02:19 25.06.2010
"Пост-постреволюционная" Киргизия, давно уверенной поступью идущая по пути превращения в полноценное "несостоявшееся государство", в эти дни делает новые широки шаги в данном направлении. При этом ни о каком " внешнем заговоре" против республики говорить не стоит. Этого заговора просто не было и нет. Системный кризис в Кыргызстане - результат суммы внутренних факторов, сделавших страну неустойчивой к внешнему воздействию, внутренне "пустотелой".
Становится очевидным, что вся "государственная машина" Кыргызстана нуждается в капитальном ремонте, а саму страну в ее сегодняшнем виде и границах может спасти лишь чудо.
И дело не в пресловутом "противостоянии Севера и Юга". К несчастью, погромы, начавшиеся в ночь с 10-го на 11 июня, наглядно показали, что дело обстоит гораздо хуже: реализуется своеобразный сценарий превращения страны во "флибустьерскую республику" (там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная криминализация всего без исключения спектра общественной жизни Киргизии - настоящее и наиболее вероятное будущее этого государства, все более превращающегося в "территорию", на которой периодически резкие фазы всевозможных конфликтов неожиданно возникают в самых разных регионах и формах.
Дифференциация основных центров силы в стране происходит по основному мотиву, составлявшему, как видно, основную суть и "революции тюльпанов-2005" и "революции-2010" - захват власти как инструмента контроля над легальными и, особенно, иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми ресурсами Киргизии.
Рядовые граждане республики все последние годы получали каждодневные "сюрпризы" в виде убийств парламентариев, бизнесменов и известных спортсменов, постоянных, неумело скрываемых разногласий в элитах, "народных волнений" и рейдерства, а в последние дни - межэтнических погромов с сотнями зверски убитых граждан страны.
Очередной конфликт происходит в то время, когда не утихли еще волнения по поводу предыдущего обострения, затем происходит следующее и так до бесконечности. Периодически, как сейчас печально шутят в Бишкеке, "озверевшая толпа погромщиков вновь посетила Дом правительства с очередным рабочим визитом".
Сегодня не секрет, что именно криминал обеспечил и первую (в большей мере) и вторую (в меньшей степени) "революции" необходимыми средствами и "живой силой" для проведения акций протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно криминальная составляющая и стала главной сутью всех процессов, происходящих в республике. И в погромах в Оше, Джалал-Абаде, под Сузаком четко прослеживается все тот же криминальный "след". И "элита" Киргизии, похоже, не видит в подобном ничего из ряда вон выходящего.
Роль Бакиева и его Семьи в событиях на юге КР представляется как очень вероятная в плане "первотолчка", но не определяющая. В не меньшей, а даже в большей степени виновна сама "новая" власть, неспособная ни на что, кроме пустой болтовни.
В Киргизии продолжается вялотекущая гражданская война среднеазиатского типа - погром по этническому принципу. Далеко не первая в этом регионе, тянущаяся в Ферганской долине где-то с середины ХIХ века. В данном случае киргизы, подстрекаемые собственными вождями и нанятыми "бакиевцами" провокаторами и наемниками, срывают зло за свою экономическую несостоятельность и грабят чуть более состоятельных узбеков. Плюс годами вбиваемая разными доморощенными идеологами мысль о величии кыргызов, "Манасе Великодушном" и родной земле, на которую зарятся "пришельцы-сарты", за спиной которых маячит тень Ташкента (а там своя мифология - о великом гуманисте и собирателе земель Тамерлане). Киргизская политика и политики вообще чрезмерно эмоциональны и истеричны. Как справедливо отметил российский аналитик Виталий Хлюпин, "ошские погромщики в массе своей - чрезвычайно жестокая подростковая масса, которая ничего и никого не понимает, когда выходит из-под управления. Ее обуздать может только хороший пулемет". Провокаторы только начали, а с энтузиазмом и воодушевлением продолжили "простые люди".
В перспективе крайне низкий уровень политического сознания "революционной элиты" и "патриотической толпы" будет, похоже, по-прежнему определять и тактику, и выбор средств в продолжающейся борьбе за власть и мы долго будем наблюдать в Киргизии использование толп земляков, родни и "спортсменов", заказные убийства, погромы, неприкрытое вовлечение криминалитета и наркобаронов в сферу публичной/непубличной политики...
Разочарование в результатах таких "революционных перемен" может стать предпосылкой уже для внутренних потрясений более высокого порядка и интенсивности (путча силовиков, новых всплесков межэтнических столкновений, очередных "стихийно-погромных" смен власти и т.д.). Рейтинги "временных" лидеров Киргизии уже сейчас - ниже некуда, а впереди референдум и эксперимент по превращению страны в парламентскую республику.
При этом ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на преодоление перманентного социально-экономического кризиса не сбудутся. Нет у "ново-старой власти" и какой-либо концепции экономических преобразований. Осенью в стране, "прогулявшей" за революцией и погромами посевную, начнется голод. "Временные" вынуждены будут опять продолжать просить другие страны об оказании материальной помощи, "гуманитарных поставках", кредитах и т.д. Опасность раскола страны, когда юг станет де-факто независимым от центра, после недели погромов лишь усилилась. Фактически в районах и на местах складывается тенденция к дальнейшему развитию процессов, неконтролируемых центральной властью. Каждый аким района все меньше и меньше подчиняется центру и становится подобен "полевому командиру" или афганскому "губернатору".
В этой ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена фрагментация страны на находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы, управляемые "удельно-криминальными" элитами. Все большее распространение в центрально-азиатском экспертном сообществе получает понятие "афганизация Кыргызстана".
Следует также отметить, что в отношении погромов на юге Киргизии российские власти заняли наиболее разумную позицию. Поскольку, с одной стороны, был соблазн ввести свои войска в эту страну, чтобы закрепить здесь безоговорочное российское влияние. Но Москва разумно не пошла на такой шаг (к которому, как ни странно на первый взгляд, РФ активно подталкивали наши "западные друзья" - достаточно почитать оценки ведущих англоязычных СМИ за истекшую неделю).
Ясно, что подобную российскую услугу никто не оценит, наоборот, вмешательство подчеркнет полную ущербность и никчемность киргизского нового руководства, компенсировать которую часть из его членов на предстоящих парламентских выборах будет антироссийской риторикой.
Война всегда была и есть крайнее средство политического действия, когда все другие способы решения проблемы исчерпаны. Зачем вводить войска, если под рукой другие эффективные рычаги замирения? Судя по тому, как быстро и без всякого заметного внешнего вмешательства "сдулся" конфликт в своей открытой фазе (без применения силы) эти рычаги и были задействованы и по линии ОДКБ, и по линии ШОС.
Впрочем, ясно, что нормализация ситуации на юге носит временный характер и в любой момент может смениться новой "вспышкой".
В Киргизии механизмы взаимодействия институтов и общества все в большей мере работают уже не на уровне государства, а на уровне конкретных кланов и племенных групп. У каждого из членов правительства и у их оппонентов из "контрэлиты" есть свои рычаги влияния и "опорные регионы". Система власти в Киргизии за последние годы перестроилась из "президентской вертикали" в "горизонталь" паутины неформальных родовых связей. Теоретически государство Республика Кыргызстан еще есть, но оно деградирует из года в год, сквозь него прорастают корни племенной организации. Суверенная Киргизия - пример ремодернизации, транзита государства и общества наоборот - "назад, к истокам".
В случае с Киргизией не видно серьезных позитивных сценариев, пока государственная власть в стране не будет способна взять под контроль ситуацию в республике. А перспектив этого пока совершенно не просматривается. Реакция временного правительства рефлекторна, заторможена, а соответствующие госструктуры деморализованы. Вся государственная машина нуждается в капитальном ремонте, если не в полной замене. Сделать это самостоятельно новая киргизская власть не способна.
Спасти Киргизию может только масштабное, многостороннее, срочное и системное внешнее вмешательство - "внешнее управление". Впрочем, этого не происходит и вряд ли произойдет. Пока ясно одно: киргизскому обществу остается только посочувствовать.
24.06.2010
Андрей Валентинович Грозин
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Источник - Материк
Постоянный адрес статьи -
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1277417940