Пост Роланда Биджамова об древнем христианском храме в городе Мерв, в современной Туркмении.
Оригинал взят у
roland_expert в
Древний храм Ассирийской Церкви Востока в Туркменистане ܥܕܬܐ ܕ ܡܕܢܚܐ ܒܡܪܘ ܒܐܬܪܐ ܕܬܘܪܟܡܢܝܐ ܀ Видел я этот храм родной Церкви Востока ещё в далёком 1987 году, когда посетил его вместе с друзьями. Совсем по-другому он выглядел. Не так, как на фото. Скорее это был большой холм или курган. Но уже тогда угадывались в нем очертания церкви. Думалось мне, а не тот ли этот самый монастырь, в котором по сохранившимся историческим сведениям "несторианские" монахи похоронили бежавшего от наступающих арабов-мусульман последнего персидского царя
Йездигерда III ?
Последний правитель державы Сасанидов, утонул во время бегства в реке Мургаб (Вода Смерти), ассирийские монахи выловили его тело и похоронили у себя в монастыре. По другой версии, его убили заговорщики, а тело бросили в арык, что было неслыханным для зороастрийцев святотатством.
Отмечается, что похороны Йездигерда и строительство мавзолея для его тела неподалёку от Мерва организовал несторианский епископ Илия - в память о том, что бабка шаха Ширин была христианкой.
То или это самое место, которое называется теперь "Хараба Кешк" и где с 2009 года идут интенсивные археологические раскопки?
Или впереди археологов ждут ещё более удивительные открытия?
И ещё ...Так получилось, что это был первый увиденный мной своим глазами храм церкви моих предков. Эти развалины были для меня живым свидетельством их миссионерского подвига, оставившего память о светлых лучах учения Христа, которое они донесли до самых темных и далёких уголков Азии.
А теперь я предлагаю вашему вниманию познакомиться с недавно опубликованной в Туркменистане статьёй.
Древний христианский храм Мерва Руслан Мурадов
Международный журнал "Туркменистан"
На территории Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв» в течение трех лет проводился цикл исследовательских и консервационных работ на уникальном памятнике архитектуры V-VI веков, известном как Хараба-кешк и представлявшем собой редкий тип раннехристианской церкви. Она существовала в то время, когда в Мерве при Сасанидах, исповедовавших зороастризм, возникли различные общины христиан - выходцев из Византии ( но и из Ирана, в первую очередь, прим. - Р.Б.)
Интерес к этим руинам, расположенным в 15 километрах севернее города Байрам-али, среди ученых существует давно, но лишь в 2009 году специалисты смогли приступить к раскопкам Хараба-кешка и предпринять неотложные меры для его дальнейшего сохранения. На это нацелен специальный проект Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры и Научно-исследовательского центра Венеция - Восток (Италия), который получил спонсорскую поддержку от правительства округа Венеции. Два года назад в этом знаменитом городе состоялась официальная церемония презентации проекта «Хараба-кешк», которая освещалась на страницах итальянской прессы как еще один конкретный шаг на пути развития туркмено-итальянского сотрудничества в области культуры.
Инициатором и руководителем проекта стал профессор Габриеле Росси-Осмида, которого давно знают в Туркменистане: еще в 90-е годы он участвовал в раскопках профессора Виктора Сарианиди на Гонур-депе, а последние десять лет осуществляет собственный цикл раскопок на Аджи-куи - другом поселении эпохи бронзы в старой дельте реки Мургаб. Параллельно с этой масштабной работой он приступил к проекту исследования и консервации Хараба-кешка - поистине уникального памятника, который давно привлекал его своими загадками, ведь как это часто бывает с древними сооружениями, здесь больше вопросов, чем ответов. Тут, как и в других подобных случаях, потребовались немалые усилия - интеллектуальные, финансовые и технические, чтобы понять смысл памятника, его первоначальное назначение, точный возраст, познать этапы истории его функционирования и, наконец, выяснить, когда он был окончательно заброшен людьми.
По словам архитектора-реставратора Стефано Траканелли, руководившего полевыми работами на Хараба-кешке, эта сырцовая постройка длиной почти пятьдесят метров при ширине около десяти состоит из одного-единственного просторного зала с алтарем в торцевой стене. Когда-то здание перекрывали большие арки и своды, но спустя полторы тысячи лет сохранились только нижние части стен, которые еще предстоит раскопать и законсервировать.
Такие сильно вытянутые залы в древности называли латинским словом «базилика» и они были типичны для христианских храмов Малой Азии, в архитектуре которых ученые отмечают влияние Парфии и Рима. Подобную планировку христиане Мерва использовали при строительстве своей церкви, так как она связана с характером их культовой практики, но архитектура Хараба-кешка целиком выполнена в местной строительной традиции.
В свое время это убедительно доказала первооткрыватель памятника академик Галина Пугаченкова. Она тщательно обследовала его ровно 60 лет назад, осенью 1951 года, когда работала в составе знаменитой ЮТАКЭ - Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции и возглавляла архитектурный отряд, действовавший в древнемервском оазисе.
Итогом ее поисков стала обстоятельная статья в «Известиях Академии наук Туркменистана», ставшая потом единственным источником достоверной информации о Хараба-кешке.
Специалисты многих стран обращались к ней, чтобы выяснить структуру этого
интригующего объекта, спорили, выдвигали собственные гипотезы. Была даже версия, что длинное помещение церкви было не сводчатым, а просто открытым залом, вроде летнего кинотеатра, где проходили религиозные службы, и только алтарь был перекрыт куполом. Но все-таки большинство исследователей соглашались, что здесь стояла типичная для первых веков христианства однонефная базилика, распространившаяся в ту эпоху и позже на Ближнем Востоке и в Закавказье. Неф - это прямоугольное в плане внутреннее пространство храма, расчлененное аркадами или колоннами. Трехнефные церкви стали популярны в средневековой Европе, а однонефные - на Востоке, в тех странах, где христианские миссионеры нашли свою аудиторию.
Как известно, они появились еще в I веке в Парфии, куда бежали от массовых репрессий в Римской империи. В III веке уже целые общины последователей новой мировой религии поселились в Мервском оазисе, а спустя еще столетие в исторических хрониках упоминается епископ Мерва. Уже в наъше время археологи обнаружили к западу от Старого Мерва христианский некрополь той эпохи, а в самом Старом Мерве, на территории городища Гяур-кала, раскопали остатки овального в плане здания монастыря.
Но расцвет христианства в городах всей Центральной Азии наступил в V веке, когда здесь нашли убежище многочисленные сторонники обвиненного в ереси константинопольского епископа Нестория, выступавшего против обожествления Иисуса.
(А вот последнее утверждение уже чушь и клевета, повторяющаяся в веках. Для несториан Христос всегда имел две природы: Божескую и Человеческую, - прим. Р.Б.).
Вскоре Мерв, где мирно уживались зороастрийцы, буддисты и христиане, стал центром несторианской митрополии, возглавляемой митрополитом. В то время и был построен храм, который ныне носит название «Хараба-кешк», что в переводе с туркменского означает «Разрушенный дворец». Как на самом деле называлась эта церковь полторы тысячи лет назад - одна из ее тайн.
Восстановить ее историю позволяют новейшие исследования, в которых вместе с итальянскими коллегами участвовали архитектор Аннамурад Оразов из Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв».
Он разработал проект реконструкции здания, пережившего несколько периодов функционирования. Очевидно, когда несториане ушли, бывшая церковь была капитально перестроена и продолжала использоваться уже в другом качестве еще очень долго. Среди находок, выявленных в этом году во время расчистки цокольной части здания, оказалась ремонтная кладка из квадратного жженого кирпича, а также много керамики, изделий из металла и даже монет, относящихся уже к XI-XII векам, когда достигло расцвета государство Великих Сельджуков.
И лишь после того, как глиняные своды центрального зала обрушились, люди оставили его, и постепенно вся постройка превратилась в высокий холм, а из памяти последующих поколений местных жителей выветрилось и прежнее название церкви. Сомнения скептиков в том, что эти бесформенные на первый взгляд руины действительно были несторианским храмом, окончательно развеяли находки этого года, когда реставраторы удаляли оплывы.
Время не пощадило столь замечательное сооружение, но даже то, что от него осталось, может многое поведать о культуре великого города Мерва в доисламскую эпоху. Вот почему важная задача реставраторов - максимально бережно сохранить этот реликт для будущих поколений.
Прочитать по теме:
Мервская митрополия Примечание.
*царица Ширин была не только христианкой, но и по всей видимости и ассирийкой.
В трёх источниках, где он ранее всего упоминается: Феофилакт Симокатта называет Ширин ромеянкой, Себеос - уроженкой Хузестана , а автор сирийской хроники "Хроники Сиирта" - арамеянкой. ИМХО противоречий между её "арамейской" национальностью, ромейскостью и рождением в Хузистане нет.
Читаем википедию:
Гондишапур или Гунде-Шапур (Джундишапур) - персидский город в Хузистане в 10 км от современного города Дизфуль и интеллектуальный центр империи Сасанидов. Шапур I основал город в 271 году и населил его пленными сиро-римлянами христианского (несторианского) исповедания. Гондишапур сделался вторым по величине городом сасанидской империи Из Гондишапура (носившего и ассирийское наименование Бет-Лапат),
как мы помним, был родом знаменитый подвижник Раббан Хормизд.
Правда, из истории известно, что Ширин, сначала принадлежавшая к Церкви Востока, затем отдала предпочтение Сиро-Яковитской Церкви. Но наверное "несториане" Мерва не помнили таких подробностей. В их памяти она осталась прежде всего как христианская царица, благодаря которой в Персии открыто проповедовалось Слово Божье:
У него (Хосрова) было много жен, согласно их религии магов, но он взял также жен из христианок, и была у него жена христианка из земли Хужастан, дивной красоты, по имени Ширин. Она была бамбиш. т. е. главная жена (царица цариц). Она построила монастырь и церковь близ царского жилища, водворила там священников и служителей церкви, назначила им от казны содержание и деньги на одежду, разукрасила эти храмы золотом и серебром. И евангелие божьего царства открыто проповедывалось при царском дворе, и никто из старших магов не смел открыть рта и сказать христианину какое-нибудь слово.
Когда же исполнились (ее) дни и (она) достигла зрелых лет. (Хосров) в разных местах предал мученической смерти многих из магов, принявших христианство, и отдал приказ: «Никто из беззаконных да не осмелится перейти в христианство, и никто из христиан да не осмелится перейти в беззаконие; каждый обязан твердо держаться религии своих отцов. Кто же не пожелает придерживать-ся отцовской религии , а возмутившись отложится от нее, тот подлежит смерти».
Но и день великого праздника вербного воскресенья христиане из монастыря Ширин и из других мест шли к дверям царского покоя, читали во время (церковной) службы евангелие, получали подарки от царя и уходили, и никто не осмеливался сказать им ни слова. А Низами Гянджеви наверное малость не понял и
превратил "арамеянку" Ширин в армянскую принцессу.