К вопросу о том, почему согласно новейшим исследованиям армяне
генетически практически не отличаются от ассирийцев и курдских евреев. С ассирийцами всё более-менее понятно. И армяне и ассирийцы - автохоны этого региона - тысячелетиями жили рядом, почему и произошло смешение. А вот как в генетическом родстве с ассирийцами и армянами оказались замкнутые общины местных иудеев, религиозные законы строго настрого запрещали любые межнациональные браки (тем более генетическое родство по мужским! хромосомам, и мамы-еврейки тут ни при делах), а установки Талмуда отвергали возможность массового религиозного прозелитизма среди "гоев"?
Разгадку следует искать, обратившись к истории существовавшего на территории современного Курдистана (и древней Ассирии) государства Адиабена, где в I-II веках нашей эры произошёл один из немногих уникальных случаев массового обращения в иудаизм представителей нееврейского населения (помимо этого случая можно вспомнить разве что только обращение Йемена в VI веке, Хазарии в VIII и движение субботников в России в XVIII-XIX веках).
Об истории Адиабены и её значении в истории иудаизма и еврейского народа рассказывается в статье Гидеона Винера Иудея - Адиабена: двести лет вместе, текст которой привожу ниже:
Империя армянского царя
Тиграна Великого, в состав которой входила и Адиабена. На карте она расположена между Осроеной, собственно Великой Арменией и Мидией Атропатеной (современный Иранский Азербайджан).
Приблизительно в 36-м году христианской эры произошло событие, равного которому нет в еврейской истории: правитель расположенного в Ассирии процветающего царства Адиабена Изат и его мать Елена приняли иудаизм и сделали его государственной религией, после чего около двух веков он оставался основной религией этого государства. Почти двести лет параллельно с Иудейским царством существовало сильное и богатое государство, жители которого, в основном ассирийцы, надолго стали единоверцами и союзниками еврейского народа.
Помощь, оказанная правителями Адиабены постоянно воюющей с Римом Иудее, с которой они сразу же установили самые тесные дружественные отношения, просто поражает воображение.
В 45-46 году совершившая паломничество в Иерусалим царица Елена спасла жителей Иудеи от голода, велев отправить караваны за зерном в Александрию и корабли на Кипр за финиками. Если бы не она, разорённая засухой страна, осталась бы без большей части своего населения. Изат, узнав об этом, также послал в Иудею огромные суммы денег, которые были розданы всем нуждавшимся. Пять (из 24-х) сыновей Изата были посланы им в Иерусалим в обучение, его многочисленные родственники, приближённые и многие знатные адиабениты принимали участие в боевых действиях против римлян, и историк Иосиф Флавий часто упоминает их среди особо отличившихся в битвах. Подаренный царицей Храму огромный золотой светильник, укреплённый над Святая Святых, был в те времена одной из главных достопримечательностей Иерусалима. Его блеск в лучах восходящего солнца, видный из любой части Города, служил сигналом к началу утренней молитвы. Кроме того, царица и её родственница Гратта возвели в Иерусалиме множество прекрасных зданий. А её старший сын, Монобаз II, сменивший на троне Изата, по утверждению Флавия истратил на помощь Иудее и подношения Храму всё огромное состояние, скопленное его царственными предками.
За всю историю у евреев не было, пожалуй, столь верных союзников. Тем более обидно, что название иудейского царства Адиабена и имена его правителей ничего не говорят большинству современных евреев.
Так что же это были за люди, где находилась их страна, что за народом они правили и что привело их к иудаизму?
Изат II, царь Адиабены, первым принявший иудейскую веру вместе со своей матерью, царицей Еленой. Барельеф на территории Ирака.
Адиабеной в древности называли крупную область Ассирии, расположенную в верхнем течении реки Тигр и занимавшую почти всю территорию страны (современный Ирак: здесь, между Тигром и Евфратом, в так называемой Месопотамии, располагались древнейшие государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Великая Армения и Вавилония). Царство Адиабена возникло в 3-ем веке до новой эры и было вассально подчинено Парфянскому царству, просуществовавшему с 250 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Первоначально Парфия располагалась на территории современного Туркменистана, но постепенно парфяне расширили границы своего государства от Месопотамии до Индии. С середины I века до н. эры до начала III веха н. эры Парфия постоянно воевала с Римом.
Эрбиль - столица Адиабены.
Столица Адиабены Эрбиль (или «Арбела», в переводе - «четыре бога») - один из древнейших городов района. Также на территории царства находились такие легендарные ассирийские города, как Гавгамелы и Ниневия. В начале христианской эры в Ассирии, как и в Вавилонии, жило и огромное количество евреев, особенно в городах. Евреи занимали солидное положение в торговле и управлении, в армии и землевладении, были состоятельными гражданами, их политический и культурный вес был весьма значительным. Обращение в иудаизм среди местного населения было очень распространено, иудаизм был здесь весьма популярен. Так что принявшим эту религию правителям было на кого опереться.
Ниневия. Реконструкция.
Согласно Иосифу Флавию, первыми иудаизм приняли жёны к тому времени покойного отца Изата, Монобаза, и его мать Елена, а уж затем, через женщин, эта религия была воспринята Изатом и другими мужскими представителями царского рода и знати. Царских жён и Изата, якобы, обратил некий купец Анания. Надо сказать, что в такой форме эта история перекликается с упоминаемым тем же Флавием (и не только им) фактом, что иудаизмом интересовалась жена императора Нерона Поппея и многие знатные римлянки (Талмуд утверждает, что и сам безумный император под влиянием жены склонялся к иудейской вере). Рассчитывал ли Флавий вызвать этим рассказом реакцию узнавания у римской публики или описывал реальные события - мы не знаем. Впрочем, и из истории христианства, и из Танаха известно, что религии, как правило, пробивали себе путь через женщин.
Царь и двор Адиабены.
Однако здравый смысл подсказывает, что все истории о царях, обращённых в новую веру некими мудрецами, тогда как элита страны и простой народ придерживаются веры отцов - это фольклор. Любой правитель, особенно - наследственный, прежде всего был озабочен своим выживанием (политическим и физическим) и ни из каких религиозно-романтических соображений на подобный риск не пошёл бы. Везде и всегда обращение царя следовало за обращением сильных кланов и семей, которые становились оплотом его власти. Наверняка, Адиабена не была исключением.
По словам Флавия, перемена религии Изатом, уже занимавшим трон Адиабены, ничуть не покоробила народ, но вызвала возмущение среди некоторых сановников, тут же составивших заговор против него. Бунтовщики подкупили бедуинского царя Авию, попросив его напасть на Адиабену и поклявшись покинуть своего повелителя в первом же бою. План они свой осуществили, но неудачно: Изат смог отступить к своему лагерю и быстро провести расследование. Казнив виновных, он вступил в бой и наголову разбил захватчиков. Войска Изата преследовали бедуинского царя до его крепости Арсама, которую затем и взяли. Авия, не желая сдаваться, покончил с собой.
Иудейская Адиабена крепла и приобретала все больший вес. Авторитет Изата был настолько высок, что, когда парфянский царь Артабан узнал о заговоре своих сатрапов (правителей провинций) против него, он бежал в Адиабену и попросил покровительства Изата. Изат принял его с почестями и способствовал возврату трона Артабану, чем заслужил его благодарность до конца жизни последнего, а также различные почётные регалии (вроде права спать на золотом ложе, что было привилегией парфянских царей) и богатую область с городом Нирсибин (Нарсибис).
Впрочем, сыновья Артабана, сменившие его на парфянском троне, оказались неблагодарными. Первый из них, Вардан, призвал Изата присоединиться к нему в открытой войне с римлянами, а когда тот не пожелал этого делать, хотел объявить войну самому Изату, но не успел - был убит заговорщиками. Другой взошедший на трон сын Артабана, Вологез, объявил войну царю Адиабены, получив от очередных заговорщиков просьбу сместить с трона царя, предавшего веру отцов. Формальным поводом к войне послужило нежелание Изата отказаться от пожалованных Артабаном регалий, преимуществ и богатых областей (Изат отлично понимал, что требования к нему формальны, и не захотел понапрасну «терять лицо» перед своими подданными).
Во главе шести тысяч всадников он вышел навстречу большому войску парфян, отклоняя все призывы к покорности. И случилось чудо: в ночь перед битвой Вологез получил послание, что огромное войско персов-кочевников разоряет Парфию, и был вынужден вернуть войска домой.
Воины Адиабены.
При царях-иудеях Адиабена достигла расцвета, настолько, что Изат и его мать, царица Елена, участвовали в династическом соперничестве за трон Парфянского царства. Если бы они победили, возможно, мы говорили бы сейчас об иудейской империи Парфия. Вообще, Адиабена играла заметную роль в местной политике: так в 49-50 годах при содействии Изата была устранена угроза передачи парфянского трона римскому ставленнику Мехердату.
Царь Изат правил 24 года и умер в возрасте 55 лет. Елена ненамного пережила младшего сына, и вскоре занявший трон Монобаз распорядился отправить их прах в Иерусалим, похоронив их в заранее отстроенных усыпальницах. В современном Иерусалиме это захоронение хорошо известно, его называют «Гробница Царей».
Гробница царей в Иерусалиме. Рисунок Уильяма Генри.
Саркофаг царицы Елены в Музее Израиля.
По мнению многих историков к концу II века иудаизм в Адиабене исповедовала основная масса населения. Этому процессу не помешали даже три временных захвата Адиабены римлянами в 116, 193 и 216 гг.
В конце II века в Адиабену стало проникать христианство, его сторонниками были, в основном, те, кто ранее принял иудаизм. Однако по-настоящему распространённой эта религия стала лишь в III веке.
Когда в 226 году пала Парфия и её место заняла Персия Сасанидов, Адиабена утратила свою независимость и стала сатрапией (провинцией). К концу века христианство стало в Адиабене господствующей религией, что, в отличие от иудаизма, не пошло ассирийцам впрок: персы видели в них союзников христианского Рима и начали всячески преследовать.
Однако адиабениты-иудеи не исчезли бесследно, они влили поток свежей крови в еврейский народ, смешались с ним. По мнению некоторых историков, часть их могла бежать на побережье Каспия и стать закваской для того, что позже станет иудейской империей, известной под именем «Хазарский Каганат». А многие не бежали. Это их потомки принимали участие в иудейском восстании в конце XII века, известном как восстание лже-Мессии Давида Альрои.
Оригинал статьи
здесь.
Елена, царица Адиабены.
Дополнение.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга двадцатая. Глава вторая.
http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/20.html 1. Около того же времени адиабенская царица Елена и ее сын Изат приняли иудаизм. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство:
Царь Адиабены[8], Монобаз, известный также под именем Базея, влюбился в свою сестру Елену и стал жить с ней. Затем она забеременела. Когда он однажды спал с нею, то случайно во сне прикоснулся рукой к ее животу. Тут ему показалось, будто он слышит голос, требующий, чтобы он отнял руку и не повредил бы младенца в утробе жены своей, так как это дитя зачалось по особенному желанию Господа Бога и будет всю свою жизнь счастливо. Голос поразил царя, который тотчас же проснулся и сообщил обо всем жене. Когда у них родился сын, царь назвал его Изатом. У Монобаза был еще другой, старший сын от Елены, равно как были другие сыновья от других жен. Однако всю свою любовь он очевидно сосредоточил на Изате, как будто бы он был единственным его сыном.
2. В результате получилось то, что другие братья стали завидовать Изату. Вскоре это чувство зависти перешло в ненависть, так как все были огорчены явным предпочтением, которое Изату оказывал отец его. Хотя Монобаз и отлично замечал это, однако он простил других сыновей своих, зная, что они поступают так не по злобе, а потому, что каждый из них считал и себя достойным такой же любви со стороны отца. Однако, опасаясь, как бы ненавидевшие его братья не устроили Изату какой-нибудь неприятности, Монобаз отправил его с большими подарками к Авеннеригу, царю Спа-синхараксы[9], и поручил ему позаботиться о безопасности юноши. Авеннериг любезно принял последнего, очень полюбил его и выдал за него замуж свою дочь Симахо, причем подарил ему область, из которой Изат мог извлекать значительные доходы.
3. Состарившись и видя, что ему уже немного остается жить, Монобаз перед смертью захотел повидаться с сыном. Поэтому он послал за ним. Когда Изат прибыл, он сердечнейшим образом приветствовал его и подарил ему область, носящую название Карры. Эта местность отличается обилием смолы амома. Тут же сохраняются и остатки ковчега, в котором, по преданию, Ной спасся во время потопа; эти остатки по сей день показываются всем желающим.
Изат оставался тут вплоть до смерти отца своего. В самый день кончины Монобаза царица Елена послала за всеми высшими начальниками, за сатрапами и теми, кому были вверены ответственные должности. Когда все они явились к ней, она сказала им: "Я полагаю, что вам небезызвестно, что мой покойный муж признал Изата достойным себе преемником на престоле; впрочем, я ожидаю теперь и вашего на этот счет решения; счастлив может быть лишь тот правитель, которому вручается власть не одним человеком, но который получает ее добровольно от многих". Царица сказала все это, чтобы испытать настроение созванных ею лиц. Последние, лишь только услышали слова царицы, преклонились перед нею, по обычаю своей страны, а затем выразили полное сочувствие решению покойного царя и сказали, что охотно повинуются ему, так как Монобаз вполне справедливо предпочел, по их мнению, Изата всем его братьям. Затем они предложили умертвить всех прочих братьев и родственников, дабы Изат был гарантирован в безопасности и прочности своей власти. Они указывали на то, что, когда эти будут умерщвлены, исчезнет всякий страх из-за ненависти их к Изату. На это Елена выразила им свою признательность за их преданность ей и Изату, но вместе с тем советовала удержаться от умерщвления остальных братьев, хотя бы до тех пор, пока не прибудет Изат и не даст им на то свое разрешение. Не убедив таким образом царицы в необходимости избавиться от соперников, придворные стали уговаривать ее по крайней мере арестовать братьев и держать их, для своей же безопасности, в заключении, пока не приедет Изат. Вместе с тем они советовали ей временно вручить бразды правления человеку, которому она наиболее доверяет. Елена согласилась с этим и назначила временно исполняющим обязанности царя старшего сына своего Монобаза. Она сама возложила на него диадему, вручила ему именной перстень отца (у них это называется сампсерою) и велела ему управлять государством до прибытия брата. Последний скоро приехал, узнав о смерти отца. Затем он сменил своего брата Монобаза, который передал ему правление.
4. В то время как Изат жил в Спасинхараксе, некий иудей-купец, по имени Анания, вошел в сношения с женами [покойного] царя и познакомил их с сущностью иудейской религии. Таким образом, Анания при посредстве женщин стал известен также Изату, которого ему тоже удалось склонить на свою сторону, и когда Изат был призван отцом своим в Адиабену, Анания сопровождал его по настоятельной просьбе Изата. Тем временем и Елена, которую просветил другой иудей, приняла иудаизм.
Когда Изат, став царем, прибыл в Адиабену и увидал тут своих братьев и прочих родственников в оковах, он был очень недоволен этим. Считая безбожным не только умерщвлять их, но и томить в темнице, а с другой стороны, не считая безопасным держать их при себе, когда они могли быть злопамятны, он отправил часть их вместе с их семьями в Рим к императору Клавдию, а прочих послал в качестве заложников к парфянскому царю Артабану. Узнав затем, насколько его матери нравятся положения иудейской религии, он поспешил и сам принять эту веру, а так как не мог считать себя настоящим иудеем, пока не принял обрезания, то выразил готовность подвергнуться и этому.
5. Когда же его мать узнала об этом, она пыталась отговорить его и указывала ему на опасность, связанную с таким переходом: ведь он царь и может навлечь на себя неудовольствие своих подданных, которые, узнав о его расположении к иноземцам и их обычаям, смогут не пожелать повиноваться царю-иудею. Так рассуждала Елена и всячески старалась отговорить сына от его намерения; последний, между тем, передал все ее речи Анании. Анания вполне согласился со взглядами царицы и стал грозить Изату покинуть его и уехать, если он будет настаивать на своем. При этом Анания указывал на то, что он сам, если все это дело станет известным, должен опасаться и за себя, так как все будут считать именно его виновником такого перехода и наставником царя в столь недостойном деле. Анания присовокуплял, что Изат может поклоняться Господу Богу и не принимая обрезания, если уже он непременно желает примкнуть к иудейству. Такое поклонение, по его мнению, будет гораздо важнее принятия обрезания. Когда же Анания указал еще на то, что Предвечный простит ему это упущение, так как он согласился на него по необходимости и из соображений политического свойства, царь наконец склонился в пользу мнения Анании. Однако Изат не мог вполне подавить в себе желание подвергнуться обрезанию. После этого к нему однажды прибыл некий Элеазар, галилейский иудей, пользовавшийся славою большого знатока закона. Этот-то человек и склонил Изата подвергнуться обрезанию. Войдя к царю и приветствовав его, Элеазар застал его за чтением Моисеева Пятикнижия и воскликнул: "о, царь, ты не исполняешь главного закона и этим грешишь против Господа Бога. Тебе следует не только читать эти законы, но раньше всего исполнять их. Доколь же ты хочешь оставаться необрезанным? Если тебе до сих пор неизвестны законоположения на этот счет и ты не знаешь, в чем заключается настоящее благочестие, то познакомься теперь с этим". При этих словах царь перестал откладывать дело, но перешел в другую комнату, позвал врача и велел ему совершить операцию. Затем он послал за своею матерью и за своим наставником Ананиею и сообщил им о случившемся. Последние были поражены и очень испуганы этим, боясь, как бы при распространении известия о поступке царя Изат не подвергся опасности потерять царство, так как подданные не захотят повиноваться человеку, который предался чужим обычаям; вместе с тем они боялись и за себя, так как их могли признать виновниками всего этого дела. Однако Господь Бог оградил их от осуществления их боязни. Когда Изату и его детям пришлось действительно подвергнуться серьезным опасностям, он выручал их всегда из затруднительного положения и тем показывал, что люди, уповающие на Него и доверяющиеся Ему одному, постоянно получают награду за свое благочестие.
6. Впрочем, об этом мы поговорим впоследствии. Тем временем мать царя, Елена, видя, что мир в стране не нарушается, что ее сын счастлив, всеми любим и благодаря заступничеству Предвечного заслужил расположение даже иноземных народов, возымела желание поехать в город Иерусалим, поклониться пользовавшемуся знаменитостью храму Господа Бога и принести там благодарственные жертвы. Поэтому она просила сына дать ей на то разрешение. Изат весьма охотно исполнил просьбу матери, распорядился приготовить все нужное для поездки, снабдил ее очень крупною суммою денег и проводил ее довольно далеко, когда она отправилась в Иерусалим. Приезд царицы был весьма полезен и кстати для жителей, потому что в это время город страдал от голода и многие жители умирали от недостатка в съестных припасах. Тогда царица Елена послала нескольких лиц своей свиты с крупными суммами в Александрию для закупки хлеба, а других приближенных на Кипр за сушеными финиками. Поручения ее были быстро исполнены, и когда посланные вернулись, она стала раздавать пищу нуждавшимся. Этим благодеянием она навсегда оставила среди нашего народа добрую о себе память. Когда же ее сын Изат узнал об этом голоде, то и он послал значительные деньги иерусалимским начальникам. Распределенные среди нуждающихся, эти суммы спасли многих от жестоких мучений голода. Эта династия вообще оказала нашему городу большие услуги; как мы за то выручали ее