Малик Хошаба Д’Малик Юсип (Malik Khoshaba D’Malik Yousip) - один из знаменитых военных предводителей ассирийского народа. Родился в 1877 году селении Лизан (Lizan), принадлежавшем ассирийскому племени Нижнее Тйари*. Хошаба происходил из благородной и уважаемой семье Бит - Полос.
Своё начальное образование будущий малик получил в Пресвитерианской миссионерской школе, действовавшей на землях Нижнего Тйари. Среднее образование получил в иракском городе Мосул а потом продолжил учёбу в Американском Колледже в городе Урмия в Иране. Он старательно учился у европейских учителей и стал очень образованным человеком, владевшим английским, арабским, курдским и русским языками. Среди предметов, ему преподаваемых Хошаба особенно любил историю. Во время его учёбы в Колледже в Урмии, произошло трагическое событие, закалившее его характер и позволившее ему проявить свои лидерские и воинские качества и стать вождём своего народа - его отец, Малик Юсип был убит курдским мирой (титул, соответствующий принцу или князю) из Барвара Рашид Бегом. Трагедия заставила Хошабу вернуться к своему племени Нижнее Тйаре, где он публично поклялся отомстить за смерть отца. В 1908 году Хошаба собрал внушительные воинские силы племени Нижнее Тйаре из деревень Лизан, Бне Лагиппа (Bne Lagippa), Минианиш (Minyanish), Завита (Zawitha) и Зарне (Zarne) и дал барварским курдам решительный бой, в ходе которого был убит брат Рашид Бега Саид Бег. Таким образом, смерть отца Хошабы была отомщена.
Малик Хошаба проявил свою доблесть и полководческий талант во многих битвах с курдами, турками и персами во ходе Первой мировой войны. Во время исхода ассирийцев из провинции Хаккари он прорывал вражеские блокады ассирийских деревень. В иранской Урмии, где находилось много ассирийских беженцев, он подавил выступления местных мусульман, отбив у них желание устроить резню неверных по примеру младотурок.
После подлого и предательского убийства курдским вождём Симко ассирийского католикоса
Биньямина Мар Шимуна XXI Малик Хошаба совместно с
Ага Петросом атаковали Симко и выбили его из цитадели в Койнашахре (Koynashahr).
О его подвигах ходили легенды. Говорят, он однажды схватился в горах один на один с медведем и одолел дикого зверя, вооружённый одним лишь ножом.
Его называли «Львом Тйари».
Хошабу очень уважали русские казаки, сражавшиеся с ним бок о бок на Кавказском фронте.
Впрочем, ходила о нём и недобрая молва, например о том, что он убил свою жену и дочь
Последние годы прожил в Ираке, где умер в преклонном возрасте в 1954 году.
Составлено по:
1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Malik_Khoshaba2.
http://www.tyareh.org/leaders--heroes.html Примечание.
* во времена Османской империи проживавшие в горах ассирийцы переняли у соседей курдов клановый общественный уклад, сочетавшийся у них с традиционной теократической властью Католикоса Ассирийской Церкви Востока. Основных племён, к которым принадлежала большая часть ассирийцев, было шесть: Джилу, Нижнее Тйари, Тхума, Диз, Баз, Верхнее Тйари. Главой каждого племени являлся вождь, носивший титул малек (малик, от арабского «царь, князь»), который выбирался пожизненно с согласия Католикоса. См. Н. Селезнёв. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. Москва. 2001 год. Страница 63.