Этногенез славян - великое переселение (12)

Dec 06, 2012 12:52



Оригинал взят у aftershock_su в Этногенез славян - великое переселение (12)

Сегодня мы подробнее рассмотрим место славян в великом переселении народов. Причинами этого переселения, как я уже говорил, были в первую очередь гунны. Проиллюстрирую на примере черняховской культуры, на которой мы остановились в прошлой статье.




Стрелочкой показана миграция готов (вельбарская культура) о которой я так же ранее упоминал. Желтая клякса - киевская культура, Седов считает её население балтами, но указывает на определенное влияние скифов.  Красивая оранжевая клякса это черняховская культура. Справа на эту кляксу набежали злые гунны и разорили большую часть черняховских поселений Северного Причерноморья. К чему же это привело кроме сэппуку Германариха? Часть антского населения осталась на своей земле, но демократические бомбардировки это вам не игрушки,  исчезает высококачественная гончарная глиняная посуда, приходят в упадок кузнечное и ювелирное ремесла, замирает торговля.

“В сложившейся исторической ситуации население лесостепной области междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья), где оно сохранилось после гуннского нашествия в большей степени, формирует новую культуру - пеньковскую. Экономический и культурный уровень ее был несравненно ниже Черняховской. Достижения провинциальноримских культур были утрачены, орудия труда и быта изготавливались теперь не ремесленниками-профессионалами, а домашним способом. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного Черняховского населения - анты, в среду которых инфильтрировали переселенцы из более северных земель Поднепровья - носители киевских древностей.”

Вот так под воздействием гуннов из оранжевой и желтой кляксы появляется другая оранжевая клякса под названием Пеньковская культура, на второй карте она тоже оранжевая.



Разберемся немного подробнее с культурами представленными на этой вики-карте.

Пеньковская культура была описана выше - это анты оставшиеся на своих местах после гуннского нашествия.

Колочинская культура - прямая наследница киевской, и отличается от пеньковской.

Ипотешти-кындештская культура (на югозападе от пеньковской) - сформировалась под воздействием мигрировавших где-то с начала 6-го века на юго-запад антов, которые уходили в междуречья нижнего Дуная и Прута, и смешивались там с потомками гето-дакийских племен, а так же местными славянами и германцами. С севера в те же территории распространялись славены - поэтому на карте нарисованы две стрелочки вниз. Судя по археологическим данным в 6-7 веке тут начинают доминировать анты. Нередко они действовали совместно со славенами, в других случаях «…оказавшись в ссоре друг с другом, вступали в сражение». В частности, согласно Прокопию Кесарийскому, война между славенами и антами имела место в 30-х гг. VI в.

Прокопий Кесарийский, характеризуя славенов и антов, отметил, что «у тех и других единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны телом… Да и имя встарь у склавенов и антов было одно». И далее: «…также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии»

Пражско-корчакская культура (самая длинная фиолетовая клякса) произошла из культур на территории которых она расположилась - это южный ареал пшеворской, где славяне впитали в себя кельтский субстрат, и северо-западная окраина черняховской культуры, где последняя сформировалась непосредственно на пшеворской основе.  Определенное влияние на культуру было со стороны славянизированных племен культуры карпатских курганов.  Эта культура так же является регрессом по отношению к родительским, и причина те же, что и с черняховской - гунны.

С антской миграцией в Среднедунайский регион связано и распространение в его северо-западной части топонимии, производной от этнонима русь. Географические названия, содержащие в своей основе этноним русь, фиксируются разрозненно в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга. Руси у Седова посвящен отдельный раздел, и локализует он это славянское племенное образование в междуречье Днепра и Дона.

Суковско-дзедзицкая культура сформирована населением  северных территорий пшеворской культуры. В ареале рассматриваемой культуры очень рано возникают укрепленные поселения - городища. В бассейне Хавеля - Шпрее исследовались городища в Бранденбурге, Копенике, Шпандау, Бланкенберге. Начало возникновения их в этом регионе определяется исследователями концом VI - началом VII в.  В северных районах Германии раскапывались городища близ Наумена, Альтфресака, Бамме и другие. Первые укрепления в Ольденбурге были возведены славянами в первой половине VII в. По-видимому, этим временем датируется и начало городищ в Бозау и Фархау.

Известны и названия племен, населяющих ареал суковско-дзедзицкой культуры - например общность ободритов - в её состав входило несколько племён: собственно ободриты, давшие имя всей общности, варны, полабы, вагры, древане и линяне. Административными центрами были Старигард и Велиград(Рерик).

Отдельными крупным племенем были велеты-лютичи, и руяне (города Аркона, Ральсвик на острове Рюген), области Польского Поморья принадлежали поморянам (крупнейший город Волин).  Замечу, что все это уже восточнее фиолетовой кляксы.



Теперь о том, что на карте с кляксами не нарисовано.

Слева от ипотешти-кындештской культуры есть небольшая надпись гепиды. В 568 г. Над этим племене одержали победу авары, которые создали здесь мощное государственное образование - Аварский каганат. Седов указывает, что среди гепидов еще до этого жило какое-то количество черняховского население, которое  было втянуто в движение гуннов на запад. При экспансии авар так же группы антского населения переселялись на запад. Так что в составе аварского каганата проживало значительное количество славян, но они были подвластны аварской знати, обкладывались данью и вынуждены были принимать участие во всех военных операциях. В 624 славянское население подняло восстание, которое возглавил некий Само (по одним источникам франк о другим славянин) , результатом восстания стало создание славянского государства Само, просуществовавшего до 658 года.

Так же закадром осталось довольно большое количество археологических культур, население которых включало значительный славянский компонент и которые часто относят или к финнам или к балтам, поскольку эти этносы так же принимали участие в формировании данных культур.

Это переселенцы на среднюю Волгу (именьковская культура) и северная восточнославянская подгруппа, созданная при миграции населения Средней Европы на земли балтов. Переселялись они уже не из-за гуннов, а из-за второй причины великого переселения, изменений климата (похолодание) и гидрологического режима рек (подьем), это заставило оседлое население искать новые места для проживания. Так на севере от желтой кляксы были сформированы культура  псковских длинных курганов (кривичи), культура новгородских сопок (ильменские славяне), тушемлинская культура (некоторая часть славян среди балтского этноса), мерянская культура (смешение финно-угров и пришлых славян, основавших новые поселения, результатом  этногенеза стало древнерусское население Ростово-Суздальской земли).

На карте так же не отражено освоение славянами Балканского полуострова и Пелопоннеса, чему у Седова посвящена отдельная глава.

Северную восточнославянскую подгруппу мы рассмотрим немного подробнее в следующей статье. Так же отдельно стоит рассмотреть гипотезу Седова о зарождении племени русь в ареале волынцевской культуры.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем casper_nn. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

Славяне, Похороны европы, Древний мир

Previous post Next post
Up