Оригинал взят у
ilya_abramov_84 в
Ангелы Революции Федорченко
В последний день Конгресса антропологов и этнологов России и параллельного фестиваля антропологических фильмов вне конкурса демонстрировался фильм Федорчено "Ангелы революции". Это было попадание в точку, фильм пришелся по душе собравшейся аудитории. Из реальных исторических событий режиссером собрана новая версия истории - кинообраз, которому хочется верить ничуть не меньше чем историческим документам. Можно лишь догадываться, что же на самом деле сделала комиссия свердловского обкома в казымской тайге, что их задушили аборигены: ханты и лесные ненцы. Стало ли это ответным насилием (а-ля Кук), или выместкой на святотатсво, демонстративное попрание ценностей. Федорченко избрал второй путь, заменив группу обкмовцев на авангардных деятелей советского искусства, которые принесли в тайгу свет новой культуры: образование, медицину, живопись. И вместе с этим непоколебимую уверенность в правильности собственного пути и необходимости всем остальным ему следовать. Выбрал он для этой миссии реально существовавших людей той эпохи, художников и композиторов раннего СССР, озадаченных симфонией паровозных гудков, игрой светотеней в мартенах и домнах. Нашел удивительно отвечающих духу той эпохи актеров; натуру, костюмы и костюмеров, потрясающе передающих образ революционных 1920-30-х.
Собственно, героям-культуртрегерам посвящена половина экранного времени, их городская жизнь показана новеллами. Потом уже оленная тайга и неожиданная кончина. Может даже слишком неожиданная. Мне не хватило накала, напряжения, могущего привести к такой трагической развязке. Да, гости вволю порезвились на святилище, унизив богиню кошачьего локотка. А туземцы вроде как отомстили. Но сделали они это лишь спустя несколько месяцев, когда была построена культбаза: лазарет, ветпункт, фактория и пр. - полезные общественные заведения. А время, как известно, лечит и не такие раны. Не верится что дирижабль наркомсвета стал последней каплей, хотя сам образ попрания Верхнего Мира хорош. К тому же отношения были уже подкреплены выгодной торговлей, мед.обслуживанием. Сейчас мы с трудом можем представить какую великую ценность имел железный (на углях) утюг, выжаривающий вшей из складок самоедской и остяцкой одежды. Или кусок мыла, зеркало. Великие инновации, затмевающие многие обиды и скорби.
Но и Федорченко понять можно. В истории Западной Сибири есть эта трагическая страница - частный случай столкновения культур, и он его обыграл. Получилось в общем-то, здорово, хоть и не совсем правдоподобно. Потом пришел красноармеский отряд и арестовал подозреваемых туземцев в массовом убийстве прогрессоров, сопровождалось это локальными стычками. Это есть в фильме. За кадром осталось то, что большинство арестованных аборигенов были замордованы уже на следствии.
По слвам Федорченко, съемка конфликтных сцен представляла большую сложность. Однажды это историческое событие уже отсняли "влоб" в суперблокбастере "Красный лед. Сага о хантах": ледовый замок, хантосамураи, кукурузник, сбрасывающий бомбы. В общем, получилось фэнтэзи, хотя как-то так оно и было на самом деле. Ледовая застава, красноармейцы на упряжках подневольных проводников, перестрелки в сугробах. Это надо уметь снять. Федорченко нашел классный (вы)ход: снял дерущихся кукол. Причем не выдуманных с нуля, а на культурном основаниии угорской же традиции кукольного театра. Те самые ханты и манси, развелкались такими куколками на медвежьих игрищах.
В целом, к визуальному ряду нареканий минимум, даже наоборот. Очень бережное документальное отношение, так что картинка сама по себе завораживает. Даже в случае некоторых снятых на Урале сибирских пейзажных сцен. Макет крематория в фильме реальный - в Москве такой планировался! Стрельба над головами новообращенных красноармейцев-партизан - не более чем эпизод из воспоминаний уральского большевика...
Отдельно отмечу сцену с Эйзенштейном в Мексике. Тут Федорченко на 100% в своей стихии псевдодокументалистики где ему равных нет: теотихуакан в тальковом карьере, а почему нет, если в кадре выглядит одинаково! Казымских хантов играют сами казымские ханты, а не актеры-якуты или калмыки. Режиссер обошелся без глянцевой этнографии, от которой рябит во всех современных фильмах по северной тематике.
Финал ставит жирную точку. Он уже совсем дкументален. Настоящая хантыйская бабушка одним дублем подводит итог советизации нац.культуры. Она выкатывается в кадр на инвалидной подпорке и поет песню Пахмутовой, очень советскую, очень патриотичную. Ее просили исполнить любую песню, подразумевая национальную, а она спела эту. "И я понял, что фильм снят" - сказал Федорченко на обсуждении. Эта Бабушка - первая хантыйская девочка Катя родившая на Казымской культбазе. Всю жизнь работала учителем могучего русского языка. Как тут не вспомнить Джека Лондона, вдохновленного в свою очередь эволюционизмом Герберта Спенсера. Через месяц после съемок бабушка умирает.
_________________________
Небольшие собственные наблюдения. Прошлым годом этнографировали мы в пос. Сосьва (бывш. культбаза Сосьва того же Березовского района Остяко-Вогульского нац.округа). И разговаривали там с русской бабушкой-комсомолкой, которая приехала по распределению в 1954 г. на культбазу. И что же? Чего она хотела больше всего попав туда? Сбежать! Ее история: "Я кончила Тобольский библиотечный техникум в 54-м году и сюда приехала работать. Мне тут не понравилось. И я хотела уехать через 3 дня, но меня техничка выдала, и меня так отругал начальник Культбазы, что мне пришлось остаться. А я плакала, что осталась. Стала работать в клубе. Назывался "Дом народов Севера". Сама бабушка можно сказать местная, с низовий Северной Сосьвы, из Шайтанки. Из семьи донских казаков, которых Сталин выбросил на Оби с одним топором в 1930-х гг. Старики сразу все умерли. Может поэтому Сосьва бабушке не мила до сих пор, как и вся местная тайга. Да только ноги плохо ходят, да и муж никуда не хочет с родины уезжать. Вот вам еще один эпизод контакта культур.
В целом, с Сосьвинской культбазой история не менее драматическая чем с Казымской. Примечательна судьба первых восьми руководителей стройки Сосьвинской культбазы (1933-1939 гг.). Первый - Степанов, сбежал по неизвестным причинам, оставив коллектив без руководства. Второй начальник - А.Д. Дедюхин застрелился, вместо него временно оставался техник-строитель В.Н. Жилин, который вскоре повесился. Четвертый - Шмаров - был отозван за беспробудную пьянку и развал работы. Пятый - Слепцов был освобождён от работы по неизвестной причине. Шестой - Королёв сбежал, седьмой - Машутас проработал всего два месяца, но израсходовал 150 тыс. рублей (!) не по назначению и был снят с работы. Восьмого начальника Ловыгина также освободили от работы и исключили из партии, и только девятому начальнику - Самарину удалось наладить строительство культбазы [1]. Каково! А всё почему! А не надо строить базу на месте которое манси считали обиталищем духа нижнего мира. Подробности в статье ниже.
1.
Попова С.А. Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность // Вестник угроведения. № 2 (17). С. 116-120.