Распространение Ассирийской Церкви Востока.

Apr 01, 2015 22:48




Статья Дмитрия Каниболоцкого и Гиваргиса Бадаре. Выкладываю статью в сокращении. Только касательно распространения ассирийцами христианства на Востоке. Как обещал в предыдущем посте.

Тема мне близка ещё и по причине моего интереса к истории Ирана. Ведь Ассирийская Церковь Востока также была известна как Сиро-Персидская или просто Персидская Церковь.



Христиане в Персии.

В первой четверти IV в. в городе Нисибине у самой границы с Персией была создана богословская школа (академия), целью которой было обучение Святому Писанию. Одним из основателей и первых учителей этой школы был Мар Апрем (Ефрем Сирин). Когда в 363 г. Нисибин отошел к Персии, Мар Апрем перебрался в Эдессу, где стал преподавать в "школе персов", названной так по большому числу учителей и студентов из Персии. Некоторые историки считают Ефрема основателем Эдесской школы. В V в. в Эдессе преподавали такие сторонники Феодора Мопсуэтского и Нестория, как Ива Эдесский, Нарсай и Бар Саума. Однако гонения против этого "оплота несторианства" (приведшие к окончательному закрытию школы по указу императора Зенона в 489 г.) вызвали бегство многих профессоров и студентов на персидскую территорию, в Нисибин, где в 457 г. Бар Саума становится епископом Нисибина, а Нарсай - ректором и реформатором пришедшей в упадок после Мар Апрема Нисибинской академии. Реформированная школа Нисибина стала центром культуры и просвещения всей Церкви Востока. Кроме богословия, профессора академии занимались также филологией, логикой, философией, медициной, составляли исторические хроники, переводили с греческого на сирийский язык труды Аристотеля и других античных мыслителей. Сирийские рукописи древнегреческой классики позже легли в основу арабских, а посредством последних, и латинских средневековых переводов.

После церковного раскола 431 г. положение христиан Персии несколько улучшилось. Преследуемые в Византии "еретики" больше не представляли опасности для иранского правительства. Христианское население заняло свою нишу в социально-экономической жизни Персии, занимаясь преимущественно ремеслом, медициной и торговлей. Многие христиане даже достигли высокого положения на государственной службе. Так, Бар Саума, кроме епископской кафедры, занимал пост инспектора западных пограничных войск Персии. Шах Хормизд IV, вступивший на престол в 579 г., даже называл христиан, наряду с зороастрийцами, опорой своего трона. Епископы Церкви Востока состояли во главе персидского посольства ко двору Византийского императора Маврикия (582-603), а посольство шахини Буран к императору Ираклию в 630 г. возглавлял католикос Мар Ишояб II.

В 651 г. Персия была завоевана арабами и вошла в состав халифата, что, однако, не ухудшило положение христиан. Этому способствовало благосклонное отношение основателя ислама к раннехристианской Церкви. Пророк Мухаммад признал Ассирийскую Церковь Востока как истинную, не идолопоклонническую. По преданию Церкви Востока, в 628 году католикос патриарх Церкви Востока Мар Ишояб II посетил пророка Мухаммада и получил от него охранную грамоту для своей Церкви. Эта грамота хранилась 13 веков в церкви Мар Зайя в Джилу. В период геноцида христиан (ассирийцев, армян, греков) в Турции в начале ХХ века, когда было уничтожено 70 % ассирийцев, охранная грамота была уничтожена турками, по другой версии, она была спрятана ассирийскими священниками.

После прихода к власти династии Аббасидов в 750 г. и переноса столицы из Дамаска в Багдад (вблизи Ктесифона) ассирийский католикос был назначен главой и верховным судьей всех христиан халифата: несториан, мелкитов (православных) и яковитов (миафизитов). Подобно другим высокопоставленным чиновникам, католикос, после своего избрания епископами Церкви, утверждался грамотой халифа. Согласно подсчетам А.Меца (А.Мец. Мусульманский ренессанс, М, "В и М", 1996) в IX веке в Багдаде проживало 40-50 тысяч христиан. Поражает большое число христиан в государственном аппарате халифата, которые часто занимали посты государственных писарей, секретарей, казначеев, а иногда даже министров, советников визирей и правителей округов (губернаторов). На протяжении IX века христиане дважды были военными министрами и дважды - визирами, т.е. премьер-министрами халифата (Ибн Мансур Наср ибн Харун при аббасидском халифе Адуд ад-Дауле и Иса ибн Несторий при фатимидском халифе аль-Азизе).

С первых веков своего существования Церковь Востока проводила активную миссионерскую деятельность. Ее миссионеры проповедовали христианство в Армении, Грузии, Аравии, Индии, Средней Азии, Сибири, Китае, Монголии, Малайзии, Японии. В IV веке восточное христианство принимают несколько родов арабов-лахмидов (Северная Аравия). В актах собора католикоса Мар Исхака 410 г. имеется подпись Осии, епископа Хирты, города, в котором находилась ставка лахмидских царей. На арабской территории проходил собор Церкви Востока 424 г., поддержавший католикоса Мар Дадишо (421-456), которого лишил кафедры шах Бахрам V (420-428). Недалеко от Хирты начинал свое служение реформатор сирийского монашества Авраам Кашкарский (491/492-586). Католикос Мар Нерсес (523-ок. 535) до своего избрания был епископом столицы лахмидов. В Хирте были похоронены католикосы Мар Аба I (540-552) и Мар Ишояб I (581-595). Последний, отказавшись поддержать Хосрова Парвиза (+628) в борьбе за иранский престол, позднее был вынужден искать защиты у недавно принявшего христианство лахмидского царя Наамана. Кроме Хирты еще одной христианизированной частью Аравии был Катар. Сохранились тексты нескольких писем католикоса Мар Ишояба III (650-661) к епископам, монахам и пастве Катара. На актах собора Мар Гиваргиса I 673 р. есть подпись Фомы, митрополита Бит-Катарая (катарского). Из Катара был родом великий святой Ассирийской Церкви Востока Мар Исхак Нинвая (ниневийский) известный на Западе под именем Исаака Сирина (VII век).

Экспансия христанства в Азии.

Распространение христианства в Индии, которое, по преданию, начал еще апостол Фома, достигло своей кульминации в IV веке, когда, спасаясь от преследований в Персии, 70 ассирийских христианских семей (около 500 человек) со священниками и епископом переселились на Малабарский (Юго-Западный) берег Индостана. Иммигранты смешались с местными жителями, но сохранили свою религию и даже приобщили к ней некоторые индуистские семьи, в том числе из высших каст. Ко времени прибытия первых европейцев в Индию в XVI в. здесь насчитывалось около 1500 храмов и 200 тысяч христиан, которые получали своих епископов от ассирийского католикоса. Однако во время португальской оккупации многие малабарские христиане приняли унию с Римом (Сирийская Малабарская Католическая Церковь) или, не имея возможности связаться с католикосом Церкви Востока, перешли в миафизитство (Сирийская Маланкарская Православная Церковь). Тем не менее, небольшая часть христиан Индии (30 приходов) и сегодня верны Ассирийской Церкви Востока. Они образуют автономную Индийскую Церковь Востока и подчиняются митрополиту города Тричур, штат Керала.

Одним из первых мест Средней Азии, куда проникает христианство, был г. Мерв в южном Туркменистане. По свидетельству Бируни, через 200 лет после смерти Христа сюда принес новую веру священник-миссионер Барахия. Не позднее 334 г. в Мерве уже существовала епархия, а около 420 г. - митрополия, просуществовавшая, согласно упоминанию в "Кратком собрании соборных правил" Авдишо бар Бриха (+1318 г.), до XIV в. При раскопках древнего Мерва Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в 1950-60е г.г. были обнаружены христианские погребения III-V в.в. и предметы с изображением креста, а в 15 км к северу от городища найдены остатки несторианской церкви.

Уже в середине III века христианство упоминается в Кушанском царстве (Афганистан и юг Средней Азии), а не позднее IV в. попадает в Согд (территория современных Узбекистана и Таджикистана). Некоторые удельные согдийские правители IV-VI в.в. изображали христианскую символику на своих монетах, а в VIII в. несторианский крест появляется на общегосударственном чекане Хорезма. Многочисленные христианские погребения, руины церквей и предметы культа, а также упоминания в средневековой восточной литературе позволяют допустить, что ассирийская форма христианства была широко распространена среди ираноязычного населения Средней Азии вплоть до XIV века.

В 549 г. к католикосу Мар Абе прибыло посольство от правителя эфталитов, завоевавших часть Средней Азии и Афганистан, с просьбой поставить для его страны епископа. Уже через несколько лет после этого события Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, что в значительной степени способствовало стабилизации политической обстановки и расширению миссионерской деятельности Церкви Востока. В VI веке в центральном городе Согда, Самарканде, была основана епархия Церкви Востока, которую католикос Мар Ишояб II (628-643) преобразовывает в митрополию. Византийский историк Феофилакт Симокатта сообщает, что тюрки, захваченные в плен в 561 г., имели на лбах татуировки в виде креста, сделанные по совету христиан, живших в их среде, чтобы избежать чумы. Католикос Мар Тиматеус (780-819 г.г.) направлял в Среднюю Азию миссионера Субхальешу. Из сирийских источников известно, что Мар Тиматеус переписывался с тюркским каганом, обращенным в христианство.

После разгрома центральноазиатского государства Уйгурия в 841-847 г.г., которым фактически правила манихейская религиозная община, значительная часть уйгуров присоединяется к Церкви Востока. Примечательно, что католикос Мар Ябалахи ІІІ (1281-1317 г.г.) по национальности был уйгуром и имел прозвище бар-Туркая, т.е. тюрок.
В конце ХІХ - начале ХХ в.в. на территории современного Кыргызстана были найдены более 500 кайраков (надгробий в виде крупной речной гальки) с крестами и эпитафиями христианского содержания на сирийском и тюркском языках, написанные несторианским шрифтом. Кыргызские кайраки, датированные концом IX - XIV в.в., по времени соответствуют аналогичным памятникам Ташкента XIII-XIV в.в. и следуют за подобными могильными гальками Мерва и Самарканда VI-VII в.в. Несторианские надгробия Кыргызстана находились на территории митрополии Кашгара и Невакета (Семиречья), учрежденной при католикосе Мар Илии ІІІ (1176-1190 г.г.), и, по всей видимости, имели отношение к народу канглов или чигилей.

Несторианская община Китая была основана около 636 г. А-ло-бэнем. Существование христианства в Китае подтверждается стеллой из Сианьфу с надписями на сирийском и китайском языках, в которых упоминается католикос Мар Хнанишо (774-778 г.г.). Также в соборном постановлении католикоса Мар Теодосиса (850-852 г.г.) среди прочих четырнадцати митрополитов назван митрополит Китая. Однако с 945 г. христиане Китая подвергаются гонениям со стороны Танского правительства и к началу ХІ века исчезают, чтобы вновь вернуться уже в ХІІІ веке вместе с монгольскими завоевателями.
В 8 веке из Китая восточное христианство под именем "кейкиото" проникает в Японию, где новую религию принимает влиятельный род Хата, владевший поселением Узумаса (от сирийского "Ишо Мшиха", "Иисус Христос", нынешний г. Киото). Небольшая группа несториан, приняв ряд местных традиций, возможно, просуществовала на окраинах Японии вплоть до XVII в. Согласно памятнику русской старообрядческой литературы "Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство", группа старообрядцев в конце XVII века бежала от преследований царским правительством на Японские острова и нашла приют у местных христиан "ассирского языка".

В 1009 г. христианство приняли кераиты, один из наиболее крупных и культурных монголоязычных народов Центральной Азии, о чем имеется сообщение в "Истории монголов" Рашид-ад-Дина: "Исповедание Иисуса - мир ему! - проникло к ним, и они приняли его". Об этом событии был уведомлен митрополит Мерва, к которому поступил запрос: как соблюдать посты кочевникам, не употребляющим растительную пищу. Примерно в это же время христианство приняли тюркоязычные онгуты, жившие вдоль Китайской стены, а также гузы, меркиты и частично чигили. В долине Ангары на берегу Унги, где в ХІ-ХІІ в.в. обитали меркиты, экспедицией А.П.Окладникова были найдены несторианские погребения. К ХІІ в. христианство проникло к монголоязычным кара-киданям, завоевавшим значительную часть Центральной Азии к югу от озера Балхаш, к их северо-восточным соседям найманам (верховья Оби, Енисея и Селенги) и к народу тибето-бирманской группы тангутам (государство Си-Ся к югу от пустыни Гоби). В 1923-1926 г.г. в развалинах столицы Си-Ся Хара-Хото П.Козловым были найдены рукописи с сирийскими богослужебными текстами. О несторианстве среди тангутов есть упоминания в Книге Марко Поло и в сирийской "Истории Мар-Ябалахи ІІІ и Раббан Саумы", о христианстве найманов, кара-киданей и меркитов говорит Рубрук в своем "Путешествии в восточные страны".

К ХІІІ в. под властью католикоса Востока было 25 митрополий и около 150 епархий. Ассирийская Церковь Востока как по ареалу распространения, так и по количеству последователей, сравнялась и даже превзошла Православную и Католическую Церкви.

В начале ХІІІ в. христианские ханства Центральной Азии были завоеваны монголами Чингиз-хана и несторианство, наряду со старой монгольской религией, стало одним из основных вероисповеданий новой империи. Сыновья Чингиз-хана были женаты на христианках: Угедей - на меркитке Туракине, Толуй - на кераитской царевне Соркактами-бэги. В ханской ставке, Каракоруме, были построены христианские церкви. Сын Толуя Ариг-буга, по свидетельству западного путешественника Рубрука, открыто признавал себя христианином. Восточное христианство исповедовали монгольские послы, убитые русскими князьями в 1223 г., а также второй хан Золотой Орды сын Батыя Сартак (+1256 г.). Когда в 1258 г. монгольские войска заняли Багдад, хан Хулагу подарил католикосу Востока дворец халифа для устройства резиденции. Но уже к концу ХІІІ века в разных частях начавшей распадаться империи Чингизидов приходят к власти сторонники ислама и буддизма, а несторианство из покровительствуемой религии превращается в преследуемую. Золотоордынский хан мусульманин Берке (1257-1266 г.г.) устроил резню несториан в Самарканде. А в 1313 г. хан Узбек (1313-1342 г.г.) объявил ислам государственной религией Золотой Орды. В конце XIV в. сначала Тамерлан, а в XV "гуманист" Улугбек вырезают восточных христиан почти полностью. Лишь небольшая часть несториан ассирийцев укрылась в горах Курдистана и таким образом сохранилась до наших дней.

Маршруты христианства на Руси...

Христианство на территории современной Украины появляется в первые века нашей эры в греческих полисах Северного Причерноморья. Поскольку Греческая Церковь до 431 г. находилось в полном единстве с Ассирийской Церковью Востока, можно говорить, что вера Церкви Востока известна на территории Украины с первых веков христианства. Второй раз Церковь Востока попадает на Украину в 1240 г. вместе с победоносной армией хана Батыя. Пространные анналы церкви в Шефтларне на Изаре (Бавария) сообщают про 1240 г (год взятия Киева), что среди татар, завоевавших Русь и Венгрию, было много "ложных христиан", т.е. "еретиков". Образец христианского монарха являет нам хан мученик Сартак. Обладая огромной властью и военной силой в Восточной Европе и Средней Азии, он ни разу не попытался применить эту власть и силу для навязывания Церкви Востока своим подданным мусульманам, язычникам и христианам других направлений. Более того, Сартак сам стал мучеником за христианскую веру от рук своего дяди мусульманина Берке. Хан Сартак показал подлинный дух Церкви Востока, которая никогда не применяла насилия для обращения в свою веру.

В результате гонений Узбека часть верующих Церкви Востока из Золотой Орды переселилась в Московскую Русь и перешла в православие, часть поселилась в пограничной степной зоне между Ордой, Русью и Великим Княжеством Литовским (позже Речью Посполитой), где со временем также ассимилировалась среди православных выходцев из Украины и образовала казачество. От тюркских несторианских предков в языке украинских казаков сохранились многочисленные тюркизмы: козак, отаман, чумак, гайдамака, чабан, кайдани, сагайдак, майдан, башлик, кіш, килим, гарбуз, кабак, Мамай, Кочубей, Балабан, Мурза, Култубей, Шингерій и др., а также тюркские суффиксы ук/юк в украинских фамилиях. Характерной чертой казачества является типично несторианский равносторонний крест с расширяющимися от центра концами. Каменные несторианские кресты до сих пор стоят на старых казацких могилах. Тогда как в неказацкой части Украины, в России и в Белоруссии несторианская форма креста не распространена.

Ассирийцы Персии и Турции начали переселяться на территорию Российской империи, спасаясь от преследований со стороны мусульман, после русско-персидской войны 1828 г. и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Последнее и самое массовое переселение ассирийцев в Россию произошло в 1915-1918 г.г., когда ассирийский народ подвергся массовому геноциду со стороны Турции. Однако Святейший синод запрещал селиться на территории империи "несторианам": "или переходите в православие, или возвращайтесь на родину, где вас мусульмане будут резать". Поэтому переходя в российское подданство, ассирийцы записывались "православными", хотя продолжали исповедовать веру Церкви Востока. Особенно способствовал такому двойному существованию ассирийцев в Российской империи то, что в 1898 г. епископ Сипургана (в Иране) Мар Йонан перешел в унию с РПЦ, и это событие было подано в России как "воссоединение несторианской церкви" с православием. Поэтому ассирийцев, переселявшихся в Россию после 1898 г., вместе с ассирийскими священнослужителями, записывали в православные "по умолчанию". В местах своего компактного поселения ассирийцы строили церкви, где ассирийские священники служили на ассирийском языке литургии Аддая и Мари, Нестория, Феодора Мопсуэтского, поминали католикоса Церкви Востока, отмечали праздники Церкви Востока, однако по документам формально все числились православными. Контролировать же этот процесс со стороны властей было практически невозможно из-за незнания российскими чиновниками ассирийского языка и плохого знания ассирийцами русского языка.

История России, Православие, Турция, Китай, ассирийцы, Украина, арабы, Иран-Иран, Япония, Ассирийская Церковь Востока

Previous post Next post
Up