Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.
Августи́н де Бетанкур и Молина, полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) - испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.
Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой
Педро де Сан-Хосе Бетанкур. Из живущих ныне представителей рода наиболее известны -
Лилиан Бетанкур, владелица компании L'Oréal и колумбийский политик и сенатор
Ингрид Бетанкур.
Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.
В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.
В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.
Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура - сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве.
Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.
В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути - учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.
С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.
В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.
Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.
Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).
Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.
Могила А. А. Бетанкура на
Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру - Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника - скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.
Текст из книги:
Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.
Дополнительно:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80,_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки
туземцев - гуанчей, которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию