Святой праведный отрок Артемий и Веркольский монастырь

Nov 02, 2014 14:31

С Артемьево-Веркольским монастырём связаны у меня очень тёплые воспоминания. Первым настоятелем обители после её возрождения в 90-е годы, был человек, которого я считал своим духовным отцом - о. Иоасаф (Василькив). К сожалению, он в 90-е годы перешёл в раскольничий Киевский "Патриархат" и там был рукоположен в митрополиты Ивано-Франковска. Но всё равно я до сих пор с благодарностью вспоминаю его и молюсь о нём, так как он мне помог в трудный период моей жизни. Об этом как нибудь подробнее поведаю в подзамочном посте.

Оригинал взят у filaretuos в Святой праведный отрок Артемий и Веркольский монастырь



2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.
Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: "Будьте как дети".

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола - на окраине Архангельской области.Ныне  Веркола является деревней. Население деревни, по данным на 1 января 2012 года, составляет 446 человек, из них 65 детей (от 0 до 18 лет) и 167 пенсионеров.
Рельеф местности разнообразен - сама деревня располагается на крутом угоре, имеются холмы, низменности. Вдоль реки Пинеги между деревней и рекой по всей протяженности села тянутся травяные луга, которые придают пейзажу деревни особый колорит. С Абрамовского угора открывается хороший обзор на луга и Артемиево-Веркольский мужской монастырь. Название Веркола в переводе с финно-угорского означет "место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей". Это вполне объяснимо, так как в этой местности по обеим сторонам реки Пинеги тянутся высокие берега, хорошо обдуваемые ветрами.
Веркола известна не только монастырём, но и родившимся здесь в 1920 году Советским писателем и публицистом Фёдором Абрамовым.
А в 50 км. от Верколы в селении Сура родился Святой Иоанн Кронштадский.





Иоанн Кронштадский ещё отроком часто посещал Веркольский монастырь, когда отправлялся каждый год из дому в Архангельское духовное училище. Иоанн Кронштадтский будучи уже уважаемым святителем ежегодно при посещении родной Суры (обычно на пароходе) останавливался в монастыре на ночлег.
15 июня протоиереем Иоанном Кронштадтским в служении с прочим духовенством был освящен нижний храм Успенского Собора в честь Рождества Христова. Он немало способствовал украшению обители, ежегодно жертвуя на это суммы денег, часто посылал в дар церковную утварь.
В 1892 году на его средства в храме св. праведного Артемия над мощами отрока был устроен вызолоченный балдахин

Родители Артемия  - Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.



6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво... О происшествии много судачили, в итоге решили, что это - наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым - его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым - пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году   собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.



Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали - в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И - тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись... Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.



Два священника - Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.



До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три)

В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.



Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.



Анна Алексеевна Орлова-Чесменская
графиня, камер-фрейлина, единственная дочь Алексея Орлова, сподвижника императрицы Екатерины II, и наследница его многомиллионного состояния.
Родилась в Москве 13 мая 1885года. После смерти отца отказалась вступать в брак, начала испытывать тягу к духовной жизни, но не оставила императорский двор. Анна была духовной дочерью архимандрита Фотия (Спасского), что породило ряд слухов об их взаимоотношениях.
В 1917 году   перед  закрытием  монастыря  братство обители составляло 185 человек.

В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.

Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме - спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.



В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

. Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: "Путь к Веркольской обители крайне затруднителен".

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: "Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров не полезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами..." Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители - монахи молятся об их обретении.



История России, Русский север, Архангельская земля, Артемий Веркольский, Православие, Пинежье, монастыри, личное, святые, Украина, Иоанн Кронштадский, Ивано-Франковск

Previous post Next post
Up