В знак глубокой признательности нашим братьям каталонцам, поддержавшим Новороссию в тяжкие времена, размещаю свой рассказ об одном из самых выдающихся сынов Каталонии, чьё имя известно далеко за её пределами.
Святой Антоний Мария Кларет был большим патриотом родного каталанского языка и, хотя большая часть его трудов, в особенности, в бытность его кубинским архиепископом, была написана и опубликована на испанском, работы святого Антония на родном языке сыграли большую роль в поддержке и возрождении каталанского языка.
Его память празднуется у католиков 24 октября (23 - в некоторых общинах католиков-традиционалистов).
Статья с некоторыми сокращениями.
Антоний Кларет родился в Каталонии, в местечке Саллент, близ Барселоны, 23 декабря 1807 года. Он был пятым из одиннадцати детей Жуана Кларет и Жосефы Клары. На Рождество Антоний был крещен. Из-за слабого здоровья матери мальчика отдали на попечение кормилицы в селение Сайта Мария де Оло. Но однажды ночью, когда Антония случайно оставили у родителей, дом кормилицы рухнул, и все находившиеся в нем погибли. Для Кларета тогда произошедшее всегда означало знак провидения.
Колыбель Кларета постоянно сотрясалась из-за стука ткацких станков, работавших в мастерской его отца. Уже с первых лет маленький Антоний отличался ясным умом и добрым сердцем. В пять лет мальчик думал о вечности: ночью, сидя на кровати, он пытался понять значение этих слов: «Навечно, навечно, навечно». Позднее, будучи архиепископом, он вспоминал: «Мысль о вечных муках настолько поразила меня, что из-за сочувствия грешникам, которое начало пробуждаться во мне, или потому, что я столько раз думал об этом, верно то, что об этом я думаю больше всего и сейчас. Эта мысль больше всего заставляла, заставляет и будет заставлять меня работать, пока я жив, для обращения грешников» (Из его "Автобиографии").
Народная война против Наполеона быстро изменяла общество той эпохи. Его солдаты часто проходили через город, в котором жил Кларет, в период с 1808 по 1814 годы. Даже местные священники примкнули к борьбе. В 1812 году была провозглашена новая Конституция.
А в это время Антоний играл, учился, подрастал... Две любви уже родились в сердце маленького Кларета: любовь к Евхаристии и любовь к Деве Марии. Он прилежно посещал Святые Мессы, часто приходил поклоняться Пресвятым Дарам, со своей сестрой Розой навещал часовню, называемую Фусиманья, и ежедневно читал розарий.
Слабостью Антония были книги. Немногие вещи так способствовали святости Кларета, как первые книги его детства. Его чтение было избирательным. К этому времени у Антония появилась мечта стать священником и апостолом. Однако его призвание должно было пойти другим путем.
Среди ткацких станков.
Чтобы усовершенствоваться в этом ремесле, он обратился к отцу с просьбой разрешить ему поехать в Барселону, куда развитие индустрии привлекало многих молодых людей. Там Кларет поступил в Школу искусств и ремесел. Работал днем и учился ночью. Хотя он и продолжал быть хорошим христианином, его сердце было отдано работе. Благодаря своим способностям и таланту, Антонию вскоре удалось превзойти качество и красоту заграничных образцов привозимых тканей. Группа влиятельных торговцев, видя его профессионализм, предложила Кларету заманчивый план: создать текстильную фабрику, финансирование и монтаж которой они брали на себя. Но Антоний, непонятно по каким причинам, отказался. Этим поводом было Божие вмешательство. Несколько случаев встреча с товарищем, затем попавшим в тюрьму, сети соблазна, расставленные женой друга, чудесное спасение на море, где его снесло гигантской волной, и т.д., сделали Кларета более чувствительным к голосу Божию. Решающими для него были слова Евангелия: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Ткацкие станки остановились, и Антоний уехал к монахам ораторианцам в монастырь Св. Филиппа Нери. Спустя некоторое время он принимает решение стать картузианцем и сообщает об этом своему отцу. Узнав о решении Кларета стать священником, епархиальный епископ города Вик Пабло де Хесус Коркуера захотел лично познакомиться с будущим семинаристом. По этой причине в начале сентября 1829 года Антоний покидает Барселону и направляется из родного Саллента в Вик. Ему исполнился 21 год, и Кларет окончательно решил стать священником.
Апостол Канарских островов.
После очередного вооруженного восстания в 1847 году, в Каталонии было уже невозможно вести миссионерскую деятельность. Поэтому 6 марта 1848 года Кларет выехал из порта Кадис на Канарские острова с только что назначенным епископом Бонавентурой Кодина. Кларету исполнилось 40 лет. Преисполненный апостольской силой убеждения, голос неутомимого миссионера был слышен повсеместно на Канарских островах. Он побывал во всех крупнейших городах этого райского уголка. Кларет проповедовал на площадях, сценах, под открытым небом, собирая толпы людей, следовавших за ним. Даже несмотря на воспаление легких, он ни на минуту не прекращал служить Слову Божию.
Отец Кларет провел на Канарских островах 15 месяцев своей жизни, оставив после себя множество обращенных грешников, чудеса, пророчества и легенды. Со слезами на глазах смотрели жители острова на отъезд своего духовного отца, с грустью прощаясь с ним. Это было в последних числах мая 1849 года.
Основатель Миссионерской Конгрегации «Сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии».
«Сегодня начинается великое дело», - сказал отец Кларет. Основатель конгрегации не был псевдохаризматиком, говорившим от своего имени. Он чувствовал, что им движет Бог. И Господь открыл ему три вещи: во-первых, конгрегация распространится по всему миру; во-вторых, она пребудет до скончания времен; и, в-третьих, всякий, кто умрет в конгрегации, спасется.
Архиепископ Кубы (1850- 1557).
Назначение
Перед отплытием на Кубу и поездкой в Мадрид для получения епископского палия и большого креста Изабеллы II, Кларет совершил три паломничества: в Сарагосу, к Пресвятой Богородице в Пилар, к Пресвятой Деве в Монсеррат и к Божией Матери в Фусиманья, а также посетил Сал-лент, свою малую родину. Перед отъездом на Кубу отец Кларет основывает еще одну церковную общину - «Дочери Блаженного и Непорочного Сердца Марии», известную сегодня как «Ассоциация Сердца Марии». В порту Барселоны огромная толпа людей прощалась с архиепископом Кларетом, выражая ему свои самые искренние чувства.
На Кубе
По пути в Гавану Кларет, пользуясь случаем, проповедует на борту корабля всем пассажирам, офицерам и экипажу. И наконец... Куба. Шесть лет провел Кларет в епархии Сантьяго де Куба, неустанно исполняя свой долг миссионера, сея любовь и справедливость на острове, где повсюду царили расовая дискриминация и социальная несправедливость.
Встречаясь с власть имущими, он выхватывал из их рук кнуты. Однажды отец Кларет упрекнул богатого землевладельца в том, что он плохо обращается с бедными неграми, работающими у него в усадьбе. Видя, что рабовладелец не намерен изменить свое поведение, архиепископ попытался преподать ему урок. Взяв два клочка бумаги, белый и черный, он сжег их, а пепел затем растер на ладони своей руки. «Господин, - обратился Кларет к растерянному богачу, - можете ли вы сказать, какая разница между пеплом этих двух бумажек? Так и мы, люди, равны перед Богом».
У отца Кларета была еще одна способность, свидетельствующая о его неординарных дарованиях. В кубинском городе Ольгине как-то организовывались народные гуляния. Главным номером программы был запуск воздушного шара, управляемого человеком, одного из первых в те времена аппаратов. Номер не имел успеха: шар начал подниматься, но пилот потерял контроль, и шар упал в небольшой овраг. Архиепископ, изучив этот вопрос, как-то удивил всех: «Сегодня я понял систему управления воздушным шаром». И показал всем сделанный им и сохранившийся до сих пор чертеж, решающий проблему управления шаром.
Отец Кларет был человеком действия. Во всех приходах он основал религиозные и социальные учреждения для детей и взрослых; создал технические и сельскохозяйственные школы, разработал и внедрил по всей Кубе банковскую систему «касс сбережений», основывал приюты, четыре раза посетил все города, деревни и фермы своей необъятной епархии. Всегда пешком или верхом на лошади. Он умел окружить себя отличной группой опытных миссионеров, среди которых были известные тогда священники Адоаин, Лобо, Санмарти и Субирана.
Одним из важнейших свершений отца Кларета на Кубе, несмотря на множество трудностей, было основание женской монашеской Конгрегации Сестер Непорочной Марии, позже принявших название Миссионерок Кларетинок. Соосновательницей новой общины стала сестра Антония Парис, которая принесла монашеские обеты 27 августа 1855 года. Эта дата считается датой основания конгрегации.
Преследования Кларета не прекращались даже на Кубе. Шквал покушений достиг своего апогея в городе Ольгине, где архиепископ был тяжело ранен при выходе из церкви наемником своих недругов, которому незадолго до этого помог выйти из тюрьмы. Перед лицом смерти Кларет просил простить преступника. Но несмотря ни на что преследователи Кларета не теряли его из вида, и покушения продолжались.
В один из дней, по окончании шестилетнего пребывания Кларета на Кубе, ему вручили срочный пакет от генерал-губернатора Гаваны. Ее Величество Королева Изабелла II вызывала его в Мадрид. Это произошло 18 марта 1857 года.
Исповедник королевы. Миссионер Королевского Двора и всей Испании.
Прибыв в Мадрид, архиепископ Кларет узнал, что он назначен исповедником королевы. Вначале не соглашаясь, он все же принял назначение, но с тремя условиями: не жить во дворце, не вовлекать его в политику и позволить ему свободно заниматься апостольской деятельностью. По возвращению с Кубы Кларету было 49 лет. Все одиннадцать лет, что он провел в Мадриде, архиепископ ни на минуту не прекращал проповеди Слова Божия. Во многих церквях и монастырях слышался его сильный и убедительный голос. Со свойственным ему миссионерским рвением он проповедовал повсюду: начиная от церкви итальянцев, расположенной в сегодняшней пристройке королевского дворца, и закончивая церковью в Монсеррат, где сегодня находится знаменитый театр. Новый королевский исповедник достиг необыкновенного успеха в проповеди простому народу и духовных упражнениях для духовенства.
Отец Кларет не прекращал апостольской деятельности даже в то время, когда сопровождал королеву в ее поездках по Испании. В начале июня 1858 года королевский кортеж проехал по равнинам Ла-Манша, Аликанте, Альбасете и Валенсии. А затем по северо-западной части Испании: Леону, горнорудному бассейну Мьересу и Овьедо, Галисии, Балеаресу, Каталонии, Арагону и Андалусии. Поездки по югу страны не прошли бесследно; отец Кларет повсюду исполнял свой миссионерский долг, произнося в день по четырнадцать проповедей. Кордоба, Севилья, Кадис, Гренада, Малага, Картахена и Мурсия... И затем снова на север: Страна Басков, провинция Кастилия, Ла Вьеха и Эк-стремадура. Царствие Божие было проповедано, и народ отвечал на это с благодарностью.
Монастырь Эль Эскориаль.
Изабелла II поручает Кларету привести в порядок пребывающий в плачевном состоянии вследствие действия закона о закрытии монастырей от 1835 года королевский монастырь Эль Эскориаль. Архиепископ занимается этим нелегким делом с 1859 по 1868 год. Это был кораткий срок, но достаточный для того, чтобы проявить свой организаторский талант. Были отремонтированы башни и флигели здания, а также огромная базилика, отреставрированы хоры и алтари, установлены два органа, приобретен научный материал для кабинета физики и химических лабораторий, построена новая библиотека; вновь зацвели сады, обновленные большим количеством садовых и фруктовых деревьев. Это было похоже на чудо.
С материальным восстановлением началось восстановление духовное. Кларет создал настоящий церковный университет с изучением гуманитарных наук, классических и современных языков, естественных наук, археологии, схоластики, в т.ч. философии и теологии, патристики, ли”р/ргики, морального богословия и библеистики, халдейского, еврейского и арабского языков и т.д., организовал музыкальную группу. Бесценная помощь друга Кларета с Кубы дона Дионисио Гонсалеса де Мендоса помогла ему сделать королевский монастырь одним из лучших духовных центров Испании. Благодаря своему усердию, Кларет вернул ему былое величие и сделал его восьмым чудом света.
Бог одарил Кларета необыкновенной способностью - читать знаки времени. «Печать, как показал мой собственный опыт, - это один из способов быть сильным для добра, - говорил он, - Но если ею злоупотреблять, то она может стать могущественным оружием зла».
Только принимая во внимание его высокую работоспособность и силу, которую давал ему Бог, можно понять факт появления такого количества книг и, вместе с тем, интенсивного выполнения своего апостольского призвания.
Кларет был не только писателем. Он сам распространял книги и листовки. Благодаря ему эта деятельности развернулась в существенных масштабах.
За издание или продажу своих книг он никогда ничего не брал; напротив, вкладывал в это огромные суммы денег. Откуда они были у Кларета? Эти средства он получал за выполнение своих обязанностей и из пожертвований. «Книги, - говорил он, - это лучшая милостыня».
В 1848 году, как мы уже упоминали, отец Кларет, при участии отца Кайшаль, будущего епископа Сео Д’Урхель, открыл библиотеку-магазин религиозной литературы, предшествующий «Духовному братству хороших книг», в котором за годы руководства Кларета и до его отъезда на Кубу было выпущено большое количество изданий, брошюр и листовок со средним ежегодным тиражом более полмиллиона экземпляров. По случаю десятилетия существования организации, ее основатель получил личные поздравления от Папы Пия IX. Также Кларет, еще до того, как стал епископом, основал “Братство Блаженного и Непорочного Сердца Марии”, целью которого было постоянно поддерживать распространение книг. Создание этого братства представляло собой первые попытки участия в апостольстве не только священников, но и мирян, как мужчин, так и женщин.
Среди тех, кто, по свидетельству биографа академии о. Кристобаля Фернандеса, участвовал в деятельности общества, есть имена таких известных людей, как министр Лоренцо Аррасола, журналисты Карбонеро и Со, Охеро де ла Крус, профессор Висент де ла Фуенте и известные литераторы Де Айала и Харценбух.
Духовный отец и основатель.
Девятнадцатый век был ознаменован появлением большого числа новых монашеских конгрегации. Антоний Кларет сыграл значительную роль в деле становления многих из них.
Наиболее значительным деянием отца Кларета было основание Конгрегации Сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, Миссионеров Кларетинов.
В 1855 году на Кубе, вместе с сестрой Антонией Парис, Кларет основал Конгрегацию Сестер Марии Непорочной (нынешние Миссионерки Кларетинки), целью которой было воспитание детей. Он был духовником основательниц двух женских монашеских конгрегации: св. Михаэлы Пресвятых Даров, основавшей общину Сестер Адораторок, и св. Хоакины де Ведруна, благодаря которой возникла Конгрегация Сестер Кармелиток Божией Любви.
Напрямую или косвенно Кларет участвовал в создании других монашеских институтов. Поддерживал связь с Хоакином Масмитха, основателем Конгрегации Дочерей Блаженного и Непорочного Сердца Марии, с о. Маркосом и доньей Гертрудой Кастаньер, основателями Конгрегации Сестер св. Филиппа с Марией Святейшего Сердца, основательницей конгрегации «Служительницы Иисуса», с блаженной Анной Могас, основательницей Ордена Сестер Францисканок Пресвятой Богородицы. Мы встречаем его с блаженным Франциском Коллом, основателем Ордена Сестер Доминиканок Божией Матери Благовещения. Также Антоний Кларет принял участие в основании ордена «Невольницы Сердца Марии», основательницей которого была сестра Эсперанса Гонсалес. Кроме этого нужно упомянуть о его влиянии на Общество Святой Терезы, орден «Монахини Иисуса Царя» и т.д.
Святой человек.
Роскошь двора не помешала Кларету жить как очень дисциплинированному верующему. Ежедневно он посвящал большую часть времени молитве. Его аскетизм вошел в пословицу, сдержанность в еде и напитках была выдающейся.
Распорядок дня Кларета был следующим: он спал не более шести часов, поднимаясь в три часа утра. Перед тем, как проснутся другие, он посвящал два часа молитве и чтению Библии, затем один час проводил с братьями, совершая Евхаристию, а затем участвовал в другой Мессе» воздавая благодарение Господу. После завтрака и до 10 часов исповедовал, потом - писал. Хуже всего он переносил час приема посетителей в 12 часов. Вечером Кларет проповедовал, посещал больницы, тюрьмы, школы и монастыри.
Его бедность была примером для подражания. Однажды Кларет испугался, когда, положив руку в карман, нащупал там монету, но сразу же успокоился: это была не монета, а медальон. В другой раз, не имея при себе ничего, чтобы помочь бедняку, он отдал ему свой крест архиепископа.
Преследования.
Нет ничего странного в том, что человек такого влияния как Кларет навлекал на себя гнев врагов Церкви. Но все многочисленные угрозы и покушения, которые перенес отец Кларет, неизменно терпели неудачу. Провидение хранило радующегося в преследованиях Кларета. И большинство покушений потерпело неудачу из за того, что он обращал преследователей в веру.
Но самой страшной была клеветническая кампания, организованная в масштабе всей Испании и имевшая целью очернить Кларета в глазах честных людей. Его обвиняли во влиянии на политику, в принадлежности к знаменитой клике королевы с Сор Патросинио, Марфори и другими, а также в нерассудительности, в непристойности сочинений Кларета, ссылаясь на его книгу «Золотой Ключ», в амбициозности и даже в воровстве. Но Кларет спокойно переносил трудности, радуясь тому, что страдает за Иисуса.
Признание Итальянского Королевства.
Правительство Испании в полном составе собралось 15 июля 1865 года в Ла Гранха де Сан Ильдефонсо, чтобы добиться от королевы подписания признания Соединенного Королевства Италии, что приравнивалось к разрешению захвата папского государства. Кларет предупреждал королеву, что одобрение этого произвола было бы, по его мнению, большим преступлением и что в случае подписания этого документа он уйдет. Поддавшаяся лжи королева все же подписала документ. Кларет не захотел быть причастным к этому делу и оставаться при дворе. Он помолился Иисусу в церкви Де Ла Гранха и услышал слова: «Антоний, уходи».
С большой горечью в душе из-за того, что должен покинуть королеву в такой ситуации, Кларет направился в Рим. Там Папа Пий IX утешил его и приказал опять вернуться во двор. Королевская семья безгранично радовалась возвращению Кларета. Но новая волна обвинений и нападок опять обрушилась на него. Можно сказать, что Кларет был одним из самых преследуемых общественных деятелей XIX века.
На чужбине.
Сентябрь 1868 года, 18-е число. Революция неотвратима. Двадцать один выстрел в восставшей Сарагосе и гавани Кадиса возвестил о свержении королевы Изабеллы II. С поражением армии Изабеллы в Альколеа пал Мадрид, и революция молниеносно распространилась по всей Испании.
Тридцатого сентября королевская семья с несколькими преданными людьми и своим исповедником выехала в изгнание во Францию. Вначале в По, затем в Париж. Отцу Кларету было 60 лет.
Разорение и поджоги церквей продолжались, тем самым исполнялось одно из пророчеств Кларета: во время этой революции конгрегация обретет своего первого мученика. В Ла Сельва дель Камп был убит о. Франциско Крусатс.
Кларет окончательно покинул королеву 30 марта 1869 года и направился в Рим.
Отец Первого Ватиканского Собора.
Восьмого декабря 1869 года в Риме собралось 700 епископов со всего мира, генеральные настоятели монашеских орденов, архиепископы, патриархи и кардиналы. Начинался Первый Вселенский Ватиканский Собор. На нем присутствовал и отец Кларет.
Одной из наиболее обсуждаемых тем было церковное разночтение в вопросах веры и обрядов. Голос Кларета раздался в ватиканской базилике 31 мая 1870 года: «Я ношу на своем теле знаки любви Христа, - сказал он, - это раны, нанесенных мне в Оль-гине. Если бы я тогда мог сразу же пролить всю мою кровь!»
До 2000 года отец Кларет оставался единственным канонизированным Отцом Собора из всех, принимавших в нем участие.
Последние дни.
Архиепископ Кларет в сопровождении о. Хосе Шифре прибыл в Прадес, французские Пиренеи, 23 июля 1870 года. Община миссионеров, выдворенная революционным ветром из Испании, членами которой были, в основном, молодые студенты, с большой радостью приняла тогда уже больного основателя. Он знал, что его смерть неизбежна. Но и в таком отдалении, в безмятежной обстановке преследователи не оставляли его в покое. Пятого августа он получил предупреждение. Недруги хотели схватить архиепископа. Даже находясь в изгнании и будучи больным, Кларет был вынужден скрываться. Он нашел убежище в соседнем монастыре монахов-цистерцианцев в Фонфруа. В этом доме, расположенном близ Нарбоны, братья-монахи приняли Кларета с большой радостью.
Здоровье Антония Кларета было окончательно подорвано. Отец Хайме Клотет постоянно находился рядом с ним и опекал его во время болезни. Четвертого октября Кларета поразил апоплексический удар.
Восьмого октября Кларет принимает последние таинства и исповедуется как Сын Сердца Марии отцу Шифре.
Наступило утро 24 октября. Все обитатели монастыря собрались у смертельного одра Кларета. Здесь находились и священники Клотет и Пуиг. В молитве Кларет предал свой дух в руки Создателя. На часах 8.45. Кларету было 62 года.
Кларета похоронили на монастырском кладбище, а на надгробной плите вырезали слова Папы Григория VII: «Возлюбил справедливость, возненавидел беззаконие и потому умер в изгнании».
Венец славы.
В1897 году останки Кларета были перевезены в Вик, где они покоятся и по сей день. Церковь внесла его имя в почет блаженных 25 февраля 1934 года, а 7 мая 1950 года Папа Пий XII провозгласил его СВЯТЫМ. В тот памятный день он произнес:
«Святой Антоний Мария Кларет имел великую душу, рожденную вобрать в себя столько контрастов! Необыкновенное смирение - и слава при жизни. Физическая слабость - и огромная сила духа. Внешняя непримечательность - и способность притягивать к себе людей, включая сильных мира сего; сильный характер - и кротость, знающая границу суровости; постоянное пребывание перед лицом Божьим, даже среди бурной внешней деятельности. Очерняемый и вызывающий восхищение, любимый и преследуемый. И среди столь дивных контрастов, как мягкий свет, освещающий все, сияло его глубочайшее почитание Богоматери».
Отсюда:
http://www.catherine.spb.ru/index.php/comments/Klaret_bio Дополнительно:
http://www.krotov.info/acts/19/1850/claret.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Anthony_Mary_Claret