Не буду говорить об
отчуждении - и без того много историй о том, как дело человека начинает жить своей жизнью. Хочется рассказать о двух более очевидных моментах, с которыми сталкивается любой специалист, добившийся мало-мальского признания в своей сфере:
1. Мастером стать не трудно. Трудно оставаться мастером.
Эксперт неизбежно становится рабом своей экспертизы, т.к. статус эксперта требует регулярного подтверждения. Даже самые величественные профи помнят, что сообществом правит закон стаи. Никто не хочет услышать в свой адрес: "Акела промахнулся!".
Необходимо постоянно подтверждать свою квалификацию. Нужны все новые и новые решения и достижения. Необходимо беспрерывное самообразование, так же как профессиональным спортсменам нужны ежедневные тренировки. Необходим постоянно присутствовать в профессиональной тусовке, профессиональных сообществах, профессиональных СМИ. Даже те, кто показывает себя самым ярым социопатом все рано должен поражать свет чем-то новым (пусть и заочно), или хотя бы быть в нем на слуху.
В общем даже фан становится работой, когда теряешь единоличный контроль над условиями и правилами своей игры. Все как в спорте - не судят только победителей, а тех кто был победителем возможно даже помнят, но не берут в расчет.
Экспертиза - это не только самосовершенствование и реализация в своем деле. Порой экспертиза - игра в царя горы.
Очень показательно в этом вопросе трудовая миграция экспертов. Люди упираются в потолок роста на рынке одного города\одной страны и ищут новые точки роста, но речь не об этом. Речь о том, в пределах одного города\одной страны объем платежеспособного спроса на экспертизу тоже не так уж и велик... А там где предложение больше чем спроса легко проследить все девять кругов отчаянной конкуренции.
Работая на достижения статуса, рано или поздно придется работать на его удержание. Впрочем это вполне очевидный закон рынка труда, ведь труд это тоже продукт, который покупается и продается.
2. Что бы мы не делали, всегда есть точка после которой наши действия становятся необратимыми
В любом деле есть точка не возврата - момент после которого уже не восстановить изначальные условия - момент после которого процесс уже необратим. Порой точки не возврата весьма очевидны, порой не очень...
Любой поход может превратится в урок выживания - достаточно лишь совершить пару просчетов при подготовке к прохождению маршрута, или нескольких ошибок при его прохождении. Простая поездка за рулем авто может привести к аварии - достаточно лишь потерять управление, или переоценить свои способности к вождению в условиях депривации сна и плохой видимости. Как говорится - грань между тем когда экстрим, а когда пизд..ц тонка, но очевидна.
Работа - это конечно не экстрим, но и здесь есть точки не возврата:
Во-первых, есть точка когда человеку становится почти невозможно пойти по другому пути, попробовать себя совсем в новом деле.
Дауншифтинг до сих пор весьма и весьма популярен, но к сожалению это удовольствие не всем по карману. Сотни менеджеров спустя года понимают, что их работа не совсем то к чему у них лежит душа, но они не готовы пойти на риск все бросить и пойти по другому пути.
Имея семью и долги - очень тяжело решится начать все с нуля.
Во-вторых, есть точка, после которой человек просто не мыслит себя вне своей профессии.
Социология самоубийства очень подробно описана в одноименной работе
Дюркгейма. Порой люди действительно доходят до того, что не видят жизни без и\или вне своей профессии. Сотни самоубийц среди сокращенных в девяностные кадровых офицеров, послереволюционные стенания звезд серебряного века, депрессии бывших чемпионов - все эти вещи еще раз говорят в защиту работы "
Самоубийство".
В любом случае, помянуя о пункте первом мы понимаем, что уход из профессии - это своеобразное проф-самоубийство - точка невозврата. Нельзя так просто взять и уйти из профессии в частности и сферы в целом, а потом вернутся и вновь стать царем горы. Многие приводят в пример Джобса, но опираясь на его биографию можно узнать, что вылетев из управления яблоком - этот человек не ушел из бизнеса и it-сферы. Именно новые достижения позволили ему со временем вернуть свое и сделать даже больше чем он мог изначально.
В любом случае: роль эксперта, в которую человек вкладывается ежедневно, со временем становится самостоятельной ценностью, смирится с утратой которой не так уж и легко.
Итог: специализация всегда порождает определенные оковы и границы, столкновение с которыми каждый переживает по своему. Но столкновения эти неизбежны.
Всего два очевидных изъяна специализации и экспертизы позволяют увидеть и осознать обратную сторону разделения труда. для того, что бы столкнутся с отчуждением совсем не обязательно читать ранние работы Энгельса и Маркса.
У всякого достижения цивилизации есть оборотная сторона - это неизбежность с которой одни слепо смиряются, а другие просто берут в расчет.