Не изменю своему Богу, не покину святой храм. Армянский поэт-мученик Саят Нова.

Feb 05, 2015 02:30

Оставь меня! Хитрить, платить бесчестью дань я не хочу!
Я униженья не хочу, в ногах валяться не хочу.
Исподтишка передавать чужую брань я не хочу.
И сколько б ни твердили мне: «Двуличным стань!» - я не хочу.
Я простолюдин, а не князь. Другого званья не хочу!

Поводом к изгнанию стали слухи о том, будто муза Саят-Новы - дочь грузинского царя Теймураза, супруга влиятельного князя Деметри Орбелиани - красавица Анна Батонашвили (сестра Ираклия II), которой поэт, как считается, посвятил большинство своих песен и стихов.



На историю любви поэта проливают свет исследования А. Асланяна, который настаивает, что музой Саят-Новы действительно была Анна, но совсем иная - дочь жившего в том же Авлабаре Зала Абашидзе. Некогда Анна дала слово хранить верность Арутюну и ждать его, а взамен приняла от него обручальное кольцо.



Саят Нова - поэт любви. Картина художника Сурена Сафаяна.

В период участия Арутюна в индийском походе персидского шаха Анна отказалась от намерения стать женой поэта и вышла замуж за князя Кайхосро Цициашвили. Шах Надир самовластно возвел на трон Кахетии царевича Ираклия, что вызвало гнев грузинского царя Теймураза, посчитавшего, будто соумышленниками его сына стали царица Тамара и поэт Саят-Нова, входивший в близкое окружение персидского владыки. Поэтому Теймураз организовал убийство царицы и мятежного князя Цициашвили - мужа Анны, а сам взял ее в жены. Изгнанный «музыкант с глазами цвета горя», Саят-Нова отправился в Алеппо, но по вызову Ираклия II вернулся во дворец, чтобы через три года из-за клеветы окончательно его покинуть. Царь запретил певцу выступать публично, более того - велел постричься в монахи. Саят-Нова был наречен Степанносом, принял сан архимандрита и стал членом братии Ахпатского монастыря близ грузинской границы. В 1759 г. он закрыл свой Давтар. В 1768 г. умирает его жена, судя по его песням, горячо любимая и несравненная, и Саят-Нова удаляется от светской жизни. Но однажды, узнав о том, что из персидского Исфагана прибыл прославленный Шаади, бросивший вызов тифлисским ашугам, Саят-Нова, как говорит предание, тайно покинул Ахпат и, переодевшись мирянином, пешком отправился в Тифлис, несмотря на сильную метель и снегопад, когда горные перевалы особенно опасны. Первым спрашивал Шаади. Ответив на тридцать вопросов, Саят-Нова стал спрашивать сам. На двадцать пять вопросов Шаади ответил, с двадцать шестого стал запинаться. По условиям состязания проигравшим считался тот, кто не ответил на три вопроса. Шаади протянул поэту свой саз, но Саят-Нова положил руку на плечо Шаади и произнес: «Честь и гордость ашуга - его саз. Оставь его себе и знай - мы с тобою братья».

Состязание, блестяще выигранное Саят-Новой, надолго запомнилось жителям Тифлиса, и до самой смерти Саят-Нова сохранял титул первого певца. Но радость победы для самого Саята была недолгой, поскольку ему следовало вернуться в монастырь и держать ответ перед настоятелем. В своих письмах армянский католикос Гукас I жаловался царю Ираклию на позорящее церковь поведение монаха Степанноса и извещал, что собирается лишить его сана. Но царь попросил оставить в покое пусть опального, но по-прежнему очень любимого певца.




Саят-Нова был убит персами при захвате и полном разорении Тифлиса войсками шаха Ага Махмеда в 1795 г. Войска Ага-Мохаммеда бесчинствовали, грабили и сжигали дома, бессмысленно убивали мирных жителей. Саят-Нова успел отправить родных на Северный Кавказ, но не пожелал покинуть любимый город.



Армянская церковь Сурб Геворк (святого Георгия) в Тбилиси. Современный вид.

Его персы обнаружили в армянской кафедральной церкви Сурб Геворг (Св. Георгия) вместе с народом, где они читали свои последние молитвы. Беспомощного старца выволокли из церкви и под страхом смерти потребовали отречься от Христа, на что тот ответил стихом на персидском: «Не изменю своему Богу, не покину святой храм». Это были последние слова монаха Степанноса - Саят-Новы, человека-легенды, воспевавшего любовь.

Саят-Нову похоронили на месте его гибели - под северной стеной церкви Сурб Геворг. У армянской церкви, где погиб поэт, поставлен памятник, на котором высечены его стихи:

Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих!
Не верь: меня легко свалить!
Гранита твердь основ моих!
Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!

Младший сын Саят-Новы Меликсет Саядян, переезжая в Кизляр, захватил с собой «Давтар» - знаменитую армянскую тетрадь отца, а спустя полвека ее привез обратно в Тифлис внук поэта Срапион Саядян. По счастливой случайности в 40-е гг ХIХ в. рукописный «Песенник» Саят-Новы попал в руки армениста Г. Ахвердяна, который при поддержке видного ученого Мкртыча Эмина издал в Москве первый сборник великого поэта на армянском языке. Провидению было угодно сохранить еще один рукописный сборник поэта - грузинский. Как бесценную реликвию хранил внук царя Ираклия II тетрадь, на первой странице которой начертано: «Эта книга принадлежит внуку царя Грузии Теймуразу. Эти стихи переписал сын Саят-Новы Ованнес в память о своем отце». В начале ХХ в. известные композитор и певец Мушег Агаян и Шара Талян начинают записывать его песни - то, что от них осталось.

В 1969 г. С.И. Параджанов снял фильм о Саят-Нове, который назвал "Цвет граната", к тому же была открыта «ЕРЕВАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМИЛЕТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ САЯТ-НОВЫ», и многие из выпускников школы, получив профессиональное музыкальное образование, преподают в разных музыкальных учебных заведениях, часть же из них - это концертные исполнители, артисты оркестров, музыковеды, композиторы.

Ашуг Саят-Нова был одновременно поэтом, композитором, певцом и аккомпаниатором в одном лице. Он на ходу брал слова не только из известных языков, но и придумывал новые, понятные для современников и ставшие загадкой для потомков. Саят-Нова, по единодушному свидетельству современников, был несравненным музыкантом и певцом с чарующим голосом. По мнению поэта Паруйра Севака, получившего сразу докторскую степень за кандидатскую диссертацию «Саят-Нова», его талантов хватило бы на шестерых - композитора, музыканта, певца и трех поэтов. Он виртуозно играл практически на всех известных тогда инструментах. Саят-Нова всегда был вместе с народом, служил ему своими песнями и всегда пел на понятном для слушателей языке.

Саят-Нова - Великий сын армянского народа - мощью своего гения превратил ремесло народного певца в высокое призвание поэта.




Отсюда.

Дополнительная информация со ссылками здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%FF%F2-%CD%EE%E2%E0

Грузия, Армения, Армянская Апостольская Церковь, Христианская Солидарность, церкви, любовная лирика, святые, Саят Нова, Иран-Иран, Тбилиси, поэзия

Previous post Next post
Up