Для загадочного народа айну был изначально характерен первобытный анимизм. Джон Батчелор (Batchelor. 1927. P. 345) писал в работе «Ainu Life and Lore»: «Айну верят: все, что движется, - живое, и что все живое - движется… Всплывающие пузырьки в источнике, рябь на поверхности ручейка, стремительный поток воды, страшные стремнины, свистящий ветер, летящие облака, льющийся дождь и падающий снег, мгла и туман, хорошая и плохая погода, тихое озеро и могучий океан, гром и молния, падающее дерево и катящийся с горы камень - у всего этого, по их мнению, есть своя душа, хорошая или плохая, или и плохая, и хорошая одновременно». Но таким анимизмом вовсе не исчерпывается вся космология айну. У этого народа сложилось довольно зрелое представление о вселенной, которое согласуется и с ведической концепцией. К примеру, у них тоже есть бог-создатель, подчиняющийся Верховному Богу. В их традиции такой бог зовется Айойна. Он спустился с небес, создал первого человека на земле и остался здесь жить, передавая людям знания. Пока он жил с людьми, то одевался как человек. Когда его задача была выполнена, он поднялся в небеса, все еще в человеческой одежде. Богам на небе не понравился запах одежды, и они отправили Айойну обратно, чтобы он оставил ее на земле. Когда же он опять вернулся на небеса, весь неприятный человеческий запах исчез. Иногда поэтому его называют Айну-рак-гуур, что означает «Существо, пахнущее человеком» (Batchelor. 1927. P. 115).
Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них - царь страны Пан - пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети.
Пан оччень знакомое имя, меня прям передернуло.
Пан в древнегреческой мифологии бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Пан- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы. О Пане есть интересная легенда:
Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини. Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском.
Каково! По карте расстояние между Грецией и побережьем Тихого океана 9430 км, до о. Хокайдо от Греции 9840 км. Т.е. народы, разделенные таким расстоянием, рассказывают на протяжении тысячи лет легенды, в которых действуют одни и теже герои. Изначально картинка выглядила так. Давным-давно, когда племена древних айнов и очень древних греков составляли единое целое. Жил некий вождь Пан (видимо он действительно был достаточно велик своей значимостью поскольку оставил о себе память, пусть и сильно измененную). Этот Пан воспылал страстью к своей дочери (греки видимо не знали подробностей и придали героине мифа прекрасный полубожественный вид в противовес мерзкому козлоногому существу; а возможно именно из-за его мерзкой похоти греки и придали ему вид получеловека) и дочке пришлось бежать. Нимфа превращается в тростник, а прародительница Айнов (имя которой я в инете не нашла) убежала за Великое Море, где у неё и родились дети. Читая в инете японские мифы, я с удивлением нашла, что поэтическое наименование Японии в мифах - Асихара-но Накацукуни, «тростниковая равнина - срединная страна»! То есть дочка Пана сбежала в тростниковую страну! И еще один момент. Волосатость Пана в мифах древних греков удивила даже его мать. А айны, которые, если верить мифологии, потомки этого волосатого Пана, являются очень волосатыми и бородатыми, что отмечалось без исключения всеми путешественниками.
Возможна затыка с Великим морем. Но если принимать во внимание, что появление айнов на Дальнем Востоке датируют 13000 лет назад,то в те времена вполне еще могло быть огромное внутренне евразийское море, включающее Черное, Каспийское, Азовское, Аральское, озеро Балхаш и до Алтая, за которое и убежала прородительница айнов.
Пан вероятно действительно был очень влиятельным человеком поскольку воспоминания о нем подспудно храняться у многих евразийских народов (вот что пишет Википедия): Слово Пан имеет несколько значений:
Пан - шаман, вождь у древних коми и заволочской чуди.
Пан - помещик, барин в феодальной Польше, Белоруссии и Украине; дословно означает «господин».
Пан - форма вежливого обращения к мужчине в ряде славянских языков.
Пан - мифический герой-великан в марийском язычестве.
Т.е. от Греции до Тихого океана люди помнят о том, о ком давно забыли... -----------------------
"Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев… Он [ариец] - Прометей человечества, со светлого чела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситься над другими существами Земли." А.Гитлер
Приступаю к самой сложной теме, в которой всё перепутано, дискредитировано и намеренно запутано - распространение потомков переселенцев с Марса по Евразии (и дальше). Готовя эту статью в ин-те я нашла порядка 10 определений кто такие арии, арийцы, их соотношение со славянами и пр. У каждого автора свой взгляд на вопрос. Но никто не берёт широко и глубоко в тысячелетия. Самое глубокое - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, но это только II тыс. до н.э. При этом в легендах ирано-индийских ариев есть указания на то, что они пришли с севера, т.е. расширяется география и временной отрезок. Повозможности я буду ссылаться на внешние данные и y-хромосому R1a1, но как показывают наблюдения это только "приблизительные" данные. За тысячелетия марсиане (арии) подмешали свою кровь многим народам на территории Евразии, а y-хромосома R1a1 (которую считают почему-то маркером истинных арийцев) появилась всего 4000 лет назад (правда уже видела, что 10000 лет назад, но это все равно пока ещё не бьется с 40 000 лет, когда появился первый кроманьёнец, он же марсианин-переселенец). Самым верным остаются предания народов и их символы. Начну с самого "затерянного" народа - с айнов.
А́йны (アイヌ айну, букв.: «человек», «настоящий человек») - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.
Группа айнов, фото 1904 года.
Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в ХVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:
Айны родственны индоевропейцам кавкасионной расе - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии. (Эта теория в настоящее время не подтвердилась, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии).
Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири- такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.
Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии, Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами.
На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки- о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима- туйма - «далекий», Фудзи - хуци - «бабушка» - камуй очага, Цукуба- ту ку па - «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай mdash; Я ма та и - «место, где море рассекает сушу» (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках, было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в ин-те.
Историками было обнаружено, что айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом.
Вот еще ссылочка на тех кто украшал горшки узором, наматывая на него веревку, правда в этой статье их называют "шнуровиками".
Айны лепили статуэтки догу, похожие на современного человека в скафандре.
Этнографы также бьются над вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда - платья-халаты, украшенные традиционным орнаментом, праздничная - белого цвета, материал сделан из волокон крапивы.
Вот вам красавицы в традиционных одеждах.
А здесь красавица нитолько в традиционной одежде, но и на фоне традиционного орнамента (неправда ли напоминает наше "засеянное поле").
И возможно, Айны были ещё и самыми первыми земледельцами на Дальнем Востоке, а может, и в мире. По совершенно не понятной на сегодня причине они оставили своё земледелие и ремёсла, сделав шаг назад в своём развитии, превратились в простых рыболовов и охотников. Легенды народа Айны свидетельствуют о несметных сокровищах, замках с крепостями. Однако, путешественники из Европы обнаружили представителей этого племени живущими в землянках и хижинах, где пол находился ниже уровня земли на 30-50 см.
До сих пор не найдено никакого удовлетворительного объяснения, почему дзёмонцы вкапывали свои жилища в землю. Предположение, что это делалось с целью увеличить высоту жилья, кажется нам чересчур шатким. Поднять потолок можно было с помощью других, доступных в то время приемов.(Моя версия, обратите внимание живут в полуземлянках). Что представляли собой жилища дзёмонцев? Все они, или почти все, имеют форму круга или прямоугольника. Расположение столбов, подпиравших крышу, указывает на то, что она была конической, если основой постройки являлся круг, или пирамидальной - когда в основе располагался четырехугольник. Во время раскопок не найдены материалы, которыми могла бы покрываться крыша, поэтому можно лишь предполагать, что для этой цели использовались ветки или тростник. Очаг, как правило, располагался в самом доме (только в раннем периоде он находился снаружи) - вблизи стены или посредине. Дым выходил через дымовые отверстия, которые делались на двух противоположных сторонах крыши.
Язык айнов - также загадка (он имеет латинские, славянские, англо-германские и даже санскритские корни). Интересно в этом плане исследование Валерия Косарева. Он говорит: "
"Я не думаю, что 12 тыс. л. н. уже существовали индоевропейские языки. С учетом столь почтенного исторического срока можно лишь предполагать, что протоайнский или праайнский язык некогда выделился из предшествующего языкового массива. А в обозначенное время это была ностратическая общность (ностратический праязык, ностратическое языковое единство). Если предки айнов отделились от какой-то палеолитической межплеменной общности, мигрировали и затем оказались в длительной изоляции на островной периферии Азии, то это хорошо объясняет реликтовый характер айнского языка, законсервировавшего весьма архаические лингвистические черты." Дальше он приводит сопоставление айнских слов с индоевропейскими. По структуре айнский язык агглютинативный, с преобладанием суффиксации. В грамматике следует отметить факультативность обозначения ед. или мн. числа, что сближает айнский язык с некоторыми языками изолирующего строя. В айнском языыке оригинальная система счёта (по "двадцаткам": 90 обозначается на как "пятьюдвадцать без десяти"). Генеалогические связи айнского языка не установлены. Для справки: Агглютинативные языки (от лат. agglutinatio - приклеивание) - языки, имеющие строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация («приклеивание») различных формантов (суффиксов или префиксов), причём каждый из них несёт только одно значение. Агглютинативные языки - тюркские, финно-угорские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский, японский, картвельские, часть индейских и некоторые африканские языки. К агглютинативным языкам относился также и шумерский язык (язык древних шумеров).
Айнский язык по официальной версии был бесписьменным языком (грамотные айны использовали японский язык). При этом Пилсуцкий записал вот такие айнские символы:
Вот тут сопоставляют айнские руны с рунами, найденными на территории Руси. Я конечно понимаю, что крестики и завиточки они и в Африке крестики и завиточки, но тем неменее - очень похоже!
Завоевание.Примерно за две тысячи лет до н.э. на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Мигранты из ЮВА, в основном, говорят на австронезийских языках. Они селятся преимущественно на южных островах японского архипелага и начинают практиковать земледелие, а именно рисоводство. Поскольку рис очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев увеличивается и они начинают оказывать давление на окружающую природную среду и таким образом угрожать природному равновесию, которое столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце эпохи Дзёмон - начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. (Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносам.) Согласно японскому антропологу Ока Масао самый мощный клан тех алтайских мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название « род тэнно».
Когда складывается государство Ямато, то начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. (В настоящее время есть все основания считать, что государство Ямато - это развитие древнеайнского государства Яматай.
[Генетика] Так, например, исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой у японцев является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Здесь также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато, рассматривались как «дикари» и государством Яматай.)
Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сэндай, и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. В результате этих войн у японцев появилась даже особая культура - самурайство, которая имеет много айнских элементов. А одни из самурайских кланов, по своему происхождению, считаются айнскими. Например, айнский воин имел два длинных ножа. Первый был ритуальным - для совершения обряда самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав «харакири» или «сеппуку». Известно также, что айнам шлемы заменяли густые длинные волосы, которые сбивались в колтун. Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин - айн стоит ста японцев. Существовало поверье, что особо умелые воины-айны могли напускать туман, чтобы скрыться незаметно для врагов. Впрочем, японцам все же удалось завоевать и вытеснить айнов хитростью и предательством. Но для этого потребовалось 2 тысячи лет. Любопытный факт: Деревня на языке айну называется "kotan" Поскольку в деревнях селились в основном одной семьей (родом), то котаном называли и семью.
Мечи у айнов были короткие, слабоизогнутые с односторонней заточкой и портупеями из растительных волокон. Джангин (айнский воин) дрался двумя мечами, не признавая щитов. На всеобщее обозрение мечи представлялись только во время Медвежьего праздника.
Т.е. для айнов меч имел сокральное значение, был как принадлежность рода. Не удивительно, что прославленные японские мечи стали называться катана.
Верования айнов. В общем и целом айнов можно назвать анимистами. Они одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, персонифицировали их , наделяя каждое из вымышленных сверхъестественных существ чертами такими же, как обладали сами. Мир созданный религиозным воображением айнов был сложен, огромен и поэтичен. Это мир небожителей, обитателей гор, культурных героев, многочисленных хозяев ландшафта. Айны и теперь очень религиозны. Традиции анимизма у них по-прежнему главенствуют, и айнский пантеон состоит в основном из: "камуи" - духов различных животных, среди которых особое место занимают медведь и касатка. Айойна, культурный герой, создатель и учитель айнов.
В отличие от японской мифологии, в мифологии айнов имеется одно высшее божество. Верховный бог носит имя Пасе камуй (то есть, «создатель и владетель неба») или Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй (то есть «божественный создатель миров и земель и владетель неба»). Он считается создателем мира и богов; через посредство добрых богов, своих помощников, он заботится о людях и помогает им.
Рядовые божества (яйян камуй, то есть «ближние и дальние божества») воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определённую функциональную иерархию добрых и злых божеств (см. Пантеон айнов). Добрые божества преимущественно небесного происхождения.
Злые божества, как правило, земного происхождения. Функции последних чётко определены: они олицетворяют опасности, подстерегающие человека в горах (это основное место обитания злых божеств), и управляют атмосферными явлениями. Злые божества, в отличие от добрых, принимают определённый зримый облик. Иногда они нападают на добрых богов. Например, существует миф о том, как некое злое божество захотело проглотить Солнце, но Пасе камуй спас солнце тем, что послал ворону, которая залетела в рот злому богу. Считалось, что злые божества возникли от мотыг, при помощи которых Пасе камуй создал мир, а затем бросил. Возглавляет злые божества богиня болот и трясин Нитатунарабе. Большинство других злых божеств - её потомки, они носят общее название - Тоиекунра. Злые божества многочисленнее добрых, и мифы о них распространены больше.
Деревянные игрушки цорпок-куру
Добрые и злые божества далеко не исчерпывают пантеон айнов. Божествами, причём наиболее древними, при помощи которых были созданы огонь и первый человек, считались деревья. Некоторые из них (например, ольха, вяз), в отличие от ивы, представлялись вредоносными. Особыми божествами представлялись и цорпок-куру («существа, обитающие внизу»). В мифах они имеют образ карликов и живут в землянках. Считалось, что цорпок-куру жили на земле ещё до появления первых айнов, именно у них айнские женщины заимствовали обычай нанесения татуировки на лицо. " Всё это я привожу скорее для иллюстрации богатого культурного наследия айнов. Интересное начинается здесь:
Неотъемлимым атрибутом ритуальных действий служили так называемые «инау. Под этим названием понимаются самые разные предметы. Иногда это небольшая палочка,чаще ивовая, иногда длинный шест, увенчанный султаном кудрявых стружек. Иногда - просто плетение из стружек. Ученые рассматривают «инау» как посредников, которые помогают человеку общаться с богами. Инау ставили в раковины моллюсков духу дороги перед любым путешествием. Со временем по дорогам и в особо "одухотворённых" местах стали появляться места для инау (не нашла как это называется по-японски, а по-русски это часовни). Примерно такие:
Но встречаются с вот таким вот украшениями:
Это понятно айнская свастика.
А это трикселе - символ, который был известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов.
До кучи еще айнские символы: написано, что с гербов и знамен самурайских родов.
Вот такие айнские печати (к сожалению не написано к какой эпохе это относится, видимо 15-16вв.)
Пожалуй на этом я закончу свой рассказ об этом удивительном народе. Япония в своих верованиях и традициях вышла из традиций и верований айнов. Сакэ (напиток для угощения духов) и баня офуро - это тоже изобретения айнов (как их хитро называют в этой статье - древние японцы). И ещё, наверняка вы обращали внимание, что в своих анимэ япошки сплошь большеглазые! А ведь народные сказки (никто не будет отрицать, что аниме это современные сказки) - отражают архетип народа, его память и представления о себе! Так что в архепамяти они все большеглазые блондинки - примерно такие:
Если есть желание погрузиться в мироощущения айнов еще глубже, то рекомендую фильмы Хайяо Миядзаки : Мой сосед Тоторо и Принцесса Мононоке
О чем я ещё не рассказала - о мифах народа айну. Собственно все их персказать я не смогу, а нет смысла, но на нескольких я остановлюсь. Но в другой статье.