Мой перевод
статьи из англоязычной Википедии с небольшими дополнениями из других источников.
Исламская республика Афганистан не признаёт существование афганцев - христиан, а обращение в христианство в стране запрещено. Хотя официально в стране нет законов, запрещающих прозелитизм, духовные лидеры и общество имеют противоположное мнение. Единственная легально существующая церковь в Афганистане находится в дипломатическом городке и доступ местным жителям туда запрещён. Христианские культовые объекты есть также на иностранных военных базах, например единственная православная церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного на территории румынской базы в Кандагаре. Она была открыта 2006 году по инициативе солдата армии США Сэмуэла Скотта Смита на «румынской» части летного поля аэропорта Кандагара. По словам Сэмуэл (по вероисповеданию он православный христианин), «церковь была построена по моему проекту, без какой-либо помощи от американцев. Это было чудом, ведь когда я начинал, у меня не было никаких денег, только вера, и мне пришлось испытать много неприятностей при осуществлении этого проекта. Но все же мы сделали это». Помогали ему военнослужащие 300-го пехотного батальона Румынии. Есть
православная часовня во имя Владимирской иконы Божьей Матери и на территории российской дипломатической миссии.
Многие источники, тем не менее, утверждают о существовании секретной подпольной церковной организации Афганских Христиан, живущих в Афганистане. Госдепартамент США утверждает, что в подпольной Афганской Церкви (протестантского толка) состоит от 500 до 8000 человек. Христиане, живущие в стране, тщательно скрывают свою веру. Они помнят наизусть значительные отрывки Евангелия и молитвы, не решаясь хранить книги, так как все, кто на подозрении, время от времени подвергаются полицейским обыскам. Встречи для богослужений происходят в обстановке строгой конспирации, места собраний постоянно меняются. В Интернете доступен онлайн полный перевод Библии на Дари и
Новый Завет на Пушту. Печатные версии Священного Писания на афганских языках можно приобрести только за пределами страны.
За пределами страны легально существуют общины афганских христиан в Индии, Великобритании, США, Канаде и Австралии. Например,
в заметке в газете «Нью - Йорк Таймс» от 22 июля 2013 года рассказывается о существующей в столице Индии Дели протестантской общине из 200 - 250 афганцев - христиан, покинувших родину из - за преследований талибов. Они собираются для молитвы и чтения Священного Писания в скромном двухэтажном домике в южном пригороде индийской столицы.
Ранняя история христианства в Афганистане.
Монета Индо-Парфянского царя Гундофар (Гондофареса), по преданию обращённого в христианство апостолом Фомой.
Согласно сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского святым апостолам Фоме и Варфоломею выпал жребий проповедовать слово Божье в Парфии, которая включала в себя северо - западный Афганистан и в Индии. Легенда, основанная на апокрифическом евангелии от Фомы, и других древних документах, утверждает о проповеди апостола Фомы в Бактрии (современный северный Афганистан). В сирийском документе 3 века, известном как «Деяния Фомы», апостольское служение ученика Христова связывается с именами двух царей - одного на севере, другого на юге. Согласно
«Деянию апостола Фомы» Фома первоначально не желал идти проповедовать диким и варварским племенам на Востоке, но Господь явился ему во сне и повелел сопровождать индийского купца Аббанеса (Хаббана) в его путешествии на родину в северо-западную Индию. Здесь Фома поступил на службу (в качестве архитектора) к индо - бактрийскому царю Гондофаресу. Он обратил ко Христу многих местных жителей, включая царя и его брата.
Сирийский религиозный деятель
Бардесан, написавший свой труд "Книга законов стран" около 196 года, рассказывает о христианах Мидии, Парфии и Бактрии (перечисляются варварские народные обычаи, отвергаемые тамошними христианами):
Мы христиане по имени нашего Мессии… Что касается наших обычаев, наше братство воздерживается от всего, что противоречит нашей вере. Парфянские христиане не берут в жёны двух жёнщин, наши сёстры из Бактрии воздерживаются от блуда с иноземцами. Персы не берут в жёны своих дочерей. Мидийцы не оставляют своих умерших родственников без погребения. Христиане в Эдессе не убивают своих жён и дочерей, совершивших прелюбодеяние, но удаляют их от себя, предоставляя суду Божьему. Христиане Хатры не побивают камнями воров.
Тертуллиан (160 - 230) сообщает о существовании нескольких епископств в Персии к 220 году.
Ассирийская Церковь Востока.
Цитадель Герата. Современный вид.
Во время восстановления Второй Персидской империи (226 год) епископы Церкви Востока, а также клирики рангом ниже и миряне вели в северо - западной Индии, Афагнистане и Белуджистане активную миссионерскую деятельность.
В 409 году Церковь Востока (иногда именуемая Несторианской Церковью) получила государственное признание от шаха Йездигерда I, правителя Сасанидской Империи, контролировавшей Афганистан с 224 по 579 год.
В 424 году Африд, епископ Сакастана, провинции охватывавшей территории Северного Афганистана, включая Зарандж и Кандагар, присутствовал на соборе, созванном католикосом Дадишу (Dadyeshu), имевшем важное значение для Церкви Востока. Собор постановил, что не требуется апелляция по богословским или правовым вопросам к церковным властям в Римской империи. По сути дела была провозглашена автокефалия Церкви Востока от Антиохии.
В 424 году учреждено епископство в Герате. В VI веке Герат стал резиденцией митрополита Церкви Востока, а с IX века - ещё и митрополита Сирийской Яковитской Церкви. В Герате (вплоть до 1310 года) существовала очень большая христианская община. Об этом свидетельствует, например такой поразительный факт - район (уезд), прилегающий к городу Герат до сих пор носит название Инджил - «Евангелие» в переводе с арабского / дари / пушту, в память о том, что в давние времена эта область страны была целиком населена христианами. Община существовала в Герате примерно до 1310 года.
Епископства Церкви Востока находились в пяти городах нынешнего Афганистана: Герате (424 - 1310); Фарахе (544 - 1057), Зарандже (544), Бушандже (585), Кандагаре и Балхе. Советскими археологами в 1967 году найдены руины несторианского монастыря VI - VII веков, недалеко от Пянджа (Таджикистан), на северном берегу Аму - Дарьи рядом с афганской границей. Комлекс состоит из десятка маленьких келий, вырубленных в горных породах.
Доминированию христианства в Афганистане пришёл конец по вине султана - вероотступника Ахмеда Текюдера, из династии Хулагуидов, также известного под именем султана Ахмада (1282 - 1284 годы). Он правил Ильханской империей - монгольским государством, возникшим в результате завоеваний хана Хулагу и раскинувшемся от земель современной восточной Турции на западе до земель нынешнего Пакистана на востоке, включая большую часть территории современного Афганистана. Правил мало, но зла принёс много.
Текюдер принимает ислам. Рисунок из
средневековой рукописи.
Текюдер с детства воспитывался в христианской вере и в крещении получил имя Николай, но впоследствии отрёкся от Христа и принял ислам, изменив имя на Ахмед. Воссев на престол, он объявил свою империю султанатом и начал ревностно распространять ислам среди своих подданных - лестью, уговорами и угрозами расправы. Процарствовав два года вероотступник лишился трона в борьбе со своим племянником Аргуном. Попав в плен к врагам, Текюдер умер жестокой смертью - ему по монгольскому обычаю сломали хребет. Так он потерял земное царство и лишился Царствия Небесного, унаследовав геену огненную. Окончательно Ильханская империя приняла ислам в качестве государственной религии в 1295 году после смерти вероотступника Текюдера. Окончательный удар Церкви Востока в Персии и Афганситане, после которого она не смогла уже оправиться, был нанесён свирепым Тамерланом (1336 - 1405).
Дальнейшая история христианства в Афганистане в основном связана с деятельностью западных миссионеров и с армянской общиной.
Иезуитские миссии.
В 1581 и 1582 годах в Афганистан приезжали с миссией испанский иезуит Монтсеррат и португальский Бенто де Гуиш. Их милостиво принял исламский император Акбар, но никакого результата их миссия не имела.
Армянская Апостольская Церковь в Афганистане.
Армянские купцы жили в Кабуле примерно с 1667 года, именно в тот год с ними встретились иезуиты в Магале (Mughal) (современная Индия). Неизвестно были ли они христианами, но их появление демонстрирует наличие армянской общины в Кабуле. Кабул находился под церковной юрисдикцией ААЦ Персо - Индийского диоцеза в Новой Джульфе (Julfa), Исфахан (современный Иран), который присылал армянских священников для кабульской общины, однако после 1830 священников в Кабуле уже не было.
В 1755 году иезуит - миссионер в Лахоре Йозеф Тифентайлер сообщал о том, что султан Ахмад Шах Бахадур отправил нескольких армянских мастеров из Лахора в Кабул. Англиканский миссионер Джозеф Волфф проповедовал на персидском их потомкам в 1832 году, согласно его сообщению община насчитывала 23 человека. В 1839 году когда Лорд Kean двигался к Кабулу, капеллан препод. Дж. Пиггот (G. Pigott) крестил 2 - х детей в армянской церкви. В 1842 препод. Дж Н. Аллен (J. N. Allen), капеллан армии генерала Уильяма Нота крестил ещё 3-х детей.
Единственный случай крещения этнического афганца в армянской церкви - грабитель, проникший в церковь через пролом в крыше, чтобы украсть дорогие серебряные сосуды, хранившиеся в церкви. Пойманный с поличным, он попросил помиловать его и позднее принял крещение.
Армянская церковь возле Бала Хиссар (Bala Hissar) разрушена британскими войсками в ходе боёв Второй Англо - афганской войны. Армянская община получила компенсацию от Британского министерства иностранных дел, но храм так и не был восстановлен.
В 1870 году британские источники сообщали о 18 армянах - христианах, остававшихся к тому времени в Кабуле. В 1896 году Абдур Рахман Хан, эмир Афганистана написал письмо лидерам армянской общины в Калькутте предлагая отправить в Кабул на постоянное место жительства 10 - 12 армянских семей «скрасить одиночество» кабульским армянам, но никто из калькуттских армян на предложение не откликнулся.
В конце - концов последние армяне покинули Кабул после того как турецкий султан Абдул - Хамид, начавший жестокие гонения на своих армянских подданых, прислал эмиру письмо, в котором обвинял армян в нелояльности. Те не стали ждать пока им устроят секир - башка и предпочли собрать вещи и убраться в Пешавар. С собой они увезли ценные манускрипты и рукописи, часть из которых они преподнесли в дар Сахаку Айвадяну, архиепископу ААЦ в Калькутте, посетившему пешаварских беженцев с пастырским визитом. Со слов самих беженцев, у них не имелось данных, с какого времени их предки проживали в Кабула, так это было давно. Манускрипты, привезённые армянами в Пешавар, были такие древние, что сами владельцы не могли их прочитать.
XX столетие.
Католицизм.
Единственная легально существующая христианская церковь в Афганистане, как сказано выше, расположена в дипломатическом городке, в итальянском посольстве. Италия была первой страной, признавшей независимость Афганистана в 1919 году, и афганское правительство, желая отблагодарить итальянские власти за поддержку удовлетворило их просьбу о строительстве Римско - католической капеллы для религиозных потребностей иностранных специалистов, работавших в стране. Пункт о строительстве католической церкви на территории итальянского посольства был включён в итало - афганский договор о дружбе и сотрудничестве 1921 года. В том же году в страну приглашены монахи - барнабиты. Их регулярная пасторская деятельность началась с 1 января 1933 когда барнабит о. Эгидио Каспани освятил временную часовню в посольстве (каменная часовня построена в 50 -е годы). Барнабиты духовно окормляли несколько сотен итальянцев, в основном сотрудников посольства и технических специалистов, работавших по контракту в столице и в провинциях.
В 1980 -е годы римский папа Иоанн - Павел II призывал к справедливому решению советско -афганского конфликта. Католический священник о. Джузеппе Моретти прибыл в Афганистан в 1977 году. Он служил в капелле при итальянском посольстве до 1994 года, когда был тяжело ранен во время атаки на дипмиссию и вынужденно вернулся в Италию. С 1990 по 1994 он являлся единственным римско - католическим священником в Афганистане. После 1994 года Малые Сёстры Иисуса оставались единственными религиозными деятели, коим позволялось находиться в стране.
Протестантизм.
Встреча кортежа президента США Дуайта Эйзенхауэра в Кабуле. 1959 год.
В 1959 году американский президент Дуайт Эйзенхауэр посетил Афганистан с визитом. В те годы в Вашингтоне как раз построили Исламский Центр для дипломатов из мусульманских стран, и Эйзенхауэр, попросил от афганского короля Захир - шаха ответной взаимности - дозволения построить в Кабуле протестантскую церковь. Король любезно согласился и на средства христиан - протестантов всего мира церковь была возведена. На краеугольном камне церкви из афганского алебастровового мрамора были высечены такие слова: «Во славу Господа, который любит нас и освободил нас от наших грехов Своей кровью это здание освящается как дом молитвы для всех народов в правление Его Величества Захир - шаха, 17 мая 1970 года. Иисус Христос Сам был Главным Краеугольным Камнем».
Эта церковь была разрушена 17 июня 1973 года во время боёв в Кабуле в ходе военного переворота, устроенного против короля его кузеном Дауд-ханом, приведшего к падению афганской монархии.
После разрушения церкви, в стране не осталось ни одного молитвенного протестантского здания.
В 2001 году войска международной коалиции свергли режим талибов. Оккупация страны американскими войсками привела к относительной религиозной свободе, в результате чего увеличилось число афганцев, принявших христианство. В основном в городах, где влияние талибов минимально. С 2005 года положение христиан ухудшилось, правительство начало ограничивать права новообращённых, а талибы усилили свои террористические атаки против «вероотступников» и западных миссионеров. В результате многие афганские христиане вынуждены были оставить родину и искать прибежище в других странах.
Основные события начала XXI века, связанные с гонениями на христиан в Афганистане.
5 августа 2001 года 24 сотрудника НГО «Shelter Now International» были арестованы. 16 афганцев и 8 граждан западных стран (6 женщин и 2 мужчин из Германии, Америки и Австралии), занимавшихся строительством домов для малоимущих и беженцев. Сотрудников обвинили в том, что они занимались обращением афганских мусульман в христианство. Они были предположительно освобождены в ноябре 2001 года.
В 2002 и в 2008 году афганский парламент принял законы, запрещающие публикацию материалов, противоречащих основным принципам ислама. Под действие данного закона попадают в том числе переводы Священного Писания на Дари и Пушту и другие миссионерские материалы.
В 2003 году Мулла Дадулла, один из высших командиров движения Талибан заявил, что талибы продолжат свою борьбу до тех пор, пока «Евреи и Христиане, все иноземные крестоносцы» не будут изгнаны из Афганистана.
В январе 2004 года Афганистан принял новую конституцию, провозглашавшую свободу вероисповедания в соответствии с международными нормами (Хартией ООН и Всеобщей декларацией прав человека). Но в Конституции не прописаны механизмы защиты прав религиозных меньшинств.
Католик Абдул Рахман в афганском суде. В руках он держит принадлежащую ему Библию.
В феврале 2006 года был арестован новообращённый афганский христианин Абдул Рахман (род. в 1965). Ему грозила смертная казнь. 26 марта 2006 года афганский суд под давлением международного сообщества вернул его дело на доследование с формулировкой о его «психической неуравновешенности». 27 марта Абдул Рахмана освободили из под стражи, а 29 марта он уже был в Италии, предоставившей ему политическое убежище.
Южнокорейский пастор Bae Hyung-gyu убитый талибами за проповедь о Христе.
Вся группа южнокорейских христиан, взятая в заложники талибами.
19 июля 2007 года в провинции Газни талибы взяли в заложники 23 южнокорейских миссионера из Saemmul Пресвитерианской Церкви, совершавших путешествие из Кандагара в Кабул. 42 - летний Bae Hyeong - gyu, пастор Церкви и 29 - летний Seong - min из числа заложников были казнены 25 и 30 июля. Остальные пленники получили свободу после длительных переговоров.
В октябре 2008 года Гейл Уильямс сотрудница гуманитарной миссии из SERVE Афганистан застрелена по дороге на работу двумя киллерами на мотоцикле. Забибулла Мужахид, пресс - секретарь движения Талибан заявил о том что убийство совершили талибы по причине того что «она работала в организации, которая проповедует христианство в Афганистане».
В 2009 году несколько христианских организаций закончили перевод Библии на языки дари и пушту и опубликовали результаты своих трудов. Экземпляры Священного Писания на афганских языках были отправлены американским солдатам, проходящим службу на базе в Баграме для распространения среди афганцев. Официальные лица армии США поспешили заявить, что не имеет никакого отношения к данной инициативе миссионеров. Чтобы не злить мусульман и не провоцировать их на беспорядки, экземпляры Библии по приказу американского командования были конфискованы и предположительно сожжены (sic!) Кто там ещё называет американских военных «новыми крестоносцами», ась?
В 2010 году было окончательно разрушено здание бывшей протестантской церкви, которое продолжало использоваться для христианских собраний.
В 2010 году Нуурин ТВ, маленькая афганская телевизионная компания показала кадры с людьми, читавшими молитвы на дари и принимавших крещение. Утверждалось, что эти люди афганцы, обратившиеся в христианство. После этого случая деятельность двух гуманитарных организаций «Норвежская Церковная Помощь» (Norwegian Church Aid) и Всемирная Церковная Служба (Church World Service) из США были запрещены на основании обвинения в миссионерской деятельности среди афганцев. Позже Нуурин ТВ утверждало что против данных организаций нет достаточных улик и их просто запретили по причине наличия слова «Church» в названиях. Репортах Нуурин ТВ вызвал всплеск антихристианских выступлений в Кабуле и Мазари - Шарифе. Депутат нижней палаты афганского парламента Абдул Саттар Хаваси (Khawasi) призвал казнить «казнить вероотступников», а Кази Назир Ахмад, законотворец из провинции Герат заявил, что убийство мусульманина, обратившегося в христианство «не преступление». Одним из людей, запечатлённых на видео и арестованный в числе 25 христиан, был Саид Муса (Сайед Мусса), работник афганского отделения Красного Креста, впоследствии приговорённый к смерти за принятие христианства. Вмешательство международного сообщества спасло ему жизнь, в феврале 2011 года Муса вышел на свободу.
5 августа 2010 года десять врачей «International Assistance Mission» из группы «Nuristаn Eye Camp» были убиты в районе Куран ва Мунджан (Kuran wa Munjan) в провинции Бадахшан. Группу атаковали во время её возвращения из Нуристана в Кабул. 10 человек погибли. Национальная принадлежность убитых - 6 американцев, 2 афганца, 1 бритонец и 1 немец. Один человек выжил. Сразу две организации «Хизб - е - Ислами» и Талибан взяли на себя ответственность за убийство докторов, обвинив их в проповеди христианства и шпионаже. Позже командиры Талибана в Нуристане и Бадахшане признали данное обвинение ошибочным и принесли свои извинения и соболезнования семьям погибших.
9 августа 2010 года двое афганцев и двое иностранных рабочих были арестованы за проповедь христианства в провинции Герат. Иностранцев депортировали из страны, а афганцев бросили в тюрьму. После долгих переговоров, афганские власти отпустили их на свободу.
В ноябре 2010 афганец Шоаиб (Shoaib) Ассадулла Мусави брошен в тюрьму в провинции Мазари - Шариф за то, что дал почитать Новый Завет своему другу. Благодаря международному давлению на афганские власти Мусави освободили из тюрьмы 30 марта 2011 года. 14 апреля 2011 года он получил документы и покинул страну.