Побег на Тянь-Шань 2013 (Часть третья: Киргизия и возвращение домой)

Jan 09, 2014 22:53



Нашли мы те ванны, высота 2500, температура на улице +6, в ванне +40. За нашими спинами ещё одна ванна, там под 70. Тут накрывает хорошо, сюрреализм настоящий… Между ваннами отверстие прикрытое ДСП, отвечает за регуляцию температуры воды в нашей ванне.





Горячая вода бьет прямо из-под скалы. Найдя такой источник, я опускаю в него ногу, нога еле терпит.  Обжигает, но через силу терплю, говорят, что градусов 60 есть. Прямо - моя супруга в шапке и 2-х свитерах.





Виды вокруг.



Раньше тут была жизнь…



Почти над источниками.



Заброшенный Инылчек чуть-чуть с высоты.



Всё-таки голова набок едет от представления, что Советский союз - это настолько огромная махина, которая успела и тут построить инфраструктуру, дороги прорубить в скалах. Но перед запуском не вынесла…



Покидаем Инылчек и едем назад к перевалу и Иссык-Кулю.



Снова рельефы и масштабы, о которых мы говорили ранее.
Видео этого участка

image Click to view



почему видео притормаживает не знаю, раза 3-4 переклеивал, результат один :(



Сколько лет этому знаку? Как раз 30 или 25?



Дальше по плану у нас был перевал, который мы не взяли с первого раза, на вершине перевала  -1 градус и идёт снег. Немеют руки, поэтому не останавливаемся для фотографии, а стараемся сбить высоту до комфортной.



Уже с обратной стороны перевала, начинается спуск.



Это чуть-чуть дальше стоянки того Чабана, с которым познакомились. Вернулись в Каракол, ночуем на привычном месте, на утро у нас музей…



Мужей Пржевальского всем рекомендую, как и книгу Семёнова-Тяньшанского.







Сколько Ирку не катай, всё равно на волю смотрит.


Вот такой вид был, если смотреть глазами Ирки.



По возвращению в Каракол  останавливаемся купить яблок. Самое больше ведро на фото, стоит 100 рублей на наши деньги, продавец - хозяин сада удивляется, почему мы не хотим брать ведро.
На фоне горы… прямо рай…
Дальше держим путь в некую «Тихую Бухту».



Место мы нашли! А там: «гребипля и гребупля» тренируются. Весь секрет в том, что высота 1500 метров, и даже при обычном купании, силы кончаются намного раньше. Самое неприятное, что уплываем подальше от берега, останавливаемся, держимся на воде, а надышаться не можем. То есть нагрузка на дыхательную систему намного выше, чем на привычных высотах.

Место нам настолько нравится, что мы решаем на следующий день никуда не ехать, а оставаться тут.



Снимаем красивое видео, ну куда нам детям союза без синей изоленты, верно?
Крепим айфон к штативу и снимаем таймлапс.
Видео получается примерно таким

image Click to view





Бегемот радуется, ведь не каждая машина столько всего видела! Была произведена в Японии, потом продана в штатах, набегала в штатах 3 года и была отправлена в Финляндию, дальше растаможена и прибежала в Питер, с Питера без отдыха бегом в Самару, отдохнула пару лет в Самаре, побежала в Красноярск. Тут через полгода ей говорят: тебе бегун в Киргизию пора, побежали… Беги раннер, беги! Вот так почти кругосветку и мотнули на карданный вал.



На выезде из Каракола подъехали к деду, что продавал арбузы. Мы говорим, что проехали больше 4-х тысяч км и так и не поели вкусного арбуза, мол продай нам самый вкусный!
Дед показывает на два арбуза: один на 16 кг, второй на 14. Мы ещё раз переспросили, точно вкусный? Говорит: если не понравится, вернетесь, я ещё один дам! Ну окей, берём… Вот такой он, по сравнению с нашими девушками.



А какой он был вкусный! Да-да! Прямо вот сахарный…



Место нам очень понравилось, уезжать просто не хотелось, и мы решили провести остатки жизни тут дополнительный день тут (кажется, я говорил уже это).



Горы из облаков выглядывали очень редко.



Потом нам включили закат, было очень кстати и к тому же очень красиво!



Ира мечтала купаться в отпуске, так что купалась круглосуточно.  Иногда она купалась с фотоаппаратом, и уже после заката (даже без одежды, но с фотоаппаратом!! Вот такая вот Ира).
С воды наш лагерь был примерно таким J.



Фёдор наблюдает.



Солнце всё ниже.



Тот, кто рано встаёт, видит чистое небо и пики гор.





И вот такой кайф - постоять денёк без движения.



Ладно, настоялись «шило в …» требует новых горизонтов и высот, устроим ему это!
Сегодня нас ждёт перевал «Барскаун».



Быстро заскакиваем на него, а там плато с болотом. Вот те на: болото на высоте 4 тыщи метров!



Дорога ведёт на спорный золотоносный рудник Кумтор (Киргизия сдала в аренду Канадской компании месторождение, ну и собственно, часть народа возмущается, мол, богатства народа раздаете, это вроде как у нас с нефтью? В нашей стране, на Чукотке тоже одно месторождение золота сдано в аренду Канаде).



Вот и фуры везут туда все необходимое для работы комбината, при этом шпарят они очень быстро…



Дорогу они содержат в отличном состоянии. Она хоть и грунтовая, но если ехать 100 км в час, ощущение, что едешь по асфальту, только пыльному. До перевала они её поливают водой, чтоб пыли было поменьше.



Физкультура на высоте в 4 км.



И так тоже.



А вот и сам блогхер-путешественник ведёт трансляцию в свиттер.



Взяли и просто поехали на дальний холм-плато, в поисках лучших видов и тех мест, где ещё никто не бывал :).



Но нас жестко опередили, с холма спускалось стадо овец. Тут кстати на 4-х км была и зелень и обмороженные кузнечики. Ещё панорамка.





Разворачиваемся и фотографируемся.



Ну как можно не сфотографироваться рядом с такой табличкой?



И вот с этой тоже! Планшет с OsmAnd нам показывал 4000, а табличка и навигатор - меньше J.



Сам перевал вот что из себя представляет:
Повороты такие, что мне казалось, моя машина еле в них вписывается, а там же кроме нас ездят и фуры, да ещё на такой скорости…



При спуске обнаружили вот такое вот ДТП, хотя поднимались мы только час назад и все было чисто. Я на 99% уверен, что это одна из фур, которую мы обогнали при подъёме на перевал. Мы попали в колонну фур и почти всех обогнали при подъёме. Видимо одна не доехала до цели.



Канадцы молодцы, всё четко организовали: форды с вешками, наверху флаг, чтобы фура или Белаз видели, где едет «легковушка». Все петли на перевале имеют свой номер. В месте аварии сразу появилось ограждение, и началась работа по восстановлению движения.
Видео спуска с перевала

image Click to view





Спускаемся вниз, где ходят толпы туристов и стоят столики. Наша цель - обед. Находим свободный столик. Тут узнаём, что 4-го августа прошёл сель и чуть это всё не смыл. Селевой поток прошёл между 2-мя домами, дело было ночью, часа в два… Хозяева говорят, что им очень повезло…



Туристический ослик скучает.



Вот на этой фотографии видно насколько близко прошёл селевой поток к жилищу местных.
Тут у нас был очень плотный обед, и относительно недорогой, и, пожалуй, один из самых вкусных.
Пока стояли в тихой бухте, засомневались в паре мест из нашего дальнейшего плана. По плану мы должны были ещё углубиться в сторону китайской границы до населенного пункта Кара-Сай, туда у нас были пропуска, но ночёвка высоте 3500 метров, да еще и не понятно где, нас не сильно манила. Мы решили это оставить на следующий раз.
Ещё хотели попасть на озеро Сон-Куль, но видимо тоже отложили на следующий раз, и поехали в Бишкек. Порадовала дорога Балыкчи - Бишкек, 4 полосы и 200 км отличного асфальта. По приезду в Бишкек очень удачно нашли квартиру, у замечательной хозяйки. Проснувшись, решаем продлить аренду еще на день, ибо хотели посмотреть на дорогу Бишкек-Ош, а точнее на пару её красивых перевалов.
Но тут нас ждал сюрприз, квартира была уже забронирована профессору из Киева, и сегодня вечером он прилетал в Бишкек.



Фотографии квартиры.



То есть на вечер нам маячит ещё поиск жилья после 600-700 км пробега, решаем не мучить себя, а ехать в сторону дома, уходим в направлении Алматы.

Про границу (кто не собирается туда может пролистать).
Еду, думаю, на выезде из Бишкека заправлюсь на газпроме, а заправки то на противоположной стороне, то народу много, короче так и ехал дальше. И бах, движение остановилось, ходят толпы людей. Вливаюсь в очередь машин, позади сразу же ещё подходят машины… Стоим….
И тут мы понимаем, что мы на границе Казахстана и Киргизии. Я читал, что водитель с машиной проходит границу отдельно, пассажиры идут пешком и проходят как пешие…
Впереди стоит ларгус с Иркутскими номерами, подхожу к нему стучусь, прошу приоткрыть окно, дабы уточнить… Но водитель окно открывать отказывается. Тут я был немного обескуражен, говорю: «ты чего сосед!». Он открывает окно, я расспрашиваю про пассажиров, и отправляю своих путешественников пешком, сам стою в очереди…
Готовясь к поездке, я очень много читал про эту границу и про этот переход… Но теперь то я прошел через всё это своими ногами и своим кошельком.
Стоит очередь, в очереди ходит мужик, и всем предлагает за плату проехать по встречке… Я отказываюсь, кто-то соглашается и это создаёт проблемы въезжающим в Киргизию. До въезда на пограничный переход проходит полчаса, дальше паспортный контроль, суть которого в том, что мы показываем паспорт, фотографируемся и всё - идём дальше на таможню…
Тут подходит офицер, открывает дверь в машине, на случай если я пару китайцев с собой решил вывести, удивляется количеству барахла в багажнике, и говорит:
-  Ой, ой, ой, чтобы нормально пройти надо заплатить.
- Хорошо, сколько? - отвечаю я.
- Ну, сколько даш?
- Ну хз, проси сколько надо, там будем торговаться…
- Ну, давай тысячу - предложил таможенник.
Я говорю:
- Ну, вот у меня остались Киргизские деньги, насобираю 600 сом, - и добавляю - только это!
Он берёт деньги и говорит:
- Жди!
Забирает мои документы и уходит. Вскоре возвращается и сообщает, что всё хорошо, теперь к таможне езжай!
Подъезжаю к таможне, подходит служитель, и спрашивает про наркотики и оружие, затем говорит: «вы торопитесь?» Я говорю: «конечно, нет, я же отдыхаю!» Ну, тогда полный досмотр: все вещи на «сканер», машину разбирать будем, под обшивками будем искать... Тут он начинает рассказывать, что очень большой поток наркотиков идёт, и оружие нелегальное везут, поэтому всё очень строго.
 Я ему говорю, что впринципе не против, но зачем?
Таможенник повеселел, и говорит, что тогда платить надо. Я объясняю, что брату твоему только что неплохо заплатил. Но таможенник отвечает, что это был паспортист, им надо максимум давать 150-300 сом… Они тут никто, тут таможня самое главное. У нас (у таможенников) вот такая форма, у них другая, мы разные…
Я говорю: «Хорошо, сколько?» Он отвечает: «У нас есть такса - 2 тыщи.» Я то к границе готовился и деньги по разным нычкам распихал, показывая что вот всё последние выгребаю. Открываю одну нычку, достаю пакетик с деньгами и при нём пересчитываю - там набирается 1100 сом. Таможенник округляет глаза и спрашивает: «А что рублей нет?» Я говорю: «Нет, конечно, они у жены, а жена уже в Казахстан наверное ушла». Расстроился он, взял 1100 сом и, нехотя, сказал: «Свободен…»
Дальше очередь делится на 2 части, граждане Казахстана и остальные, участок дороги метров 40-50 в 2 автомобильных полосы, вокруг всё в колючке, рядом коридор, по которому идут пешеходы, такой большой колонной, что немного не верится…. В этой очереди я простоял ещё час. На солнце +40 там ни туалета, ни воды просто дорога и колючка вокруг…
Очередь с Казахами движется очень быстро, ребята с Новосиба, которые каждый день приезжали в Тихую бухту, нырнули в очередь к казахам и за 5 минут были уже по другую сторону границы. Работники поругались на Новосибирцев, что они не в ту очередь пролезли, но пустили дальше оформляться… А мы стоим и стоим… Тем временем, пешеходы вокруг, что только на себе не тащат: и литьё и резину и электромашины детские, такого размера, что 4 мужика её еле прут… Ручная кладь фигли, таможить не надо… Тут же я увидел курьеров, что заходят на нейтральную территорию, бросают сумку, которую забирает другой, и уносит дальше. То есть получается, что человек покидает свою страну только до нейтральной полосы, дальше через лаз в колючке и забор высотой 3 метра попадает в другой поток и возвращается на родину… Так можно и фуру перетаскать сумками…
На Казахском посту смотрят на мои номера и показывают, мол, туда за угол езжай. Там мне показывают, где парковать машину, и отправляют оформлять миграционные карты.
Стоит очередь за картами, а Киргизы постоянно лезут без очереди, словами встать в очередь понимают не все, тут ещё уходит где-то пол часа…
Рядом стоит дед 41-го года рождения на ваз2107, возвращается с бабушкой и внучкой с отдыха. Я помогаю ему заполнять все бумаги, он говорит, что не видит ничего в бумажках этих. Рассказывает, что откупался от жол полициясов Казахстана, отдал 7 тысяч рублей за отсутствие казахской страховки, говорит знать не знал, что она нужна. Поймали его уже на границе с Киргизией.
Контроль пройден, теперь таможня, нашего таможенного союза…
Показывают, ставь машину на яму, а я стою чуть в стороне от ямы… Один таможенник перебивает и говорит: «иди сюда, разговор есть…» Спросил про отдых, про оружие, наркотики, про отпуск... И говорит: «Сергей, иди в машину и подумай о широте русской души…»
Достаю остатки теньге, откладываю из них на заправку, чтобы доехать до Алматы, добавляю туда купюру в сто рублей, вкладываю в паспорт и иду к ним, говорю, что отдаю всё, ибо ваши коллеги по ту сторону ободрали меня как могли. Пришёл контролёр, который выпускает, спросил у меня пополнил ли я казну… Я ответил положительно. Все, свобода! Итого часа два или два с половиной, точно не помню…
На выезде меня встречает пешеходная часть нашей команды, они всё это прошли за час. Делимся ужасами прохождения, заправляемся и едем дальше….

Алматы
Дальше была Алматы, двухкомнатная квартира площадью под 80 метров, других не было :(.
Наутро стартуем в Астану. Хочу обратить внимание на дорогу!  Начинается она в 100 км от Алматы и длится до юга Балхаша.



Дорога имеет вот такие спецучастки, местами такой глубины, что я на жипе с защитой днища начинал переживать, что вот-вот шоркну. Боковину колес берёг как мог, но всё равно следы асфальта остались.



Так добрались до Балхаша, и начали искать место ночёвки, нашли с трудом, берег болотистый, многие дороги под водой.
Наутро проснулся от того, что я с палаткой куда-то начал перемещаться - это ветер дул с такой силой. Время - 6 утра.



Такой вот пейзаж встретил меня утром.



Прикрываясь машиной, готовим завтрак и едем в Астану. Там мы снова сняли квартиру, хотели сходить в Турфан с утра, но он был закрыт по какой-то причине.



Такая вот особенность Астаны, проезд в лифте на наши деньги стоит около 1рубля.
Купили сувениров, и поехали в сторону дома.



Давно я таких знаков не видел, как на столбе справа.
На этот раз дорога Астана-Павлодар далась легче.
В Павлодаре решили перекусить, и пошли на набережную. Там была большая кафешка, заказали шашлык и ещё пару блюд (тут был самый вкусный шашлык за весь наш отпуск). Потом прогулялись к берегу.





Мы решили не тратить деньги на жильё в Павлодаре, и повернули на границу.



Указатели в Павлодаре.
У границы мы были в 9 вечера. Прошли её удачно и комфортно, даже не досматривали, сотрудники нас узнали и махнули - проезжай…
Проехав около 40 км, начали искать ночлег, свернули в поле и вдоль лесополосы проехали пару км, поздравили себя с возвращением на родину и спать.



Проснулись, запустили воздушного змея просушили палатку от конденсата и поехали, но уже верной дорогой через Мамонтово - Алейск - Барнаул.
В Барнаул мы прибыли примерно в 6 вечера, до дома оставалось около 1000км. Неспешно добрались до Белово и тут начало садится солнце. На подъезде к Кемерово, видим, что дорога то поменялась: висят 2 указателя на Кемерово, один зелёный, второй синий (почти как у Нео в матрице). Навигатор зелёную дорогу не знает,  я свернул на синюю, подумал зря, вернулся к зелёной и тут был кайф... Висело ограничение в 130 км в час. Жаль, что такие хорошие дороги так быстро заканчиваются, однако, примерно 50 км мы проехали за 18 минут. Тут окончательно  потемнело, до дома каких-то 400 км, решаем ехать... Всё приехали, итоговая фотография навигатора,



нам говорит, что наш путь составил 8 тысяч км, время в пути 110 часов (это 4.5 дня непрерывной езды ) максимальная высота 3831.5метр.
Отпуск наш длился с 3го по 22е августа
А макс скорость подъёма 20 метров в секунду, вот что пламенный мотор может сделать с 2х тонной машиной :)

Примерные итоги:
Потрачено за указанный период:   33207.26 RUB на 1334.65 литров бензина
Затраты на 1 км пробега в этот период:   3.98 RUB
Средняя цена за 1 литр бензина в этот период:   24.70 RUB
Средний расход бензина укладывается в 15.5-16.5 литров (собирал все чеки )
Про качество бензина
  Вообще я не запаривался где и как заправляться, если есть Газпром, то на нём, если его нет, то не беда, в Казахстане бензин везде хороший.
В Киргизии есть Газпром, там все и заправляются, там есть даже очереди. Но было так, что Газпром был не по пути, заправлялся, где мог, на Газпроме  нормальный бензин, на других заправках как повезёт, у меня в Киргизии как кончился казахский бензин так загорелся джекичан, отрубились системы стабилизации и внедорожные помощники, как вернулся в Казахстан всё потухло и больше не появлялось.
Но моя машина излишне чувствительна к бензину, точнее один из 4х катализаторов при смерти и по нему определяем качество бензина, если бы он был исправен, то и чек бы не горел, ну и расход был чуть больше обычного на литр, примерно, с бензина неизвестного происхождения.
По дороге на Инылчек я брал канистру бензина на непонятной заправке, так и привёз её домой, ну не выкидывать же? Правильно, заправляем в бегемота, и чек тут как тут. Докатал её, и всё погасло, что подтвердило лишний раз, что качество хуже Газпрома.
Про дороги уже говорилось, в целом дороги не страшные, можно даже на кроссовере почти повторить наше приключение, только с Долиной Инылчек вопросы возникнут. В Киргизии дороги разные, но в среднем не плохие.
Про отношение народов к нам, мы не испытывали на себе никаких проблем ни в общении ни в помощи, наоборот все обращались к нам дружно и приветливо, расспрашивали, понравилось ли нам. В Бишкеке на светофоре милиция на машине попросила открыть окно, и пока горел красный узнавали, где были куда дальше едем, понравилось ли нам. Могу уверенно сказать, что везде нам было комфортно. Казахи так вообще братья и по мышлению и по отношению, языкового барьера нет.
Про полицию\Жол полициясов, я был готов, что в Казахстане меня просто каждый гаишник будет разводить на что-то…  Я вел себя аккуратно, старался не нарушать, но после Алматы я на 99.9% угадывал их расположение. Дело в том, что в Казахстане высокие штрафы, и полиция, видимо, что-то вроде королей. И если висит знак 60 то все едут 40-45, и за каждым тупо за каждым знаком 60 или 40 по трассе обязательно сидит жол полицияс, вот и всё. Ещё меня сильно удивило, что у Караганды и у Алматы я проезжал пост ДПС на котором висит знак STOP. Представляете: идёт поток в 4 полосы по трассе и недалеко от города всё уходит в 2 полосы со знаком «стоп». И опять же… они на знаке стоп стоят по 10-15 секунд. Я наглел, конечно, остановился... Считаю, про себя: раз, два, три, и поехал дальше. По итогу за 2 пересечения Казахстана я не был остановлен ни разу. Может повезло, может шифровался так.
В Бишкеке на центральной улице, часов в 9 вечера еду по навигатору к съёмной квартире, попадаю на участок дороги, который после 7ми вечера становится пешеходным. Ехал я в потоке, только весь поток ненадолго останавливался и ехал дальше… это потом уже я узнал, что они не тратят время, суют 300 сом менту и едут дальше…, и тут меня тормозят полосатой палкой сказали, что я нарушил, вон кирпич висит, говорит, что выписывает минимальный штраф и забирает права, завтра получу назад, как оплачу штраф.
Включаю «дурочку» и говорю у нас можно штрафы на месте оплачивать у вас так можно? гаишник узрел регистратор и попросил выйти. Я сунул в разные карманы разные купюры: сотки в один, пятисотку в другой. Захожу за машину, при этом гаишник собирает с проезжающих дань, они просто открывают окно суют ему деньгу и едут дальше… Спрашиваю: «сколько штраф на месте?» Он говорит, что 500 сом (300 рублей) устроит. Отдаю ему купюру и спрашиваю: «Но теперь, то проехать можно?» «Раз заплатил уже» -  он говорит, «конечно!»
Ещё была одна встреча на выезде из Каракола в сторону Инылчек, молодой гаишник тормозит, открываю окно, улыбается, радостный такой, шутит, говорит: «Ребята вы не СПИРТсмены?» Мы отвечаем: «Нее, мы спортсмены, вон в горы поехали». А он ответил: «А то вчера нашего(русского) поймали пьяного». Посмеялись, пошутили, и поехали дальше.
Вообще, я слышал, что негласно им запретили тормозить без причины машины на иностранных номерах, дабы не отпугивать туристов.
Итог
Как оценить качество путешествия? Или вы спросите, понравилось ли? Сложно описать всё…
Но самый правильный вопрос: «Вернулся бы я туда?»  Я могу твёрдо сказать да! Я бы вернулся и прошёл, например, по Памирскому тракту, и совсем не против посетить те места, где был сейчас.
Каков общий бюджет такой поездки?
У каждого он будет свой, могу сказать, что уложились в 100к рублей на машину и 4-х человек. Спросите:  не жалко?
- Нет! Ещё раз скажу - не жалко!
Что дальше?
А дальше - ещё больше: захотелось посмотреть Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. На Азии может быть пауза, а возможно и не будет.
Также очень хочется посмотреть Кавказ (Грузия, Армения и что там рядом ещё). Склоняюсь всё больше к этому варианту, на следующее лето. Но все хорошо знают, как рассмешить Бога :)
Машина - молодец, перенесла всё на отлично, потерь нет. Диагностика была и до и после. Состояние подвески такое же, как до поездки. По приезду - прошприцевал, поменял масло.

PS. Спонсоры
Ребята!
Если вы производите/продаёте походные штуки разные, и прочее автомобильное\внедорожное оборудование или ещё что-то, что сильно облегчает жизнь автотуриста  ­­‑ я с радостью это возьму на тест, опишу и покажу читателям, ну или расскажу о вас аудитории ;).

Если у вас есть ещё вопросы, охотно отвечу в комментариях, либо в почту: serg.brand@gmail.com

Киргизия, Тянь-Шань, Граница, Казахстан

Previous post Next post
Up