Причиной нашей (+
mrciberman +
karachenkov) поездки стала статья в свежем выпуске Популярной Механики со статьей про чудо советской военной техники СЛК "Сжатие".
Между тем интерес наш был вызван вовсе не презрением к государственной тайне. Мы увидели и беспрепятственно сфотографировали СЛК «Сжатие» в
Военно-техническом музее, недавно открывшемся в селе Ивановском Московской области. Там редкий экспонат тоже выставлен без аннотации. Говорят, списанный экземпляр в весьма удручающем состоянии передала музею некая военная часть под Коломной. О назначении аппарата тамошние вояки не рассказали: не потому что секретно, а потому что сами как-то не задумывались. Иначе бы не отдали.
Созвонились, приготовили фототехнику и пасмурным зимним днем выдвинулись к цели.
На территории наукограда Черноголовка, расположенного в 40 км от Москвы, открыт Военно-технический музей, посвященный истории гражданской и военной техники.
За пару часов добрались до места. Стали смотреть по сторонам и выглядывать к кому бы сесть на хвост в экскурсионную группу. На нашу удачу в этот же день в музей собрались участники какого-то авто-клуба, в итоге проблем с компаний мы не испытали.
Музей является государственным учреждением культуры Московской области. Его экспозиция в течение нескольких лет создавалась усилиями энтузиастов и увлеченных людей и представляет собой совместный проект с Национально-патриотическим музеем «Боевого братства». Сегодня собрание музея объединяет образцы техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии, других зарубежных стран и охватывает более чем 100-летний период: с конца ХIХ века до наших дней.
Стоимость билета оказалась вполне адекватной 200 руб + дополнительно 50 руб за фото съемку. Сам музей расположен на территории бывшего детского лагеря и все экспонаты расставлены по бывшим корпусам.
Самые интересные экспонаты музея расположены в специально построенном ангаре и под навесом, расположенным рядом. Первым показались Аэросани Ка-30.
Аэросани «Ка-30» использовали министерства связи, геологии, цветной металлургии, сельского хозяйства, газовой промышленности, на них возили пассажиров и грузы в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, Дальнего Востока, Казахстана. Сани работали на местных линиях протяженностью несколько десятков километров. Им приходилось ездить по снегу, льду, при морозах ниже 40°С. Правда, средний годовой пробег машины редко превышал 12-15 тыс.км. Летом аэросани переставляли на поплавки и использовали на реках, как скоростные суда-глиссеры. «Ка-30» эксплуатировали до конца 80-х годов.
Аэросани-амфибия СКБ Туполева А-3. Чем не Бэт-мобиль прошлого?
Аэросани-амфибия меньших размеров и массы были заказаны Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. Ознакомившись с А-3, он попросил для охоты сделать ему нечто подобное, но меньших габаритов.
ИСУ-152.
ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии и сыграли важную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии.
А вот, собственно, и "виновник торжества". Экскурсовод так и не дал вразумительного ответа на вопрос: "Почему он накрыт брезентом?". Причина выяснилась чуть позже в беседе с директором музея. Оказывается, что после публикации
статьи в ПМ их затерроризировали звонками с вопросами о "сверхсекретном" экспонате. Звонили даже из МинОбороны с просьбой убрать его со всеобщего обозрения. Так что, кроме рекламы, данная статья добавила изрядную долю геморроя администрации музея. Остался ли "Выжигатель" в экспозиции - большой вопрос.
МАЗ-7310 АА-60-160-01
Еще одно чудо советской мысли - Шнеко-роторный вездеход ЗИЛ-4904. Таких на постсоветском пространстве осталось единицы. А на ходу, так вообще вопрос.
Вездеходы на шнеко-роторном ходу - уникальный экзотический тип внедорожных транспортных средств, разработкой которых занимались очень немногие компании в мире. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, - это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. Наружную поверхность шнеков обвивают винтовые грунтозацепы. При движении шнеки вращаются, а грунтозацепы, как винты по резьбе, «вкручиваются» в то, что находится под машиной: грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц. Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника. Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе. Иногда шнеки зовут также архимедовыми винтами или роторами.
Грузоподъемность снегоболотохода достигала 2-2,5 тонны. Однако он развивал очень небольшую скорость - 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.
Внутри ангара представлена большая коллекция пожарной техники. Этот большой фен ни что иное, как Пожарная машина пенного тушения на гусеничном шасси артиллерийского тягача АТ-С модели 712.
Ниже представлены фотографии одной из гордости экспозиции - Ford Feuerwehr 798T
Модель 798 стала последним грузовиком данной серии. В 1948 году ей на смену пришел новый, первый послевоенный «коммерческий» грузовик. Фирме, изготовившей пожарный кузов, концерн Ford поставил шасси без кабины. У данного экземпляра многоместная кабина шире и выше стандартной кабины бортового грузовика, а, главное, она интегрирована в цельную силовую структуру специальной надстройки пожарного назначения. Сам кузов выполнен по популярному до 50-х годов принципу - деревянный несущий каркас обшит формованными стальными наружными панелями. У каждой двери и каждого люка пожарных отсеков - свой отдельный силовой набор из дерева. Кузов отличается изящным дизайном, мягкими скругленными очертаниями. Хромированные детали по традиции, идущей с начала ХХ века, добавляли облику пожарных автомобилей яркости и привлекательности. В качестве спецсигналов использовались красные фонари - проблесковых маячков в 40-е годы еще не существовало. В отличие от большинства пожарных автомобилей советского производства, у Ford насос для подачи воды и огнетушащих средств расположен не сзади, а спереди, как это принято в США и ряде стран Европы.
Привезенный в Россию экземпляр прошел полный цикл реставрационных работ металлических и деревянных деталей кузова в мастерских Музея.
У каждого экспоната есть табличка с описанием и бюджет, потраченный на данную машину. Стоимость пожарного Ford'а со всеми реставрационными работами составила порядка 65 тыс долларов.
Автонасос пожарный ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА.
БТР Scout car White M3A1.
Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout - разведчик.
Ввиду того, что мы были с фототехникой и штативами мы быстро отстали от нашей экскурсионной группы и на наше счастье попали к доброжелательному директору музею, который с любезностью согласился провести нам персональную экскурсию. Говорил он много, всего и не упомнишь. Рассказывал и про экспонаты, и про историю да и просто оказался отличным собеседником.
Последним местом, куда мы попали, оказался корпус с советскими гражданскими автомобилями.
Особенно хочется выделить данный экспонат -
ГАЗ М1