Фотографии Олеговой могилы.livejournalJune 28 2015, 06:56:09 UTC
Пользователь alexzgr1970 сослался на вашу запись в своей записи « Фотографии Олеговой могилы.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Фотографии Олеговой могилы. [...]
Смотрел на эти фотографии и думал о том, что для нашего гиперинформационного века это невероятное унижение - по сути о событиях 1100-летней давности мы не знаем почти ничего. Ни где точно похоронен, ни где точно княжил (некоторые исследователи считают Олега князем Смоленским, а связь с Рюриковичами позднее выдуманной), ни как выглядел при жизни...Про красивую легенду о самой смерти уж не говорю. В результате имеем сказочного героя средневекового эпоса, а не историческое лицо. А ведь прошло всего 1100 лет... Фактически каких-то десять-пятнадцать человеческих жизней... Узнаем ли мы что-то об Олеге достоверное в будущем? Бог весть...
Не знаю насчёт будущего. А как? Разве что машину времени изобретут.
А если с другой стороны посмотреть - о скольких царях, князьях и прочих воителях мы вообще ничего не знаем. И даже имена их забыли. Много мы знаем князей из языческих времён?
А витязя славное имя До наших времен не дошло. Кто был он? Венцами какими Свое он украсил чело?
Значит так человек жизнь прожил, что обессмертил своё имя. Сначала в памяти людской, потом уже летописцы зафиксировали предания (Олега от Нестора отделяет такой же временной интервал - примерно как нас от времён Наполеона)
Обессмертить можно лишь свою жизнь в совокупности с именем, но не одно лишь распространенное скандинавское имя Hélgi, от которого образовано имя Олег. Об Александре Великом мы знаем на десять порядков больше, чем о Вещем Олег, хотя он древнее Вещего Олега на 1200 лет. Или о Карле Великом, так же жившим прежде Олега. Или о любом из византийских императоров. Очевидно, что связано это с разницей в культурном потенциале наций, записывающих сведения о своих героях. Просвещенные эллины или римляне (и даже бывшие варвары германцы) это одно, а вот восточнославянские князья скандинавского происхождения с варварских северных территорий - совершенно другое. Моя точка зрения состоит тут в том, что восточные славяне, воцерковившись в итоге в Византии, не получили оттуда кроме веры фактически ничего (хотя, конечно, вера это самое главное). Став христианами не превратились одновременно в ромеев, не перестали быть варварами. И приобщение к цивилизации Рима, превращение в европейцев, началось по сути только со времен Андрея Боголюбского.
Да тут дело в культуре, в письменности. Устные предания всё-таки письменным источникам уступают по информативности.
Вот кстати да, Александр хороший пример того, о чём я написал применительно к Олегу. Казалось бы прожил человек около 30 лет, а сколько всего совершил, оставив положительный след в истории. Ну ладно там греки и римляне, но ведь и народы востока до сих пор рассказывают предания о Зулькарнайне Двурогом (даже в коране упоминается). Персы те же например сохранили о нём добрую память - хотя его хм, скажем так сексуальные предпочтения для зороастрийцев были ужасным грехом. И тем не менее...
Comments 12
Reply
Reply
А если с другой стороны посмотреть - о скольких царях, князьях и прочих воителях мы вообще ничего не знаем. И даже имена их забыли. Много мы знаем князей из языческих времён?
А витязя славное имя
До наших времен не дошло.
Кто был он? Венцами какими
Свое он украсил чело?
Значит так человек жизнь прожил, что обессмертил своё имя. Сначала в памяти людской, потом уже летописцы зафиксировали предания (Олега от Нестора отделяет такой же временной интервал - примерно как нас от времён Наполеона)
Reply
Reply
Вот кстати да, Александр хороший пример того, о чём я написал применительно к Олегу. Казалось бы прожил человек около 30 лет, а сколько всего совершил, оставив положительный след в истории. Ну ладно там греки и римляне, но ведь и народы востока до сих пор рассказывают предания о Зулькарнайне Двурогом (даже в коране упоминается). Персы те же например сохранили о нём добрую память - хотя его хм, скажем так сексуальные предпочтения для зороастрийцев были ужасным грехом. И тем не менее...
Reply
Leave a comment