Мар Шимун VIII Юханнан Сулака.

Dec 14, 2015 22:36




Мар Шимун VIII Юханнан Сулака (годы жизни 1510 - 1555) - ассирийский церковный деятель, первый патриарх Халдейской Католической Церкви, созданной частью духовенства и мирян Ассирийской Церкви Востока, заключивших унию с Римским Папой. Почитается как мученик в Католической Церкви.

Юханнан Сулака родился около 1510 года в семье этнических ассирийцев Бит - Балло, живших в районе города Мосул (ныне Северный Ирак). «Сулака» в переводе означает «Вознесение». Примерно в 1540 Сулака стал настоятелем монастыря Раббан Хормизд в Алькоше (по другим данным монастыря Бет - Кок возле Эрбиля).



Причиной раскола в Ассирийской Церкви Востока послужили следующие обстоятельства.

Патриарх Мар Шимун IV Басиди (1437 - 1493) завёл своеобразные порядки в Церкви - вся высшая духовная власть и светская власть была сосредоточена в руках представителей одного семейства - того, к которому принадлежал Басиди, позже известного как Бар - Мама или Абуна. Чтобы согласовать своё нововведение с каноническим правом АЦВ, в соответствии с которым патриарха - католикоса могли избирать лишь митрополиты, Басиди ничтоже сумняшеся назначил на все митрополичьи кафедры свою ближайшую родню и заповедал впредь всем митрополитам выбирать преемником действующего патриарха его же родного брата или племянника. Этот преемник так же рукополагался в митрополиты и именовался nаtar kursi.

С точки зрения удовлетворения амбиций семьи Абуна идея была замечательная, с точки зрения интересов всей АЦВ мягко говоря неудачная. И во времена Сулаки во всей красе проявилась её порочность.

Очередной католикос Мар Шимун VII Ишояб был личностью, прямо скажем малосимпатичной. Он направо и налево торговал церковными должностями, то ли сам весело проводил время с любовницами, то ли сквозь польцы смотрел на подобные забавы своего некоторых представителей своего клира, не слишком - то радея о церковном служении. Последней каплей переполнившей чашу терпения церковной оппозиции дому Абуны стало назначение Ишоябом двух своих племяшек 12 и 15 лет митрополитами с таким прицелом, чтобы в будущем кто - то из них наследовал ему.

Этот случай подвигнул церковных диссидентов, недовольных выходками Ишояба, а именно епископов Эрбиля, Урмии и Салмаса вместе со своими единомышленниками из числа священников, монахов и мирян, собрать церковный собор в Мосуле. На соборе было открыто объявлено о непризнании Ишояба католикосом, на место которого они выбрали Юханнана Сулаку. Однако возникла очень серьёзная загвоздка. Для того, чтобы рукоположить нового католикоса, согласно ассирийскому каноническому праву, требовался хотя бы один иерарх в ранге митрополита, а таковых среди диссидентов не оказалось по причине, указанной выше - все митрополичьи кафедры застолбило семейство Абуна. Клановая солидарность понимаете ли.

Надо было срочно искать митрополита на стороне. К кому обратиться? Первая мысль у раскольников была искать помощи у своих соплеменников - яковитов. НО оказание подобной услуги со стороны яковитов неизбежно влекло за собой унию с миафизитами. Яковиты потребовали от сторонников принятия миафизитской христологии, а может быть даже и анафематствования древних учителей и святых АЦВ, начиная с Нестория и Феодора Мопсеуестийского, а также снятия анафемы с Кирилла Александрийского - точно сказать не могу, но логика событий подсказывает, что именно дела и обстояли. К тому же история взаимоотношений между яковитами и «несторианами» ещё со времён Персидской империи была очень непростой - давайте вспомним хотя бы историю Мар Гиваргиса или Бар Сауму, казнившего (согласно сведениям яковитов) за «ересь» ассирийских миафизитских монахов. Короче, ассирийские раскольники по всей видимости не захотели жертвовать традицией ради строгого соблюдения канонов и оставили идею получить рукоположение у яковитских митрополитов.

Потерпев неудачу с яковитами, Сулака и 70 его сторонников направились в Иерусалим прощупать почву насчёт соглашения с католиками. Почему они не обратились к православным грекам или к тем же армянам например? Возможно потому, что Греко - Православная и Армянская Апостольская Церковь к тому времени превратились исключительно в национальные Церкви греков и армян соответственно, и уния с этими церквями неизбежно привела бы к ассимиляции ассирийцев. А оно им надо? В отличие от упомянутых деноминаций, католицизму присущ универсализм, не переходящий во всесмешение и, как свидетельствует исторический опыт, ни один народ католического сообщества, находясь в лоне Римской Церкви, не потерял своего этнического своеобразия.

Как бы то ни было, партия Сулаки приняла решение искать сближения с католиками. Как говорилось выше, делегация ассирийских диссидентов прибыла в Иерусалим. Там они встретились и провели переговоры с францисканскими монахами bp Кустодии Святой Земли. Последние вручили Сулаке рекомендательное письмо к папе. С ним Сулака прибыл ко двору римского папы Юлия III. Кардинал Андреас Мазиус стал его переводчиком в переговорах с понтификом.

На переговорах Сулака рассказывая папе о причинах побудивших искать для себя патриаршества, поведал, что, кроме всего прочего, после смерти Мар Шимуна VII Ишояба предстоятелем АЦВ стал его, т.е Ишояба, племянник, совсем ещё юный, неопытный и не бельмеса не соображающий в делах церковных. На основании этого заявления Сулаки некоторые историки строили предположения о том, что умершему где - то в 1551 году Ишоябу наследовал некий патриарх Мар Шимун VIII, занимавший кафедру с 1551 по 1558 год, никак себя не проявивший и умерший совсем молодым, в чём и причина отсутствия о нём каких-либо вразумительных сведений, окромя рассказа Сулаки. Другие же историки считали что Сулака просто напросто обманул папу, а Ишояб благополучно «святительствовал» вплоть до 1558 года.

Сулака и его сторонники 20 февраля 1553 в присутствии папы Юлия III объявили о своём согласии исповедовать католические догматы. Почему - то это им оказалось проще чем принять христологию миафизитов. Может, не увидели особых различий с богословием АЦВ? Или всё же сыграли роль чисто прагматические соображения? Как знать, как знать...

9 апреля 1553 года в базилике Св. Петра в Риме Сулака был рукоположен в епископский сан кардиналом Хуаном Альваресом -и-Альва де Толедо. Назанчение Сулаки было одобрено в папской булле под названием: «Divina disponente clementina». 28 апреля 1558 года он получил из рук папы Паллиум - символ своего патриаршего достоинства. Юханнан Сулака принял традиционное ассирийское имя Мар Шимун с порядковым номером VIII. Мар Шимун Ишояба, который к тому времени то ли умер, то ли нет, как мы помним, был соответственно VII - ым.

Из Рима Сулака отправился в Константинополь, а оттуда в ассирийский город Амида, который он избрал местоприбыванием патриаршего престола. Его сопровождал католический прелат Амвросий Buttigeg c Мальты, назначенный папским нунцием (посланником) в Мосуле.

Патриаршество Сулаки продолжалось недолго. Как можно догадаться, после прибытия на родину, у него обнаружилось множество врагов. Прежде всего, конечно же, из числа сторонников семьи Абуна, не желавшей делиться ни с кем духовной и светской властью, а также наверняка было много недовольных «ревнителей древнего благочестия», считавших униата Мар Шимуна VIII раскольником и еретиком. Враги настучали на Сулаку местному турецкому паше, рулившему в Амадийе. Турки бросили Сулаку в тюрьму, подвергли пыткам, а потом предали мученической смерти - предположительно он был утоплен. Правда, перед смертью глава униатов успел рукоположить 5 митрополитов. Католическая Церковь, как я уже упомянул выше, почитает его как мученика за веру.

Родной брат Мар Шимуна VIII Мар Иосиф Сулака занимал пост Митрополита Индийского с 1556 по 1569. В Индии, напомню, с апостольских времён существовали «христиане св. Фомы» (верующие из народа малаялей), ведущие свою духовную родословную со времён проповеди на территории Индостана св. апостола Фомы и находящиеся в каноническом единстве с Церковью Востока.

Теперь поговорим немного о том, как титуловался первый глава Халдейской Церкви.

В Хронике кармелитов утверждается, что изначально Мар Шимун VIII был провозглашён в Риме Патриархом Восточных Ассирийцев с титулом патриарха Мосула и Атура (Ассирии). Однако же 19 апреля 1553 его стали титуловать Патриархом Халдеев, предположительно в знак глубочайшего почтения католиков к Патриарху Аврааму, праотцу Избранного Народа, который, как мы помним из Ветхого Завета, происходил из Ура Халдейского. Где находился данный город до сих пор достоверно неизвестно (либо это раскопанный археологами шумерский Ур, либо Урха, более известная под греческим наименованием Эдесса), но точно где - то на территории Ассирии и Вавилонии, то бишь в тех местах, где Сулаке предстояло духовно окормлять новоприобретённых чад Католической Церкви.

Католики именовали халдеями всех последователей теологического учения Церкви Востока (вместо теологически некорректного термина несториане), принявших Унию с Римом, включая, например некоторых «несторианских» греков - киприотов, присоединившихся к Католической Церкви в 1445 году во времена Флорентийского собора.

Халдейские патриархи в Месопотамии начиная с Иосифа I и Юханнана Хормизда носили и носят поныне титул «Халдейский Патриарх Вавилона».

Линия Мар Шимуна VIII.

Мар Шимун VIII является основателем линии Ассирийских патриархов, прервавшейся лишь во второй половине XX века со смертью Мар Шимуна Ишаи (альтернативная линия ассирийских патриархов, преемников того самого Мар Шимуна VII Ишояба существовала в Алькоше. Подробнее см. здесь). Патриарший престол халдеев находился в Амиде, Сиирте, Урмии, Хосрове (впоследствии Салмас) и, наконец, во второй половине XVII века обосновался в Кудчанисе (Кочанисе, Конаке), ставшим вплоть до трагических дней геноцида ассирийцев 1915 года патриаршим селением.

При преемниках Сулаки связи с Римом резко ослабли. Последним признанным Римом халдейским патриархом был Мар Шимун IX Дынха (умер в 1600 году). Когда этот предстоятель умер, Халдейская Церковь вернулась к традиционной для ассирийцев того времени системе наследования престола, которую Римская Курия отказалась признать. После 1600 года между Римом и халдеями состоялось лишь несколько обменов письменными посланиями. В 1692 году патриарх Мар Шимун XIII официально разорвал каноническое общение с Папством и объявил об автокефалии Церкви Востока. Нынешняя иерархия АЦВ ведёт своё преемство от линии Мар Шимуна VIII Сулаки.

Перевод статьи из англоязычной википедии, к которому я присовокупил свои размышлизмы.

Дополнительно:

Список католикосов Церкви Востока:

http://www.assyrianchurch.ru/publ/2-1-0-4

Ирак, Турция, Католикосы АЦВ, ассирийцы, святые, Сирийская Яковитская Церковь, католицизм, Халдейская Церковь

Previous post Next post
Up