Станция Плесецкая.

Oct 22, 2014 01:48



Станция Плесецкая - фотография 1898 года.

Автор статьи Лилия Хлебникова, газета "Панорама Мирного".

Станция Плесецкая первая встречает человека, приехавшего в Мирный на службу или по иным причинам. Для многих мирян это - своеобразная точка отсчета, с которой начинается жизнь в городе, и последнее, что они провожают взглядом, покидая его.

«Дорога Мамонтова»

Много ли мы знаем о ее истории, поднимаясь и спускаясь с платформы вокзала? А ведь наследие Плесецкой неразрывно связано с историей Северной железной дороги и многими потрясениями, что пережила наша страна в 19 и 20 веках. Три войны, интервенция, взрывы и пожары, человеческий героизм и трагедии - все коснулось этого провинциального участка СевЖД протяженностью в 1,5 км. Поздравляя работников железной дороги с профессиональным праздником, отмечаемым в первое воскресенье августа, вспомним о ключевых моментах.



Строительство узкоколейки по линии Вологда - Архангельск длилось 3 года, с 1894 года, в топях огромных болот, в глухих лесах. Это стало возможным благодаря стараниям крупного предпринимателя и мецената, председателя Акционерного Общества Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова, который видел в развитии транспортного сообщения большое значение для хозяйственного развития русского Севера. Дорогу прокладывали с обеих сторон, от Вологды и Архангельска, и 25 марта 1897 года южнее станции Плесецкая (в районе ст. Лепша) рельсы наконец-то сомкнулись. 3 ноября 1898 года было открыто регулярное движение поездов.

От Плесцов к Плесецкой.

В том же 1894 года началась и подготовка к строительству железнодорожных станций. Первыми, наряду с Плесецкой, стали Емца, Обозерская и Левашка (ныне Холмогорская). Вокзал и другие строения станции Плесецкая заложили в 1895 году. Первый вокзал можно увидеть на фотографии 1898 года - это деревянное строение под высокой крышей с вальмовыми срезами, в так называемом «швейцарском» стиле. Через какое-то время станцию и место вокруг нее стали обживать крестьяне из деревни Плесцы, они же стали и работать на ней.

От войны до войны.

С началом Первой мировой войны пропускная способность узкоколейки в 2 пассажирских и 6-7 грузовых поездов при скорости 12-15 верст в час перестала удовлетворять нужды страны, и в 1915 году участок Вологда - Архангельск стал ширококолейным.

В годы Гражданской войны Плесецкая стала важным объектом стратегического значения и переходила несколько раз из рук в руки от белогвардейцев и интервентов к красноармейцам. Здесь же в 1918 году был создан 1-й Онежский партизанский отряд, отправившийся на борьбу с английскими захватчиками. За годы войны станция понесла колоссальные потери, став грудой развалин: вокзал сгорел, водокачку взорвали, путевые стрелки и звенья станционных путей были украдены или разрушены при артобстреле, покорежена техника. После окончания войны железнодорожные рабочие встали на борьбу с разрухой. Благодаря особому положению, которое было введено Советом Труда и Обороны, Всероссийскому Коммунистическому субботнику и Неделе ремонта удалось расчистить пути, заготовить топливо и дрова для заправки паровозов, починить технику. После войны закипела жизнь не только на железной дороге, но и в поселке, который начал строиться от железнодорожного переезда вдоль Питерского тракта. Полное восстановление Северных железных дорог было завершено в 1925 году.

С конца 20-х годов значение Северной железной дороги в массовых перевозках как грузов, так и пассажиров существенно возросло. И вплоть до 1941 года на станции Плесецкая происходили положительные перемены: реконструировался железнодорожный транспорт и пути, увеличивалась производительность и пропускная способность.

Не прошла мимо Плесецкой и Великая Отечественная война. В 1942 году в районе дороги стали появляться группы фашистов-диверсантов. Однажды между разъездом Тимме и станции Шелекса диверсанты взорвали пути. На сошедших с рельсов паровозе и вагонах начался пожар, а машинист был убит. Как и во всей стране, железнодорожные рабочие станции Плесецкая отдавали все силы работе, все для того, чтобы приблизить долгожданный мир. Об этом свидетельствует факт неоднократного награждения коллектива станции переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Минпути сообщения, управления Северной железной дороги и отделения.

Плесецкая сегодня.

Сегодняшний небольшой, но дружный коллектив станции, трудящийся под руководством
молодого и энергичного начальника Евгения Иванова, все так же заботится о том, чтобы безопасно и вовремя довести пассажиров и груз из пункта А в пункт В. Многие работники станции Плесецкая достойны уважения и почета за добросовестный труд и дисциплину. Вот уже который год безупречно выполняют свои обязанности и Нина Зверева, проработавшая на станции 20 лет, и молодой специалист Алексей Лях. Славятся ответственностью и трудовые династии, которых на станции немало, среди них семьи Егоровых, Савка, Голиковых, Зверевых и другие.

Невозможно переоценить труд железнодорожного рабочего, который, начиная со строительства дороги, вкладывал в нее не только свой труд и силы, но, зачастую, отдавал здоровье, а иногда и жизнь. Как пишет историк Николай Александрович Макаров в книге «Земля Плесецкая»: «Железная дорога - это наше достояние, наша история, наше прошлое, и, конечно, наше будущее. Дорога дала жизнь станциям Плесецкого района. И за всем этим - великий, тяжелый, созидательный труд людей». Машинисты и дежурные по станции, сцепщики и кондукторы, кассиры и приемосдатчики, начальники и простые рабочие - они и сейчас продолжают трудиться, напряженно, с большой ответственностью, с тревогой и надеждой вглядываясь вдаль, вослед сходящимся на горизонте параллелям рельс, вослед уходящим поездам…

ИРОНИЯ СУДЬБЫ.




Обидно, но имя Саввы Ивановича Мамонтова, отдавшего столько сил, энергии, денег, потерявшего из-за несправедливых обвинений в корыстной растрате не только репутацию и огромную часть состояния, но и здоровье, так и не было увековечено ни на одной станции Северной железной дороги. Такой неблагодарностью отплатили одному из самых бескорыстных русских энтузиастов и меценатов.

Роковая дорога.

«Затраты на строительство дороги и на ремонтно-восстановительные работы по введению ее в эксплуатацию из-за сложных природных условий, усугубленных наступающим в России промышленным кризисом, были столь велики, что Акционерное общество во главе с С. И. Мамонтовым оказалось в трудном финансовом положении. Министр финансов граф Сергей Юльевич Витте обвинил С.И. Мамонтова в перерасходе средств в корыстных целях. Против Мамонтова было возбуждено уголовное дело. 11 сентября 1899 года он был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. В июне 1900 года состоялся суд, все обвинения были признаны несостоятельными, прокурорские обвинения присяжные отвергли и вынесли оправдательный вердикт. За 5 месяцев заключения его силы и здоровье были надорваны, а сам он разорен. Его детище, труд всей его жизни, железная дорога больше не принадлежал ему. Пока Савва Иванович сидел в тюрьме, министр финансов добился, чтобы все акции общества были отчуждены в государственную казну практически за бесценок».

СЕРЬЕЗНЫЙ СТАЖ.

Елена Александровна Рябкова, приемосдатчик станции Плесецкая, работает здесь уже 30 лет
- Работа здесь живая, мне предлагали как-то раз перейти на другую должность, но я не могу на одном месте сидеть: мы принимаем вагоны, грузы, формируем поезда, отправляем вагоны, работаем с клиентами, выгрузкой и погрузкой грузов, много документации. Что меня здесь держит? Как-то вот привыкла, да и люблю сворю работу. Самое трудное - у нас очень большая ответственность, ведь грузы идут во все уголки России. Коллегам желаю, в первую очередь, терпения, здоровья, ну и удачи, и всего самого хорошего!

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Сидящая за пультом со множеством кнопок и рычажков дежурная по станции Ия Жердяева всегда мечтала об этой работе, о которой знала по рассказам родственников, работающих на станции. В свое третье дежурство по станции молодая девушка уверенно формирует составы, принимает и отправляет поезда.

- Конечно, сначала страшно было. Но сейчас справляюсь нормально. Наша работа заключается в приеме и отправлении поездов. Плесецкая - станция не только пассажирская, но и грузовая, мы формируем поезда, отправляем приходящие к нам грузы и пассажиров. Тяжело, конечно, все время в напряжении работать, но что делать. Но мне все нравится, необходимо планировать, глядя на схему станции, как и куда совершать маневры. Поезда идут со всех сторон, поэтому все надо делать вовремя и синхронно, без незапланированных останово

(При подготовке статьи использованы материалы книги Н.А. Макарова «Земля Плесецкая», историко-архитектурного очерка В. А. Сметанина «Дорога Мамонтова», фотографии и материалы экспозиции «Станция Плесецкая» Плесецкой районной библиотеки)

Отсюда.

Ещё фото:

1. Здание вокзала в Плесецке.



2. Станция Плесецкая. Рисунок начала века.



3. Памятная доска в музейной экспозиции Плесецкой библиотеки.



Предметы из музейной экспозиции

4.



5.



6.



7.



Станция Плесецкая

8.



9.



10.



Россия которую мы потеряли, История России, Железнодорожный Фронт, Русский север, Архангельская земля, краеведение, Плесецк, Плесцы, ВОВ, Мирный, Савва Мамонтов, Белое Дело, Плесецкий район

Previous post Next post
Up