В деревни Рибшево , детским туристическим клубом «Гамаюн» по всем старинным традициям был отпразднован праздник сороки (жаворонки). С большим интересом ребята из туристического клуба и кружка «Лесовичок» приняли участие в этом забытом фальклёрном празднике. Они организовали праздник для себя и местным жителям, которых в умирающей, деревни осталось совсем не много. Слёзы радости на лицах стариков в этот день можно было увидеть в каждом сельском дворе. Радость, что их помнят, что они дожили до весны и эта весна им принесет, что- то новое в их повседневной и обыденной жизни. Радость от общения, и хотя не богатых, но от души подаренных подарков. Радость о сохранении народных традиций, которые не уйдут вместе с ними. Всё это можно было прочитать на лицах стариков. Но а ребята, наверное, и сами не осознавая делились этой радостью с ними, даря в их души надежды и приход весны.
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Почему же именно 22 марта считается “птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а потому часто были вынуждены хронологически “подстраиваться” под них, в надежде со временем полностью вытеснить и заменить. Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Это “Сороки” народного календаря. В 313 году (кто уж теперь знает точно, какого дня?) римляне пытались добиться отречения от веры у сорока воинов-христиан. Но, как их ни истязали, никто не отрекся. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков (которые действительно прилетают в наши края в это время...). Теперь в этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших родственников. ...Когда-то на “Сороки” сельская детвора спозаранку выбегала во двор и старалась перебросить через кровлю сорок щепочек. А хозяйки пекли особые постные булочки - “жаворонков”, с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям, и те с шумом и гамом мчались “закликать” весну. “Жаворонков” насаживали на длинные шесты и взбирались на пригорки, а там что есть силы выкрикивали короткие “песенки-кричалки” - чтобы привлечь гонцов Весны.
Жаворонок.
Красавица Весна.
Комочик хлеба для задабривания весны.
Ребята с жаворонками.
Местный житель.
Процесия.
Подарок хозяину дома.Жаворонок на палочке.
Снег ещё не везде растаял.
Ваня с птичкой.
Во дворе Воробьёвой.
Коптелёв Н.М.
Подарок для этнографического музея.
Жительница д. Рибшево Зинаида Холомьёва.
У бабушки Кримянской.
Подарок Науменковой
Девицы, красавицы.