Всем хорошего дня, хотел бы рассказать вам о том, как я провёл лето, съездил в среднюю Азию.
Своё путешествие мы назвали как «Побег на Тянь-Шань 2013».
Тема авто-путешествий меня пока не отпускает, и вот после 2-х удачных выездов на Алтай (
раз и
два ) я хотел проехать вдоль границы с Монголией на Алтай, но вот получилось, внезапно, что попал я в Казахстан и Киргизию. Тут много текста о том, как так получилось, но это, наверное, вам неинтересно.
Примерный план дороги был набросан, но тут показываю фактическую карту, как проехали. Правда, есть неточности, но они не принципиальны.
Ссылка на полную карту гугла Общий вид карты
Киргизия крупнее
В общем, поехали….
3 Августа….. проснулись часов в 6 утра, я дотаскал часть вещей в машину, заехали на заправку и поехали за нашими друзьями, Фёдором и Ирой, догружать вещи и в путь…
Но для начала небольшая подготовка авто, а именно наклейки, куда, же без них? :)
Пошёл процесс
Результат приятно удивил, всё получилось, ну или почти получилось.
И вторая: теперь мы готовы к выезду, спасибо друзьям, что проводили нас (хоть мы и немного опоздали).
Фёдор, Ира, Катя, и ваш покорный слуга Сергей.
Первая остановка на перекус, чуть-чуть за Кемерово.
В чистом поле.
Рядом идёт строительство автомагистрали (на обратном пути мы уже ехали по готовому участку).
Дальше были знакомая нам дорога Белово-Барнаул, а ещё дальше в сторону границы с Казахстаном, целились на населённый пункт Кулунда, там и планировали переходить границу. Проехали чуть меньше 1000км и дело пошло к закату, нужно найти место для ночёвки, нам - как жителям Сибири - комфортно в лесу, а вот поля Алтайского края немного смущали. В итоге нашли пару берёзок и поехали по полю к ним.
Место нашли, толкаем машину, ставим лагерь, поднимаем бокал чая за первый день отпуска. Комары нас тогда погрызли похуже, чем в тайге :(, но мы же в отпуске - радуемся… И поехали дальше..
Тут у меня был маленький организационный просчёт: я много читал, что нужно ехать через Алейск-Мамонтово-Родино-Кулунда, но доверяясь навигатору - не заметил как он увёл меня в сторону Павловска. И вот на утро проезжаем ещё км 10-15 и тут начинается лес у Павловска, и вот там места для ночёвок - всё как мы любим, сосновый бор... Ну да ладно, едем дальше.
Павловск поразил, наверное, больше всего из русских селений, все магазины красиво оформлены, один красивее другого, ресторан в форме корабля, набережная с дамбой, в общем, можно сказать не пожалели, что случайно попали туда…
Дорога стала намного хуже, комфортная скорость нашего лайнера снизилась до 70-80 км в час, но после Мамонтово всё наладилось. Когда мы покупали ягоды у дороги, дед-продавец нас спросил: «Зачем вам водный мотоцикл с собой». В ответ мы пошутили, что это лодка, и деда такой ответ вполне устроил. Поехали дальше.
Первый раз видим поля с подсолнечниками, фотографируемся.
Дальше мы были немного удивлены: вроде и снег, а вроде лето на улице - это было озеро «Селитренное».
Фотографируемся на его фоне, попутно читаем в википедии об этом чуде природы и процессах проходящих там (
рекомендую почитать ).
Такая вот красивая дорога.
Проведя достаточно много времени на форумах дрома, в поисках информации об очередях на границах, выбрал для себя пункт перехода - Кулунда. Как обещал форум, там никогда не бывает очереди, обычно 1-2 машины…
Ну, вот так мы приехали к границе.
Вид в сторону Казахстана,
Простояли полчаса без движения, позади образовался вот такой вот хвостик.
Прошли границу быстро и с комфортом, спасибо таможенному союзу. Одну коррупционную составляющую сняли, остался только паспортный контроль. С нашей стороны деревянная будка, формальный досмотр, приятное отношение и мы на нейтральной полосе.
Дальше казахская сторона. Огромное красивое здание, формальный досмотр и мы в Казахстане. Как-то даже не верится, мы на своей машине в другой стране, ещё весь отпуск впереди.
Движемся на Павлодар… Дорога прямая как стрела, качество нормальное, разрешённые 110км в час, ехать можно с комфортом.
Павлодар похож на тысячи наших городов с населением от 50 до 100 тысяч. Это стадия развития городов, где об удобстве и красоте, может быть, скоро начнут задумываться. Практически нет тротуаров и междворовых проездов, все ездят, где хотят.
В Павлодаре мы сняли 2-х комнатную квартиру с очень хорошим ремонтом (примерно за 800 рублей на наши деньги). Купили симку в планшет и пошли изучать город.
Сам город нам понравился. Такие небольшие города очень уютные, в них спокойная, неторопливая жизнь, много зелени, нет вечно спешащих людей, как в наших миллионниках.
У хозяйки квартиры узнали расположение приличного кафе, где можно отведать национальных блюд и пешком пошли туда.
Кафе очень интересное: за вход платим отдельно, (плюс 10% к чеку) - это вроде как обслуживание, но никаких удобств нет - кафе сродни придорожным. Были немного шокированы :).
Всех названий не упомню, но думаю, вы поправите, если чего. Хлеб такой называется вроде Баурсаки?
Это вроде Куырдак (ещё были Бешбармак, манты с рубленым мясом, да много чего было :) ).
Еще мы, между собой, называли наше путешествие «гастро-тур», потому, что максимально старались понять и попробовать местную кухню.
Дальше была утомительная дорога до столицы Казахстана. Не обману, если скажу, что практически вот так 400 км: просто степь, на горизонте сопка, поднимаемся на неё и дальше всё повторяется.
Только под конец дорога сильно портится, и на легковых машинах есть риск повредить картер (хотя в новостях пишут, что в 14-м году это всё сделают… и вообще, начали строить новые дороги, очень надеемся).
Астана.
Этот город поразил! Чистый, красивый, удобные дороги, удобные пешеходные зоны, много игровых площадок, а зелени сколько.
Приехали, нашли парковку у ТЦ и пошли гулять. Начали, конечно, с самого известного :).
Поднялись наверх… красота! Только фотографировать сложно, так как стекло меняет цвет. Хотя открытой площадки для фото мы не нашли, впечатления при этом остались не плохие.
Красиво и очень аккуратно.
Как спустились, начали искать ночлег, гугл нам помогал. Нашли очень красивую и уютную 1-к квартиру с евроремонтом, ценник в столице подрос: по-моему, 1200 р за сутки.
Квартира та - в хрущёвке, но они молодцы, все хрущёвки в городе облицевали (или как оно там называется), в общем, со стороны и не видно, что это именно такой тип домов. Ночью ещё и подсветка!
У хозяйки квартиры спросили совета, в какой ресторан нам податься, чтобы не испортить впечатления о национальной кухне. Она посоветовала Турфан, там уйгурская кухня… Туда и пошли…
Сказать, что ресторан поразил нас, это, пожалуй, не сказать ничего. Меню страниц на 300-500, каждый взял по 2 блюда и за всё мы отдали на наши деньги около 1000 рублей (у нас в 2 человека кофе попить в трэвелерс получается в 800 р примерно). В общем, вышли довольные и слегка шокированные. Пообещали обязательно сюда вернуться и не раз, и пошли гулять по городу.
Вечер закончился, мы уснули, а на утро продолжили гулять по центру (гуляли до открытия ресторана Турфан).
Хан-Шатыр был закрыт, у него что-то там ремонтируют.
Опять интересная деталь: знак мигает, зебра на дороге тоже светится.
Очень приятно тут гулять.
Девочка вон тоже прогуливается.
Одно интересное наблюдение: уж очень в Астане любят крузаки и те что поменьше - прадики тоже. У меня есть серия фотозагадок «посчитай крузаки на фото», тут их 5 или 6, по другой стороне дороги - ещё столько же.
Скульптуры очень понравились, необычно и красиво, опять же - национально.
Тут тоже можно найти крузак на фото.
Интересные фонари. Днём они светятся (на фото это чуть-чуть видно).
Где-то продолжается стройка.
Астана ОЧЕНЬ красивый город.
Крузаки.
А мы дальше гуляем.
Это один из немногих кадров - где мы все вместе :).
Человек-Паук за работой, спасает видимо кого-то.
Хотел бы ещё раз извиниться перед вот этой девушкой, в погоне за удачным кадром, чуть не повредил её :( (а кадр тот ниже, и часть девушки тоже есть в кадре).
Тут тоже можно посчитать крузаки, я глядя в фотоаппарат… не смотрел по сторонам и шёл…
Это парковка. Кто как тут выезжает, для нас осталось загадкой :)
Не знаем, что это, сил не хватило уже :(.
А чистота то какая…
Идём обратно к машине, обедаем в Турфане и едем дальше, дорога ведь манит…
Это на подъезде к Караганде. По-моему называется Темиртау.
Транзитом проезжаем Караганду, фото на планшет, на качество не смотрим.
Дальше начинает темнеть, дорога становится свободнее, и мы движемся в сторону озера Балхаш.
Уставшие ищем ночлег. Находим по навигатору первый съезд к озеру, а по степи рядом бегает невероятное число каких-то животных (вроде корсаки). Находим озеро, спать там сложно, место очень грязное, кругом «следы» человека в виде кучи мусора. Неудачная стоянка, ищем дальше, но сон берёт своё. Поняли, что у озера искать нечего, минуя все дороги, поворачиваем просто в поле и едем пока не удаляемся от всех дорог - место найдено. Расчищаем от колючки площадки под палатки, готовим ужин и спим.
Утром картина маслом….
Рядом кладбище, но там они другие и не такие как у нас :).
Необычное чувство, когда просыпаешься в таком месте, сюрреалистично как-то…
Возвращаемся к озеру и понимаем, что искупаться там не получится, все те же следы жизнедеятельности человека. Едем к трассе, попутно видим в посёлке просвет к озеру.
Идём туда, а там…
вАспрещён и не хлопать :(
Шутка! Это не к озеру… с озером всё в порядке!
Купаемся, отдыхаем с полчаса, и едем дальше. Сегодня нам нужно прибыть в Алматы.
Дорога плавно огибает Балхаш.
И вот уже показалась южная его часть и, видимо, соль….
Навстречу едет фура, которая везёт арбузы, возможно, к нам в РФию. По пути туда фуры проблем не доставляли, а вот обратно мы почуяли всю их могучую силу. Она бедная тянет 2 прицепа, по ровной трассе едет 50-60 км в час, а если уж какие изменения в рельефе - то и 10 и 5 км в час… Ну, а тут (как всегда, по законам подлости) или разметка не та, или видимость не та, или встречка едет… Вот и приходилось по десять-двадцать километров тошнить за ней, не смотря на свой могучий мотор :(. Опять отвлеклись… Продолжаем…
Помню, на форуме дрома была тема о том, что 86-й регион почему-то самый путешествующий? Всё сходится, мы их тоже видели очень много. Выше, на фото, случайно в кадре оказался :).
Потом была первая встреча с верблюдами…
Она была в непогоду, был сильный ветер и дождь, поэтому проезжаем пока мимо.
Вторая встреча была уже удачнее.
(название фото: «за секунду до»)
И поехали дальше. Одна из остановок. Немного отдыхаем, пьём чай.
Так мы приехали в Алматы. Чудный город, только были проблемы с заселением. Тут было самое дорогое жильё за весь отпуск. Были агенты, которые, слыша, что нас четверо - отказывались предоставить нам однокомнатную квартиру, а первый агент промурыжил нас 2 часа. Приезжайте мол к такому-то перекрёстку, там будет такой магазин, там и встретимся. Час гуляли по магазину. Он попросил по телефону выйти из него. Вышли - никого, ещё пол часа, уже со злостью, мол, говори, куда идти надо, надоел уже! Заходим - квартира ад, с потолка льётся огромный ручей воды (мне было пофигу, я не хотел больше никуда ехать). И тут он отказывается нас заселить, потому что нас четверо, хотя квартира площадью метров 50. И цену еще хотел заломить: просил он за неё около 2500р на наши деньги…
Ещё важная особенность Алматы - тут не называют чётких адресов, все разговаривают перекрёстками. Это для нас было немного непривычно. Над каждым перекрёстком стоят камеры и радары. Мой радар-детектор там просто не замолкал и реагировал почти на каждый перекрёсток. И еще. Тут мы по полной окунулись в Азию! Движение на дорогах - как в видеороликах про индию: хаотичное, все щемятся, упираются зеркалами, никто никого не выпускает, народ друг другу сигналит, поворотники тут не действуют. Чтобы тебя пустили народ высовывается из окна и машет рукой - пусти меня… Может быть это потому, что на въезде в город была пробка, и мы въезжали вечером. Но у нас, же отпуск, даже от таких моментов мы брали свою долю кайфа, Азия же - говорили мы….
Утром, конечно же, поехали на Медео. Красивое место, классная природа.
Недавно тут был ураган и повалил много деревьев. Власти занимаются уборкой погибших деревьев, но работа непростая, и кругом следы борьбы человека с природой. Природа иногда всё же берёт верх над техникой.
Ещё один пострадавший трактор.
Кто-то снял домик (хотя может и собственность) и отдыхает тут :)
Наверху, после пары фотографий, прибежала толпа корейцев. Они давай себя фотографировать. Как это называется? Самострелы? Да? :)))).
Ещё лук.
Потом они резко сгруппировались и… Попросили Фёдора их сфотографировать, оставив после этого е-мейл, что бы не забыл прислать фото, и испарились…
Выше тоже есть подъемник, но он не работал.
Пошли гулять дальше по дороге… Красота - не иначе.
На парковке появился ещё один Раннер в той же комплектации. Это у нас в городе их по пальцам одной руки пересчитать можно, а тут обычное дело :)
Дальше мы взяли курс на БАО (Большое Алма-атинское озеро). С нас взяли деньги за въезд, я подумал: ого, официально разрешили туда ездить…
После Медео уже захотелось покушать, и тут вот такие штуки стали появляться:
Находим, где поменьше туристов и заходим.
(фото без обработки, такие яркие там цвета были, фотик чуть с ума не сошёл)
Ураааа! Мясо принесли! Еле успел сфотографировать. Рубленая баранина с картофелем и луком. Блюдо было очень вкусным без лишних приправ. Называется «Сырнэ».
Ням ням :).
И поехали дальше. А дальше, после пары петель перевала (ну или просто гор), стоит постовой и говорит: «Пожароопасный сезон, никого не пускаем» :(. Я говорю:
- Я к вам 3 тысячи км ехал, озеро хотел посмотреть, в горах побывать…
В общем, социальная инженерия тут не прокатила, разворачиваемся и едем. По дороге фотографируемся в красивых местах. Знали бы, что так получится - больше времени бы провели на Медео.
Дорога на БАО.
На этом фото 2 вида ели, одна наша - привычная (на заднем плане, с длинными ветками), и одна - не наша, пушистая вся.
Вот фотографии пушистой ели в разрезе, оказывается внутри она пустая.
Возвращаемся в квартиру, ночуем и двигаем дальше, в сторону Чарынского каньона.
Были небольшие трудности с выездом из Алматы. Навигатор показывал перекрёсток, на котором развязка в 3 уровня, и было совершенно непонятно, куда мне в итоге попасть надо… Но ничего, после 3-й попытки заехать на развязку с нужной стороны, разворот через сплошную решил нашу проблему. Пейзажи начали меняться, степь сменилась горами, ехать стало значительно веселее.
А вот и доехали до…
Въезд в «парк» платный. За спуск надо платить отдельно, но мы же в отпуске, нам открыты все дороги (ну или почти все). Спускаемся… В спуске страшного ничего нет. Мне кажется, пройдёт любая вэдовая машина, главное траекторию выбрать, чтоб вразвес не встать…
Спуск.
Это место есть на всех фотографиях.
А вот и конец дороги по каньону, классное место. Прохладно, вода ледяная, но мы купаемся.
Течение очень сильное - уносит, я тут на корточках в воде.
После купания сушимся.
А вода и вправду холодная! Девушки так же решились испытать на себе. После пекла и степей это в радость :).
Егерь периодически спускался в каньон то один, то с туристами. Максимально отзывчивый и приветливый человек. Живёт недалеко в деревне, каждый день ездит сюда на работу, смотрит за порядком и чистотой. Как-то спустился с иностранцами и говорит: не поняли друг друга, я взял денег за спуск с них, а они машину наверху оставили и пошли пешком, побоялись ехать, не порядок же, я спустился и довёз их. Разговаривали о животных, которые тут обитают, о проблемах парка, о реке, которая до строительства ГЭС уносила по 2-3 жизни за год, а сейчас она на 2-3 метра ниже стала…
Дальше мы планировали ехать в рощу, что в 30-ти км севернее и там переночевать. Егерь ехать не советовал, говорил, что в том месте съедят комары и ночевать там сложно будет, в итоге разрешили остаться. А нам так понравилось, что мы решаем отсюда больше никуда не ехать и провести остаток отпуска тут, шутка…
И переночевали мы тут, райское место! Всем рекомендую…
Фёдор пошёл покорять новые высоты
Вечером к нам пришёл заяц, и целый час смотрел на нас. Мы уже подумали, что он ненастоящий J. Ночью было нереально много звёзд. Пытались фотографировать, но, то ли опыта, то ли чувствительности не хватило у фотоаппарата…
Сбор и выезд обратно… Настроение очень хорошее, нам кажется, что мы уже месяц в отпуске! Столько всего произошло, столько впечатлений, весь год бы так…
Примерно на этом месте останавливается иностранец и обращается к нам. У меня с иностранными языками не очень, но Ира у нас отлично ими владеет;). Из разговора я слышу слова «шнейк, роад», на руль показывает. Ну я всё понял, говорю, змею давить не буду. И действительно, вскоре встретили прямо на дороге змею с птичкой в зубах, стали её фотографировать.
А змея видимо подумала, что мы претендуем на пищу, и пошла в более укромное место.
Вот за этим вот камнем та самая арка в Каньоне, где все фотографируются.
А мы выдвигаемся дальше.
Иногда оглядываемся назад…
Ещё раз смотрим на всё это безобразие сверху.
Побольше.
Могу сказать твёрдо, я тысячу раз смотрел до поездки фотографии всех мест. Знал примерно, что я увижу, но когда своими глазами увидел… Это сложно передать и словами и фотографиями. В общем, ЭТО СТОИТ увидеть своими глазами.
Click to view
Про дружбу Казахстана и Киргизии
Тут ещё один важный момент. Мы много общались с местными, которые спрашивали нас, где были, куда и как собираемся ехать дальше. Ну и вообще к машине с наклейками по бокам и лодкой на крыше внимание повышенное… И вот тут, когда Казахи узнавали, что я еду в Киргизию, начинали хвататься за голову, и рассказывать нереально страшные истории. В общем, после этих историй я уже мысленно представлял, как моя машина со сквозными пулевыми ранениями дымится от разорвавшейся в ней гранаты, и я раненый, ползком пытаюсь спастись из этого кровавого боевика, после этого скидываю друзьям и родителям координаты бедствия и вырубаюсь от потери крови…
Часть 2 Киргизия....