Aug 27, 2012 14:02
В жизни я прочитал немало (художественных) книг. Но при этом плохо помню содержание практически всего, что прочитал. В памяти есть только обрывки диалогов, "вспышками" -- некоторые описания ярких событий, и весьма приблизительное представление, что там в книжке вообще произошло, о чем она, собственно.
Это наблюдение я сделал за собой давно, и старался с ним как-то бороться. В первую очередь, пользуясь поговоркой "повторенье - мать ученья", я перечитывал книги. Перечитывал книги двух видов. Которые очень понравились, или из которых ни черта не помню.
Перечитывание укрепляло в памяти какие-то моменты, но все равно, после лет этак пяти я не могу внятно рассказать, о чем была та книга. Ни имен главных героев (только некое их абстрактное описание: мужчина/женщина/ребенок, чем занимались, какого возраста), ни переплетений событий. Скажем так, в памяти остается далеко не все. А еще хуже -- что содержание некоторых книг в голове путается (ну, это относится скорее к "ширпотребу": всяческим фантастическим и фэнтезийным книжкам, построенным по схожим сюжетным схемам).
Недавно в памяти всплыло, как мы дома перебирали книжный шкаф с его весьма богатым содержимым, оставшимся от деда. Классические собрания сочинений, наполняющие этот шкаф, меня, конечно, поражали. Но больше всего поразила найденная тетрадь, исписанная рукой деда (которого, к слову, я живым не застал). Общая тетрадь была исписана впечатлениями от прочитанного, описаниями событий, характеров героев, и некими выводами. Как рассказала тогда бабушка, было в то время такое требование повышения образовательного уровня офицеров (дед служил в НКВД): читать и анализировать прочитанное. Чтобы кроме выписывания собраний сочинений, человек их читал и делал выводы в эссе по прочитанным книгам.
Это вообще мне кажется, неплохая идея -- описывать прочитанное, лишний раз задумываться, вспоминать, перечитывать некоторые моменты. Может, тогда и в голове больше будет задерживаться?
Надо будет попробовать.