Удаленка - опыт подчиненного

Oct 23, 2020 08:14


Отсутствие ответственности и самостоятельности исполнителей - вот  главная беда удаленки с точки зрения «типичного» менеджера.

На это можно ответить классическое - какая задача такое и решение, переложив тем самым ответственность на тех самых «типичных» менеджеров с их задачами уровня «что бы збс» и полный отказ в фактической самостоятельности.

Но хотелось бы взглянуть на вопрос шире.



Во-первых, удаленка появилась не вчера. Фрилансу, халтурам и шабашкам ни одна сотня лет. Конечно привлечение самозанятых на аутсорс именно сейчас такое острое, но не из-за новизны и отсутствия опыта.

Разница ролей подрядчика и подчиненного - вот причина большинства коллапсов удаленки.

Если от человека ждут не конкретного продукта, а абстрактного функционала - тут про ответственность говорить нет даже повода.

Любой человек на удаленке - это подрядчик, а не подчиненный.

Но подрядчик, с оплатой не за продукт, а за время - это что-то очень мутное...

Поэтому прежде чем говорить про ответственность надо понять:

Готов ли человек к оплате (или хотя бы работе) по подряду, а не функционалу?

Готовы  ли вы общаться с подчиненным, как подрядчиком, а не исполнителем?

Если да, то какие могут быть проблемы? Подрядчик в принципе самостоятельная единица. Просто в силу типа отношений.

Во-вторых,  прежде чем говорить про конечный продукт и ответственность за него, надо решить вопрос организации времени и пространства.

И вот это прежде всего головная боль подчиненного, а не руководителя.

Ответсвенность за пространство и времени работы - очевидная, но ключевая вещь для понимания удаленки.

Хорошо если у вас нет детей и есть отдельная комната. Очень хорошо. Но вот если вы в однушке с мужем\женой и двумя «спиногрызами»... Работать если и можно, то только по ночам.

Нет, ну тогда наверное надо запарится за коворкинг или его подобие. Вот только, кто будет это оплачивать и как? Молчу про ПК и сеть они как б предполагаются по умолчанию (хотя на деле не факт, что имеются). Но вот пространство...

Ладно, даже если вопрос пространства решен. Встает вопрос времени.

Самая частая ошибка удаленки - требовать точно того же времени «явки», что и в офисе. Прям как заведено - по заводскому гудку.

Понятно, что есть необходимость быть на связи в определенном интервале. Но раз у нас от гудка, до гудка, то какой здесь может быть подряд? Это функционал.

Какую задачу не поставите, но если прежде всего вы требуете соблюдение гудка, то это же будет первым, что вы получаете на выходе.

И это не смешно! Гудок - ключевой KPI даже в самых «прогрессивных» конторах.

В-третьих, границы той самой ответственности.

Если у ответственности нет границ - это безответственность.

И ладно бы дело было в той самой пресловутой точности постановки задач. Копаться в том, что есть правильная формулировка, а что размытая - можно до бесконечности.

Понятно, что в вопросе рабочих отношений каждый сам себе «юрист». Здесь все до ужасно субъективно и персонально. Хоть и есть «флажки».

Но когда человек не имеет полномочий для принятия решения о времени требуемых для задачи и уж тем более ни полномочий, ни инструментов для определения того, что является решенной задачей, то - ...

Тут мы возвращаемся опять к вопросу подрядчик или подчиненный. Подрядчик он сам определяет, что есть его продукт и какой предел имеется у количества  «согласований». А подчиненный - он про функционал, даже если его заклеймить вагоном всяческих KPI. Не он ставит точку.

И главное - фидбэк.

Да, бесконечное уточнение - это саботаж. Но полное отсутствие обратной связи - также является диверсией.

Ну есть же богоспасаемый, намоленный SKRUM. И что-то нет в нем правила волшебного ящика - положил запрос, подождал, получил. Прям как в советском мультике про «А вы и есть за меня будете?»

Фидбэк важен не только в условиях размытой и не точной задачи.

Он просто важен.

И дело тут не в том, что единственная мера вещей - человек. Дело тупо в эндорфинах. Не имея фидбэка - не имеем удовольствия от работы.

И ладно если создаются к примеру 3Д-модели - продукты имеющие фидбэк внутри себя самого. Но если это менее очевидные сущности? Или имеются нюансы, объективно требующие сторонней оценки?

Без фидбэка не возможно чувство потока, а значит работа превращается в прожигание времени. В условиях оплачиваемого прожигания времени - саботаж наиболее прагматичное решение. Как бы цинично это не звучало.

И вот тут проявляется именно искусство руководства. Найти грань между «фидбэка много не бывает» и «проще сделаю все сам» - это искусство. Причем искусство двустороннее.

Основа этого искусства, опять же постановка и приемка задач.

Надеюсь удалось показать проблему чуть шире, чем «сами дураки». Конечно быть подчиненным на удаленке это отдельный скил. И конечно же его освоение  - задача подчиненного.

Но, повторюсь тут не про перекладывание ответственности, а про попытку взглянуть на этот «холивар» чуть шире.

Мысли, Инсайт, Обзор разного

Previous post Next post
Up