Святой мученик Арчилл II [1] был сыном Стефана II (Стефаноза) [1], князя Картли, прямым потомком святого равноапостольного царя Мириана и последний представитель династии
Хосроидов. [2]
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила - Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала:
«Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»
Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.
Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату - Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию Христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.
Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил:
«Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»
Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджум предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:
«Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом - на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости».
Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?»
Святой Арчил бесстрашно ответил:
«Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»
20 марта 744 года царя вывели на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы, он молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.
Почитание.
Память святого Арчила совершается не только в день его смерти, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет:
«У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие".
Отсюда. Примечания:
[1] Арчиллом I в списках грузинских царей именуется отец святого Вахтанга I Горгасали.
[2] Род Багратионов (в том числе главные аристократические грузинские роды современности - Багратионы-Мухранские и Багратионы-Грузинские) состоит в родстве с угасшей династией.
Святой мученик Луарсаб II был сыном Карталинского царя
Георгия X, правившего в 1602 - 1603 годах и отравленного по приказу Персидского шаха Аббаса I.
После смерти отца остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленой. Он был еще отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, был венчан на царство в 1606 году.
В 1609 году войска Османской империи захватили часть Южной Грузии, а в июне того же года напали на Восточную Грузию. Они надеялись скоро захватить царя, который вместе с малой свитой пребывал в летней резиденции в крепости Цхирети и ничего не знал о нападении. Туркам оставалось совсем немного до крепости, но подвиг священника Феодора, уведшего врага в противоположном направлении, спас государя и страну. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци, между Гори и Сурами. Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, грузинские воины обратили в бегство 60-тысячную армию противника.
Персидский шах Аббас I, встревоженный этой победой грузин и снедаемый завистью к царю Луарсабу, искал случая погубить его. Он пытался натравить грузинских царей друг на друга, но не смог разжечь братоубийственную войну. Затем он вынудил святого царя Луарсаба выдать шаху замуж сестру царя Елену. Наконец, шах вторгся в Грузию с огромным войском. Из-за измены нескольких вельмож, благоверный царь Луарсаб II и его союзник царь Кахетинский Теймураз I потерпели поражение в бою и вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию, под защиту царя Георгия III.
Шах Аббас I разорил грузинские земли и, расположившись лагерем в Гори, велел царю Георгию Имеретинскому сдать Луарсаба и Теймураза. Георгий III не подчинился, после чего Абасс вызвал к себе воспитателя Луарсаба князя Шадимана Бараташвили и поручил ему привести царя. Благоверный царь Луарсаб II отправился к шаху Аббасу со словами: "Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!".
Шах принял святого миролюбиво и, казалось, готов был выполнить свои обещания о мире. Однако, тем временем шах назначил в Картли своего управляющего, а царя Луарсаба держал при себе. Однажды после совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял мусульманство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебаний отверг требования шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза.
Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но царь-исповедник неизменно оставался верен Святой Церкви Христовой. Шах Абасс, убедившись, что не сможет сломить веру Луарсаба, приказал убить его в тяжких пытках. Святого мученика удушили тетивой лука в 1622 году. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.
Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но ночью удивительный луч света воссиял над незахороненным телом святого мученика, что поразило свидетелей этого чуда. На второй день тело святого великомученика захоронили во дворе тюрьмы. На начало XX века мощи святого оставались в Иране.
Отсюда.
Ещё иконописные изображения святых царственных мучеников:
1. Луарсаб II.
2.
3.
4. Тбилиси. Церковь Святой Троицы.