Вопреки распространённому историческому заблуждению, первым эдикт о даровании христианам права свободно исповедовать свою религию, подписал отнюдь не святой равноапостольный Константин Великий, а один из инициаторов
Великого гонения - император
Валерий Максимин Галерий. Сам первоначально бывший яростным противником христианства. Против христиан его настроила мать - языческая жрица Ромула и наставник философ - неоплатоник
Иерокл, написавший антихристианское сочинение в двух книгах под названием "Правдивое слово христианам". Неоплатоники, надо заметить, были самыми непримиримыми антихристианами, несмотря на то, что их философия оказала впоследствии огромное влияние на христианскую мысль.
Но под конец жизни Галерий, во-первых увидел бесперспективность своей борьбы с новым учением - христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии, а во-вторых он был поражён тяжёлым недугом и желал по всей видимости приобрести благосклонность христианского Бога.
30 апреля 311 года Галерий подписал эдикт, впервые разрешивший населению открыто исповедовать христианство и способствовать распространению этого вероучения.
Церковный историк Евсевий Кесарийский в своём труде "Церковная история" приводит текст указа:
http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html Император кесарь Галерий Валерий Максимин, непобедимый, август, великий понтифик, великий победитель германцев, великий победитель Египта, великий победитель Фиваиды, великий пятикратный победитель сарматов, великий (двукратный) победитель персов, великий (двукратный) победитель карпатов, великий шестикратный победитель армян, великий победитель Мидии, великий победитель Адиабены, трибун в двадцатый раз, император в девятнадцатый, консул в восьмой, отец отечества, проконсул, (4) и император кесарь Флавий Валерий Константин, благочестивый, благополучный, непобедимый, август, главный великий понтифик, трибун в пятый раз, император в пятый раз, консул, отец отечества, проконсул, и император кесарь Валерий Ликиниан, благочестивый, благополучный, непобедимый, август, великий понтифик, трибун в четвертый раз, император в третий, консул, отец отечества, проконсул,- жителям своих провинций желаем здравия.
(6) Среди мер, принятых нами на благо и пользу народов, сначала решили мы восстановить все у римлян, согласно древним законам и общественным установлениям, заботясь о том, чтобы христиане оставили учение своих предков и образумились. (7) В силу измышлении исполнились они такой самоуверенности, что не следуют установлениям древних и, может быть, даже тому, что принято было их родителями. Каждый живет по собственному усмотрению, как хочет: они сочинили сами себе законы, соблюдают их и составляют по разным местам различные общества.
(8) Поэтому и последовало наше им повеление вернуться к установлениям предков; очень многие из них подверглись смертельной опасности, большое число было потревожено и умерло разной смертью.
(9) Увидев, что многие, пребывая в своем безумии, не воздают подобающего поклонения ни богам небесным, ни Богу христиан, мы, по нашему человеколюбию и неизменной привычке даровать всем прощение, решили незамедлительно распространить наше снисхождение и на христиан: пусть они остаются христианами, пусть строят дома для своих собраний, не нарушая только общественного порядка. В другом послании мы объясним судьям, что им надлежит соблюдать. (10) Ив соответствии с этим разрешением христиане должны молиться своему Богу о благоденствии нашем, всего государства и своем собственном: да будет все хорошо в государстве и да смогут они спокойно жить у своего очага".
Но запоздалое раскаяние не помогло тирану, через несколько дней после подписания указа он умер от какой-то ужасной болезни. Галилеянин в очередной раз победил.
Из книги Джорджа Бейкера «Константин Великий. Первый христианский император»:
"В эдикте Галерия не содержалось никаких конкретных положений. Он заявил, что выпустит отдельным документом указания судам относительно толкования спорных законов. Никто не знает, что это были за указания. Только на основании разрозненных и довольно туманных фактов можно вычленить крупицы правды. Эдикт Галерия не давал христианам безусловной гарантии терпимого отношения к их религии и не пытался компенсировать ущерб, причиненный церкви.
Компенсировать ущерб, причиненный отдельным лицам, было вообще невозможно, и об этом даже не стоило и думать... Эдикт о веротерпимости был лишь попыткой изменить способ достижения того же самого результата. Христианские церкви должны были стать коллегиями: корпоративными органами с правами и обязанностями, определенными законом. В те дни коллегии быстро становились закрытыми, организованными по наследственному принципу структурами. Христианская церковь должна была стать подобным же замкнутым сообществом, существующим с дозволения и под защитой государства. Христиане не спешили с энтузиазмом откликнуться на этот эдикт. Довольно скоро стало ясно, что им не нужна такая веротерпимость. Схватка началась заново. Церковь отказалась быть одной из коллегий; она отказывалась строить свою организацию по наследственному принципу и стать закрытым сообществом. Христиане настаивали на свободной организации и открытом доступе в сообщество и божественном происхождении своего учения... Отстаивая эти принципы перед лицом пыток и преследований, церковь делала то, чего не делала и не могла делать никакая другая группа в римском обществе. Она препятствовала созданию в империи жесткой структуры унифицированных институтов. Ее деятельность гарантировала, что в будущем политический организм Европы будет представлять собой объединение свободных политических ассоциаций, а не замкнутых, построенных по наследственному принципу каст."