О том, что принципиально нового дала сеть (интернет революция и феномен социальных сетей)

Feb 01, 2012 14:10

Опять ухожу от заявленных тем, но не могу не поделиться мыслями возникшими после прочтения работы Михаила Соколова.

Опираясь все на того же Гофмана, Сартра, Фуко, Барта, Бодриара, Дерриду можно смело сказать, что сеть не дала ничего принципиально нового. Все феномены ставшие благодаря сети более наглядными уже существовали как в общественной теории так и в общественной практике. Можно сказать "суета сует, все суета" и успокоиться - ни, что не ново под луной.

Но, есть принципиально новые вещи и этого не отнять.


Во-первых, рост объема и пространства публичных коммуникаций (публичного общения)

никогда еще публичное общение не было таким массовым и общедоступным.

Телефон увеличил объем и пространство межличного общения в разы. Теперь мы набираем человека по малейшему пустяку, часто банально вместо звонка в дверь. Но публичное общение (т.е. каждый из адресантов коммуникации имеет более одного адресата) стало массовым и общедоступным только благодаря сети.

Раньше для того, что бы пообщаться на публике надо было собраться компанией (на семинаре, на квартире, в кафе), теперь же обратиться сразу ко многим даже проще чем позвонить кому-то одному.

Подобного публичного пространства не было нигде и никогда. Человек еще никогда не был настолько открыт для других (разве, что звезды всевозможных реалити-шоу).

К каким изменениям это приведет нам еще только предстоит узнать.

Во-вторых,  изменение отношения ко времени и пространству вообще.

В сети нет границ, а большинство коммуникаций мгновенно. И это отношение к миру без границ и моментальному общению, волей-неволей переноситься на реальный мир. Банально расстояние современный человек меряет ни километрами, а минутами и часами. Москва для екатеринбуржца имеющего возможность тратиться на самолет реально ближе чем Тагил.

Само время и пространство вообще не изменилось, но раз изменилось отношение к нему, то это значит, что для современного человека существует совершенно иное время и пространство, нежили для человека конца двадцатого века.

В-третьих, всевозрастающая роль социальных границ (границ языка, культуры, дохода, статуса, веры, идеи и т.д.)

Раз теперь все открыто, раз все доступно, раз все меряется лишь временными затратами нам становиться как никогда очевидно, что разным людям на одни и те же вещи требуется совершенно разное количество времени.

Для одних покупка квартиры - вопрос пяти минут, для других двадцати лет.
Для одних путешествие в Тибет проект всей жизни, для других вопрос пары дней.
Для одних подержанная машина итог пяти лет труда, для других не стоящая внимания вещь.

В открытом обществе социальные, имущественные, религиозные, этнические, идеологические, экономические конфликты остры как никогда. В открытом обществе становиться очевидно, что люди далеко не равны. Они не равны как в начальных возможностях, так и в возможностях  собственного становления. И это будет рождать все новые и новые противоречия, конфликты, течения, идеи, альтернативные общества и т.п.

Уже сейчас люди делятся на группы не на основании физических границ, а на основании границ социальных (единственное, что осталось и останется от физического деления это возраст и пол, хотя уже сейчас полы можно менять как перчатки - значит только возраст).

Самый яркий пример подобного деления - это национальное самоопределение на основе языка, а не культуры и территориальных границ.  Основным признаком самоидентификации человека как представителя того или иного народа (культуры) становиться язык.

Человека больше не убедить в том, что границы государства - это границы его народа, его нации, его идеи, его самого. Физические границы не имеют больше силы над самоидентификацией и самосознанием человека. Главной из границ между людьми становиться язык. Человек освоивший английский, может покинуть родную страну и не сожалеть ни секунды. Человек освоивший профессиональный лексикон, всегда найдет себе место внутри страны. И т.д. и т.п.

Национальные сообщества людей держит вместе только язык, а затем уже культура, вера, дело, идея и т.д. Одна сеть противопоставляется другой только на основании языка.

Итог: Через пятьдесят лет мы будем иметь гипертаргеторованный кастовый строй с абсолютной свободой горизонтальных перемещений (из одной малой касты в другую, из одного города в другой) и абсолютным отсутствием вертикальных перемещений (из низшей касты в высшую).

В общем грядет новое средневековье, только  видов холопов и крестьян будет побольше, да и лорды станут не столь очевидны. Венцом нового средневековья станет возвращение масс от идеологий к религиям...

Мысли, Интернет-маркетинг

Previous post Next post
Up