Почему Россия не Италия

Nov 29, 2012 12:28



Оригинал взят у gloriaputina в Почему Россия не Италия

Можно было бы ответить коротко. Нет камня.

Есть три вида скальных пород: изверженные, метаморфические и осадочные . Так сложилось что на территории Московского  и ближлежайших княжеств, выходов скальных пород пород первого и второго типа нет. Максимум, что есть из изверженных пород, это валуны принесенные ледником (морены). Метаморфичных пород, то есть осадочных, но преобразованных давлением и температурой без расплавления также нет.  А что представляет собой дорога с твердым покрытием, для древнего мира это прежде всего камень.





Даже в тех местах, где камня не было, обязательно надо было использовать щебень.  А где взять щебень на руси? его нет
Если взглянуть на геологические разрезы вокруг московского княжества, то  поверх изверженных и метаморфических скальных пород несколько километров различных отложений осадочных пород . Даже Валдайская возвышенность повторяя возвышения скального основания состоит опять же из отложений различных периодов истории земли. Ближайший выход изверженных пород находится у Онежского озера.


Схематический геологический профиль по линии Плавск-Ярославль. Отложения:
1 - четвертнчные,
2 - меловые,
З - юрские,
4 - пермские,

5 - каменноугольные,
6 - позднедевонские,
7 - среднедевонские,
8 - рифейские,
9 - протерозойские,
10 -   архейские

История русских дорог

Да в Московской области есть много известняка, доломита и песчаника, но это мягкие породы осадочного происхождения. На дороги они не годятся. Известковый щебень годится только в качестве подсыпки, поскольку слишком уступает по своим важнейшим характеристикам гранитному или диабазному. Даже на каменное строительство эти породы годятся с большими оговорками. Из -за низкой прочности (и легкости обработки) песчаник и известняк идут на отделку фасадов. Но в качестве несущей конструкции эти камни  применяются,  но с трудом и большими оговорками. Да из известняка построены  соборы Московского кремля , Покрова на Нерли  и прочие церкви Владимирского княжества. Есть также некоторые дома в Москве 16-17 века. Но за это приходится платить усиленной толщиной стен от 1 до 1,5 метров у соборов и домов. Пример: Одна из первых построек каменных построек в Москве Грановитая палата с толщиной стен 1,5 метра, да еще опора в центре квадрата 500м.кв 2,5мх2,5м. Обожженная глина намного крепче.
Вообщем дороги на Руси, кроме как из дерева и глины вперемежку с  известковым щебнем, строить было не из чего.
В 1692 году Петр I издал указ, которым обязал мостить московские улицы диким камнем. Но камня не было Поэтому ввели налог с  десяти дворов один камень мерой в аршин. Ну а при въезде в город брали пошлину камнем, надо было представить «по три камня диких ручных, а чтобы те камни меньше гусиного яйца не были» То есть надо было набрать где то крупной речной гальки на перекатах.


Конечно, часть улиц этой галькой замостили У  некоторых улиц даже появилось в названии слово мостовая Тверская мостовая улица Никитская мостовая улица и прочие. Но насколько хватит гальки?  на пару лет и опять перекладывать, если конечно она не утопла в болоте московских улиц. и не вылетела из под колес телег.  В конце концов Петр  решил делать столицу ближе к выходам коренных горных пород (конечно это было не определяющим, определяющим была гавань, эстуарий Невы)  Но то что выходов гранитов  и прочих горных пород в Карелии намного больше, это факт. 
То есть до Петра дорог с твердым покрытием на Руси просто не было. Никто даже заморачивался этим фактом. Так что в  отличии от Западной Европы где булыжник начали использовать в качестве покрытия дорог в 2 веке до новой эры. Твердым дорогам России всего 300 лет.  Но и это не единственное отставание.

Расстояния до горных пород
Но тут вступает в дело другой фактор. Мало того что в силу геологических особенностей Европейской части России, практически отсутствуют выходы коренных пород, так и перевозка с того места где эти выходы скальных пород все таки есть, оттуда возить слишком дорого.
Каждый километр хорошей дороги это 2,5 тысячи кубических метра щебня. А лучший щебень для дорог это гранитный или диабазный.  Булыжник возить еще труднее. Мощение на красной площади из брусков диабаза с берегов Ладожского озера появилось только в 1930 году вместе с мавзолеем Ленина.
Сейчас поставщиками щебня выступают Украина, Белоруссия и Карелия. И если на месте щебень стоит 5-6 баксов за кубометр то в Москве с учетом транспортных издержек в несколько раз дороже 10-20. Многие любят приводить в пример дороги Финляндии, дескать климат тот же. Но климат там получше, а самое главное растояние до щебеночных карьеров , на порядки меньше.
Там возить за 60 километров не рентабельно, у нас везут за 700 км. И тем не менее производство этих материалов все равно развивается. Жопоголики любят приводить табличку уменьшения строительства новых дорог.



Но дело в том что одновременно  идет реконструкция старых. Это видно по растущему производству основных строительных материалов для дорог. О каком снижении строительства дорог может идти речь, если асфальта сейчас производят в 10 раз больше чем в 2002 году. И если щебень для бетона используется который идет на строительство, то из асфальта дома не строят





Ресурсная бедность
Кроме щебня так же обстоит дело с другими материалами, где взять ближайший камень для Москвы.  Кавказ, Урал, Карелия иногда проще привезти его из Турции Китая или Италии. Ну нет у нас камня. Вообще если посмотреть более пристально на месторождения. То хоть и говорят что Россия богата ресурсами, на самом деле на  Руси все было наоборот. Нашим предкам досталось на редкость убогое место в плане полезных ископаемых место. Болотное железо, немного известняка и песчанника и древесина с пушниной и чуточку речной гальки. Вот практически и все на чем начало экспансию Московское княжество. Нефть татарии, нефть Каспия нефть и газ Сибири, золото Магадана, алмазы якутии, железо курской анамалии, богатства Урала и прочее и прочее. Все было взято на меч из мягкого болотного железа. Все пришлось начинать с нуля лет 500 назад и вырасти в империю.
Одно утешение раз Москва стоит на нескольких километрах осадочных пород, то где то под нами должна быть и нефть с газом . Надо всего лишь копнуть получше и поглубже

Ыстория, Россия, Рим, Древний мир, СТАТ, transportycoon, Анжанерное

Previous post Next post
Up