Частная жизнь публичных информационных объектов 3.

Jan 12, 2011 18:16

Частная жизнь публичных информационных объектов  3.

Продолжение изучения ИО на примерах из актуальной реальности. Желательно предварительное прочтение «ЧЖПИО-2».




Религия, церковь, бог - три аспекта (воплощения, ипостаси) одного
и того же Информационного Объекта. Как и у любого другого устойчивого ИО, у бога всего две главные задачи: выжить и размножиться. Но такие сложные и продвинутые ИО как боги/религии имеют специальный механизм для самокопирования и захвата новых носителей.

Это «евангелизм»  (буквально - «распространение добрых вестей» (греч.)). Т.е. неодолимое стремление носителя проповедовать, продвигать религию
и обращать «неверных».

ИО сильнейшим образом мотивирует зараженных людей на дальнейшее распространение. Следует понимать, что носители ментальных вирусов
не в полной мере обладают свободой воли. Точнее, они убеждены,
что занимаются евангелизмом по собственному желанию. Инфовирусы управляют человеком опосредованно, через древние генетические программы побуждений/вознаграждений.

Запрещать евангелизм (ментальную экспансию) бесполезно.
Это обязательный атрибут сложных ИО. Есть такое умное словечко «имманентный» = «неотъемлемо присущий», вот здесь оно как раз уместно.

И как только появляется малейшая возможность, евангелизм реализуется. А уж конкретные формы реализации зависят от условий (ресурсов).
Это может быть и приставание к прохожим с предложением «поговорить
о жизни и Боге», и учебники «православной культуры», и масштабная рекламная кампания. Вот такие биллборды усеяли Москву в прошлом году.



Евангелизм - это выражение императива «размножение». А для обеспечения императива «выживание» существует такой механизм
как «вера». Сверхсложные ИО (мемплексы) заботятся о собственной целостности, блокируя поступление в мозг носителя потенциально опасной информации. Вера - это набор фильтров сознания, отсекающий не только доводы (логические конструкты) но и факты, не выгодные мемплексу.
При этом внешняя «картина мира» может не только упрощаться (обрезаться), но и дополняться артефактами восприятия вплоть до галлюцинаций.

«Снаружи» это выглядит как парадоксальная логика или игнорирование. «Верю, ибо абсурдно» (с), «Изыди, Сатано!»

Для ИО главный враг вовсе не «безбожие». Главный враг - другие ИО, способные оккупировать ментальное пространство носителя. Потому как «свято место пусто не бывает» и на ресурс всегда найдутся охотники.
Не случайно ПЕРВАЯ христианская заповедь формулируется так: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». А основная формула ислама: «Нет богов кроме Бога».

Вот ещё один ББ из прошлогодней московской серии:


Человек человеку волк, а бог богу дьявол. Слово очень точное.
Diabolos (гр.) - буквально "мешающий". Вполне закономерны
и дополнительные эпитеты:  «Отец лжи, всеобщий враг, коварный соблазнитель». Сколько пафоса! А ужасный Сатана  всего лишь персонификация принципа конкуренции. С точки зрения любой религии альтернативные боги являются дьяволами, очень мешают жить.

Это закрепляется и в нейминге, т.к. текущие боги плавно становятся воплощением зла при смене доминирующего мозгового вируса. Например, "Вельзевул" производное от Baal'ze'bul - "повелитель мух", мелкий финикийский бог. А "Воланд (Виланд)" - региональный европейский мистический персонаж, бог кузнечного колдовства. В информационной борьбе главное - скомпрометировать предшественника и повесить на него всех собак.

Следует отчётливо понимать, что религия, как и всякий прошедший длительную эволюцию ИО, не является однозначно «полезным» или «вредным» фактором для личности и/или общества. Во многих отношениях это уже симбионт, нашедший свою нишу и выполняющий системную функцию транквилизатора и адаптогена. Эдакий информационный аналог «прозака». «Опиум для народа», с классиком не поспоришь.

Но любой сложный мем-вирус потенциально опасен. Религиозный тоже.
И при определённых условиях он может полностью захватить ментальное пространство, вплоть до установления теократии. Эпидемию, однако, вполне можно предотвратить «дьявольскими» методами, т.е. с помощью конкуренции, альтернативных систем взглядов. Потому как и "демократия",
и "либерализм", и "конституция", и «социализм» и т.п., это тоже самокопируемые ИО, хоть и недотягивающие до грозного совершенства
и заразности богов. Тем не менее, они пытаются контратаковать, вот свеженькая кампания:



Всё сказанное о евангелизме и вере в той или иной степени применимо
к любым сложным ИО, в т.ч. к искусственно создаваемым - брендам, политическим идентичностям, идеологиям. Просто религии являются лучшим примером для демонстрации этих феноменов. Хотя как сказать … споры «писюков» и «яблокоманов» на форумах бывают не хуже разборок суннитов с шиитами, но хоть до резни не доходят :).

Литература по теме. Не всегда научно, но завлекательно.

Р. Хайнлайн «Если это будет продолжаться…»
А. Розов «Крест и спираль. Кляксы на хрониках»
К. Еськов «Евангелие от Афрания».
Р. Докинз. «Бог как иллюзия»

Previous post Next post
Up