов, погибших в годы геноцида, чтобы вместе с ними почтить и десятки или сотни тысяч верных, ставших их спутниками в мученичестве - «их же имена Ты, Господи, ведаешь».

Армянская Католическая Церковь:

Игнатий Малоян ICPB (Ignatius (Shoukrallah) Maloyan), 1869-1915, архиепископ Мардина. Беатифицирован в 2001 г.

Лев Кечеджян (Léon Kecegian [Ketchedjian]), 1860-1916, архиепископ Сиваса (Севастии)

Андрей Илия Челебян (Andrea Elia Celebian), 1848-1915, епископ трибунала в Диярбакыре (Амиде)

Иаков Топузян (Jacques Topuzian), 1855-1915, епископ Муска

Стефан Исраелян (Stefano P. Israelian), 1866-1915, епископ Карпута

Михаил Хачатурян (Michel Kaciadurian), 1845-1915, епископ Мелитине (Малатии)

Матфей Сислян (Mathieu Sislian), 1843-1915, епископ Кесарии Кападокийской на покое

Карапет Гичурян (Garabed (Carlo) Kiciurian (Ketchourian)), 1847-1916, епископ Эрзерума на покое

Халдейская Католическая Церковь:

Филипп-Иаков Орахим OAOC (Philippe-Jacques Abraham), 1848-1915, епископ Джизре

Авраам Аддай-Шер, Фаддей Шер (Ibrahim Addai-Scher), 1867-1915, епископ Сиирта

Фома Аудо (Thomas Audo), 1854-1918, епископ Урмии

Сирийская Католическая Церковь:

Флавиан-Михаил Малке (Flavien-Michel Malké), 1856-1915, епископ Джизре.

NB: Имена приведены к общеевропейскому написанию, армянские фамилии - к звучанию, принятому в современном восточноармянском языке Закавказья. В скобках дано написание латиницей согласно «Annuario Pontificio».

Отсюда.

UPD:

Филипп-Иаков Орахим (Филипп Жак Абрахам) (1848 - 1915) - иерарх Халдейской Католической Церкви, епископ города Джизре.

Родился 3 января 1848 года в Телькефе (ассирийский город на Ниневийской равнине, примерно в 13 км северо-восточнее Мосула, жители которого традиционно принадлежали к халдейской юрисдикции. В 2014 году захвачен боевиками ИГИЛ и полностью лишился своего христианского населения).

В юном возрасте поступил в монастырь Раббан Хормизд, где получил духовное образование. 25 июля 1875 года посвящён в епископы Сиро-Малабарской Католической Церкви. В 1882 году посвящён в епископы города Джизре. патриархом Халдейской Католической Церкви Иосифом VI Аудо.

В 1915 году во времена развернувшегося геноцида ассирийцев и армян в Османской империи пытался защитить христианское население города. Его попытки оказались тщетными, по приказу турецких властей епископ Филипп-Яков Орахим был арестован вместе с мелкитским епископом Флавианом Мишелем Мелки. Орахиму предложили сохранить жизнь в обмен на принятие ислама. Епископ отказался и был казнён. Тело мёртвого иерарха турки проволочили по улицам города.

https://en.wikipedia.org/wiki/Philippe-Jacques_Abraham

Армения, Христианская Солидарность, Мелкитская Церковь, геноцид армян, Турция, ассирийцы, армяне, святые, геноцид ассирийцев, Армяно Католическая Церковь, Халдейская Церковь, католицизм

Previous post Next post
Up