Парадокс особого пути России. Индивидуалистический коллективизм

Jun 17, 2014 13:42

Излюбленный прием российской пропаганды - использование мессианской идеи великого русского народа, который идет неким особенным историческим путем. Сама по себе идея особенного пути заманчива, но, к сожалению, далеко не нова. В 19 веке, например, идея особенного пути в контексте цивилизационной отсталости от других стран Европы, была распространена в Германии. Именно идея особого пути Германии, которой, по мнению авторов концепции, были чужды ценности парламентаризма и демократии, и подготовила почву для немецкого исторического реваншизма и национал-социализма 20 века.
Читайте также: Путинская вертикаль власти. Атавизм имперского прошлого.
В России особый путь тоже преподносится как часть невыразимой культурной и цивилизационной традиции, мол «умом не понять…». В комплексе с мощным иррациональным посылом о необходимости верить в Россию, обычно идет штамп о безбрежной широте русской души, к которому иногда добавляют месседж о коллективистской природе русского народа. Естественно, эти ментальные установки противопоставляются индивидуалистическим концепциям загнивающего бездуховного Запада. Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что сама идея противопоставления российской и западной ментальности надумана.
[Spoiler (click to open)]Суть западного индивидуализма не в бездуховности, а как раз в духовном понимании мира, в идее о бессмертии индивидуальной души. Западный, вернее даже не западный, а христианский мир, а еще шире - мир авраамических традиций (христианство, ислам, иудаизм) исповедует идею ценности индивидуальной личности. И противопоставить этому западному мировоззрению можно не христианизированную Россию, а миропонимание индийского субконтинента, религиозная традиция которого нивелирует ценность индивидуальной личности в пользу идеи пустоты (буддизм) и недвойственности (индуизм-адвайта).
Однако, скорее всего, корни российской иррациональности лежат не на индийском субконтиненте, а в другом цивилизационном очаге. Речь идет о дальневосточной цивилизационной традиции, которая наиболее ярко проявилась в миропонимании даосизма и конфуцианства. Базовая ценность и принцип дальневосточных систем - гармония и миропорядок (дао), а цель человека - обретение бессмертия и слияние с космосом. Именно дальневосточное понимание идеального государства, как основы социального миропорядка, и является фундаментом коллективистского мировоззрения, которое тоже, как и индийское мировоззрение, можно противопоставить западному мышлению.
Но можно ли это восточное миропонимание, которое декларирует государство, как наивысшую ценность, безболезненно наложить на христианское мышление, которое во главу угла ставит ценность уникальной личности? Не получим ли мы в результате «коллективистскую» цивилизацию, которая будет занимать первое место в мире по количеству абортов, алкоголиков и самоубийц? Не будет ли причиной нищеты этой «духовной» цивилизации - воровство у этого самого государства, всеобщая коррупция и подчас показное невыполнение законов? Не проявится ли этот особый взгляд на жизнь в некотором иррациональном индивидуализме одиноких душ невероятной широты, а также в цивилизационной изолированности, которая найдет свой выход в высокомерии и желании навязать свое миропонимание окружающим?
Умом этого не понять, к сожалению…
Алексей Васильченко
http://inforesist.org/paradoks-osobogo-puti-rossii-individualisticheskij-kollektivizm/

Россия как данность

Previous post Next post
Up