Оригинал взят у
roland_expert в
Из деяний патриарха Мар Савришо II (832-836) ܡܢ ܣܘܥܪ̈ܢܐ ܕ ܦܛܪܝܪܟܐ ܡܪܝ ܣܒܪܝܫܘܥ ܀ Этот патриарх наиболее известен своим рвением в области развития духовного образования чад Церкви Востока, так как ко времени его восшествия на престол (832 г.) оно находилось в запущенном состоянии.
Патриарх издал два наказа, в которых призвал паству своей церкви и, прежде всего, монахов монастырей "изучать книги святых отцов наших".
Он основал школу в монастыре Мар Питион, выпускники которой получали одновременно с духовным и медицинское образование. Многие из них стали не только прекрасными пластырями, но и знаменитыми врачами.
Новоизбранный патриарх обязал монахов монастыря Дайра да-Слыва (монастырь Креста) заниматься самообразованием и обучать знаниям чад Церкви. С этой целью он принял решение выделять им ежемесячно 40 динаров (большие деньги по тем временам!) из своих собственных средств.
Х
Летописцы отмечают, что деятельность патриарха не ограничивалась одной лишь областью столицы Багдада, где находилась его резиденция. Он совершал многочисленные поездки в далёкие области и страны, знакомясь с состоянием церковных епархий на местах, исправляя недостатки и основывая везде школы.
Среди школ, которые основал этот деятельный патриарх, наиболее известны были багдадская школа Мар Питион, школа монастыря Дейр Ар-Рум в Мосуле, известного также как монастырь Ибад, школа монастыря Клилишо (монастырь католикоса) и школа в знаменитою монастыре Дайра Иллета д Мар Гаврииль (Верхний монастырь в Мосуле).
Эти школы были наделены правом участия в выборах патриархов.
Источник Все возвращается на круги своя ...
И фигура католикоса-патриарха Мар Савришо представляется нам сегодня ролевой моделью, с которой нам следует брать пример.
В течение последних семи веков Ассирйская Церковь Востока испытала на себе страшное давление со стороны враждебного иноверческого окружения, выразившееся в многочисленных актах резни, гонений, уничтожения храмов, насильственного обращения в другую веру.
Приложили к этому делу свою руку и многочисленные иностранные христианские миссии, которые вместо обращения иноверцев, занимались прозелитизмом в среде ассирийцев, нанося им глубокий нравственный урон.
Все это не могло не привести к упадку церковного образования и почти полному прекращению миссионерской деятельности.
Хотя даже в краткие исторические периоды передышек, ассирийцы думали прежде всего о восстановлении своих школ и духовных учреждений.
Так действовал в начале 20-х годов прошлого века великий просветитель и первопечатник каша ( священник) Йосип Бит-Киллета, создавший в 20-е годы прошлого века знаменитую Ассирийскую Школу в Мосуле.
Безусловно удачным был проект духовный семинарии в Багдаде, созданной в 80-е годы нынешним патриархом АЦВ Мар Гиваргисом III.
И это работу надо продолжить.
Не только на исторической Родине, но и всех странах нашего нынешнего проживания.
Роланд Биджамов