Про Тартар, титанов и богов. Галопом на Нанди по Европам.

Nov 25, 2012 14:46



Оригинал взят у tar_s в Про Тартар, титанов и богов. Галопом на Нанди по Европам.
Посмотрел на днях серию фильмов про Титанов. Ну, это конечно, громко сказано - "про Титанов". Их там не было, фильмы про людей и немного богов, а Титаны там везде изображены демонами разной степени ублюдочности. Впрочем, от педоватого Орландо Блума, напялившего образ Зевса, так и возникают рвотные позывы. Остальные в "Война богов. Бессмертные" не лучше... Забавно, как тщательно подобраны все положительные герои семитских черт. Но вот богов все-таки вынуждены были нарисовать побелее. И женщины блондинки )
Не обойдешь, что боги были гиперборейского происхождения.
Вполне естественно, что противоположную сторону нарисовали самыми чорными красками. Чтобы уже никто не усомнился в том, что титан Гиперион - отъявленный негодяй, убийца и все такое. Ну и конечно, с олимпийскими богами ему не сравниться ничем. Фактически, по фильму - он обычный человек-отморозок.
Тогда как, Гиперион был отцом Солнца и Луны, на минуточку:
Гиперио́н (др.-греч. Ὑπερίων - очень высокий) - в древнегреческой мифологии[1] титан, сын Урана и Геи[2], супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса[3], Селены и Эос.

Гиперион - «сияющий» бог, буквально «идущий наверху», то есть, по небу, и потому отождествляется он с Гелиосом - нередко у Гомера, в эллинистической мифологии - постоянно; так, сыновья Гелиоса именуются Гиперионидами.

По эвгемеристическому истолкованию, Гиперионом звали человека, первым постигшего движение небесных светил, почему его и стали называть «отцом» их[4].

По Гесиоду, титан, солнечный бог, отец зари-Авроры, Солнца и Луны (Эос, Гелиоса и Селены). В "Одиссее" (XII) Гиперион отождествляется с Гелиосом: Гелиос-Гиперион держит своих священных коров на острове Тринакрия (возможно, это современная Сицилия).

Для закрепления ассоциаций, на роль "Гипериона" взяли того актера, который в "Пиратах Карибского моря" играл капитана пиратов "Чёрной жемчужины". Они там как раз с Орландо Блумом и играли.

Кто еще был из титанов:
титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан

титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида

дети титанов: Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей

- то есть, даже эти имена дают некоторое представление о размахе и мощи. Кстати, битву с титанами, своими старшими братьями, олимпийские боги не смогли бы выиграть без помощи действительно хтонических существ, Сторуких-гекатонхейерах. Обманув их, в результате.

Собственно, меня заинтересовало, где же по легендам находился Тартар. Т.к. в фильме упоминается "гора Тартар", под которой заключены титаны. Увы и ах, нет такой горы - придумка киношников. Есть гора Офрис, на которой якобы жили титаны (и то, думается, больше в присвоении греками древней истории и проекции ее на родную землю - так же, как американы назвали свои поселения новый Йорк, Петербург и так далее)

По пути много интересных деталей узнал!
Построивший ковчег Девкалион, оказывается, был сыном Прометея! И именно Прометей рукводил постройкой ковчега! Вот это больше похоже на правду. А то семит Ной, семит Ной. Хрен вам! ;)
О причинах потопа существовало множество версий[6]. По одной из них, когда Зевс решил погубить посредством потопа греховное людское поколение, Девкалион по воле Зевса спасся со своей женой в ковчеге, построенном по указаниям Прометея. На девятый день потопа ковчег остановился на горе. Это место остановки в различных преданиях указывается противоречиво: главные из них называют Парнас или Фессалийский Офрис, либо Афон

А про Тартар пишут интересно. Причем, в вариантах текст существенно сглажен и обкатан. Греческие авторы причесывали его и так, и эдак, и даже приводили в соответствие с египетскими воззрениями о земле мертвых (западный берег Нила, закатное Солнце)
Тартар (T a r t a r o z) · пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. О тартаре упоминает Гомер ("Илиада" VIII, 13), Аполлодор ("Мифологическая библиотека" Кн. 1, I(2)) и Гесиод ("Теогония" 717). Гесиод следующим образом определяет расстояние, отделяющее тартар от земли: медная наковальня, упавшая с неба, будет лететь до земли девять дней, и столько же дней она пролетит от поверхности земли вглубь, пока достигнет тартара.

В тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В тартаре - жилище Никты, Танатоса и Гипноса.

Великой бездны тартара страшатся даже боги. В тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом, а также древние хтонические чудовища, побежденные олимпийскими богами. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие (Гесиод "Теогония" 717-745). На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергнутых титанов; в тартаре - боги прошлого поколения, отцы победителей. Тартар - это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу).

В "Теогонии" Гесиода тартар персонифицирован. Он - в числе четырех первопотенций - наряду с Хаосом, Геей и Эросом (116-120). Гея порождает от Тартара чудовищных Тифона (821 след.) и Пифона. Дочерью Тартара и Геи, по одному из мифов, была и Эхидна (Аполлодор "Мифологическая библиотека", Кн. 2, I(2)).

Также в «Центуриях» Нострадамуса Тартар упоминается как гиблое место, которому предстоит пережить небывалый расцвет.

- Ехидна, как и медуза Горгона, и прочие чудовища, которых истребляло поколение полубожественных героев, с активной помощью олимпийских богов, также относились к титанам. Видимо, на основании их образов и сформировалось общее представление. Тогда как даже в "Войне титанов" кратенько обрисовывается, кто такая медуза Горгона, и как она получила свой облик. Будучи богиней красоты прежнего поколения богов, она вызывала огромную ревность новой генерации претендентов на олимпийские кресла. Афина (по фильму, надо уточнять, конечно) превратила ее своим проклятием в чудовище, на которое никто бы не мог посмотреть, не превратившись в камень...
Те же самые истории произошли и с другими титанами, бывшими (старыми) богами. Лишь некоторых из них не могли обойти, т.к. видимо, их функции невозможно было отобрать или сдублировать.

Про расцет гиблого места, интересно. Во ведь по идее, такую страшную тюрьму вряд ли бы стали устраивать у себя под боком. Там тебе и циклопы сидят, и боги-родители, и гекатонхейеры томятся в охране. И все тебе начала и концы там спрятаны.
Персонификация Тартара меня удивла. Если и читал об этом, то как-то не запомнилось. Впрочем, традиционная информация об олимпийцах не подразумевает рассказа об их зверствах и брошенных в тюрьму родителях :) (млин, какая нетолерантность! Какое вопиющее нарушение прав и свобод личности!)

Черт его знает, но похоже, что там это было традиционное:
Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, Урана, повелителя небес, с помощью своей матери, Геи (Γαία - Земля). Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей Гекатонхейров и Киклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст и, совершив это, Кронос стал царем Титанов.

Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на Урана и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Уран предрек, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кронос восстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов, Эриний, и Мелий, а из его семени из отрезанных половых органов, возникла Афродита из моря:

Кронос принял престол отца после убийства Урана. Затем он закрепил свою власть путем повторного заключения своих братьев и сестер Гекатонхейров и Циклопов и его (ново-созданных) братьев и сестер Гигантов в Тартар.

т.е., Тартар был еще до царствования титанов. И традиционно использовался как место заключения. Интересно, что же это такое было? Первое, что приходит на ум - это традиционное посылательство в ***ду )) Там конец и начало, место рождения и пр. атрибутика. Но тогда встает вопрос - циклопы и сторукие были детьми Геи и Урана - а их отправили в Тартар. То есть, Тартар это не принадлежность Геи? Похоже, что Гея-Гайя, также заместила кого-то, причем не полностью.
Пишут, что Тартар был жилищем Нюкты-Ночи. А Нейт-Нуит-Нют была древней богиней, олицетворявшей Небо. Землю же олицетворял Геб. Вот так вывернулось позже, Небо стало носителем мужских качеств, а Земля - женской персонификацией. Но имена сохранили схожесть...
Эти греческие истории о Титаномахии являются одним из вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие Боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другие примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, Вавилонский эпос «Энума Элиш», Хеттское «Царство на Небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha Dé Danann и Фоморами в кельтской мифологии, и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.

- суров с асурами забыли. Ну что за люди, а?! Да и финноугорские легенды о борьбе братьев, опустили.

Возвращаясь к Богу Земли
Если термин «Богиня-Мать» является общепринятым в науке, то «Бог Земли» (или «Бог Преисподней») как обозначение универсалии встречается сравнительно редко. Мы полагаем, что он незаслуженно обойден вниманием ученых, и, поскольку этот термин не является широко распространенным, нам следует дать определение Бога Земли прежде, чем переходить к анализу его образа.
Само его обозначение указывает на то, что перед нами владыка хтонических сил земли и преисподней, то есть того, что в трехчастной структуре мироздания связывается с понятием «нижний мир». Как хозяин нижнего мира Бог Земли обладает рядом черт, которые мы уже отмечали у Богини-Матери: он властен над силами смерти (а при амбивалентности - и жизни), а также над мудростью и магией. Отметим, что если Богиня-Мать воплощает жизнь и смерть относительно уравновешенно, то Бог Земли - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Как владыка мертвых, Бог Земли в ряде мифологий трансформируется в загробного судию, становясь в таком случае воплощением справедливости; однако в своих архаичных формах Бог Земли выступает хаотичным, стихийным чудовищем, губящим безо всякой причины. Таким в ведической мифологии предстает Рудра, убийца и целитель, покровитель животных и охотник, обитающий на севере (гибельная сторона света в индийской культуре), бог, к которому обращаются отдельно от прочих богов, гнев и милость которого стихийны («Да будет так, о бурый, поражающий (воображение) бык, Что ты, о бог, не разгневаешься и не убьешь»). Хаотичность гнева и милости перешли от Рудры к наследнику его образа - индуистскому Шиве, ряд иконографических черт которого (и гневных ипостасей его супруги) оказал решающее влияние на образы буддийских божеств. Первой из этих черт является синетелость.
Нам уже приходилось писать о том, что синий цвет воплощает смерть: так, в исландских сагах человек, идущий совершить убийство или праведную месть, облачен в синее, синий плащ носят колдуньи, а также верховный скандинавский бог, владыка мертвых воинов Один. В отличие от черного, белого и красного - предельно амбивалентных цветов, символизирующих жизнь и смерть в пределах одной и той же культуры, - синий цвет практически повсеместно означает именно смерть. Для примера укажем на африканский обычай красить черепа предков, хранящиеся в доме, в синий цвет; индейцы доколумбовой Америки в аналогичных случаях инкрустировали черепа бирюзой. Скандинавская богиня смерти Хель - синетелая. У славян и соседних с ними финно-угров синий цвет носят вдовы. В западноевропейских сказках синий плащ или шляпа - атрибут волшебника, который при этом изображается стариком (единая мифологема: синий цвет - старость - магия; см. выше о Боге Земли как владыке мудрости-магии). Народные сонники утверждают, что увидеть во сне нечто синее - к беде. Крупнейшему исследователю мифологического мышления Л. Леви-Брюлю связь севера, синего цвета и смерти представлялась столь очевидной, что он не счел нужным ее доказывать.
Но вернемся к Шиве. Его эпитет «Нилагрива» - «Синешеий» - связан с мифом о том, что бог проглотил яд, грозящий сжечь вселенную, отчего его шея посинела, и когда придет срок уничтожить мир, Шива выпустит этот яд - как видим, в этом мифе синий цвет связан со смертью непосредственно. И Шиву, и гневные формы его супруги (особенно Кали) изображают синетелыми. Но для нас особенно интересно, что синего цвета и спутник Шивы - бык Нандин.
Итак, Синий Бык. Один из самых удивительных персонажей общеевразийской мифологии, заслуживающий, несомненно, отдельного исследования. В рамках данной статьи мы можем охарактеризовать его лишь кратко. Это зооморфная ипостась Бога Земли, воплощение преисподней. Алтайский миф о приведении Синего Быка в мир людей идентичен двенадцатому подвигу Геракла - приведению в мир людей Кербера. Чрезвычайно подробно образ Быка как ипостаси Бога Земли разработан А.Ф. Лосевым в его «Античной мифологии»; хотя Критский Бык не выглядит синим, он выходит из моря, то есть синий цвет в его мифологеме подразумевается. И алтайский Синий Бык, и Критский Бык - людоеды. С алтайским мифом чрезвычайно схож сюжет из финской «Калевалы», где лось Хийси (злого духа) причиняет людям те же беды, что и Синий бык; лось вообще может выступать как заменитель быка, а один из лосей назван в «Калевале» синим. На синих быках разъезжают боги и богатыри преисподней в эпосе тюркских и монгольских народов.
Вообще о быке как ипостаси Бога Земли написано много. Для нас особенно важно, что образ Синего Быка зафиксирован у неродственных народов Евразии. Это позволяет нам утверждать, что мифологема Синего Быка является, по крайней мере, евразийской универсалией и ее популярность в тибетской иконографии нельзя объяснять простым заимствованием из культа Шивы.
...
Яма. В его иконографии отражен заимствованный из Индии миф о первом человеке и его сестре, которая предлагала ему вступить в супружество, дабы породить человечество, но он отказался. Изображение Ямы с Ями - наиболее часто встречающаяся ипостась этого бога; для нас важно, что боги стоят на спине быка, совокупляющегося с женщиной (последние прописаны нередко с крайним натурализмом). С точки зрения универсалий эта композиция из четырех фигур прекрасно отражает дуализм Бога Земли: одновременное воплощение и бесплодия бога смерти, и плодородия. (Заметим, кстати, что перед нами элементы мифологемы критского Минотавра - человека с бычьей головой, родившегося у царицы Пасифаи от быка, посланного Посейдоном; совпадение мифов носит, разумеется, типологический характер.) Еще одним признаком власти быкоглавого бога над плодородием является постоянное изображение Ямы, Ямантаки и всех их ипостасей с обнаженным поднятым фаллосом; двуединство смертоносного и эротического начала чрезвычайно характерно для Бога Земли.
Вообще о «Минотаврах» в древнейшем искусстве написано чрезвычайно много. Отметим также, что изображения женщины, совокупляющейся с быком, известны еще с палеолита. Таким образом, иконография Ямы оказывается уходящей корнями в максимальную древность.
Другой иконографический сюжет, связанный с Ямой, - «Трое знатных братьев», три формы Ямы: Внешний (Защитник Учения), Внутренний (Личный) и Тайный. Образ Внешнего Ямы был описан нами выше; Внутренний Яма краснотел и изображается стоящим на быке, совокупляющимся с женщиной; он натягивает лук; Внутренний Яма определяет человеку его следующее перевоплощение. Тайный Яма также краснотел, стоит на быке, держит камень чинтамани и габалу; Тайный Яма связан с такими омрачениями разума, как гнев, зависть, невежество и т.д.
Мы не будем подробно останавливаться на мифологическом анализе этой триады, укажем лишь, что троичность вообще присуща Богу Земли и символически выражается, в частности, трезубцем, который в индуизме является атрибутом Шивы, а в буддизме - многих гневных божеств.
С Ямой сближен, но не совпадает центральноазиатский бог смерти Эрлик (тибетский Чойджал). Его изображение видим на сансарийн-хурде (символическом воплощении круга бытия), где этот быкоглавый царь преисподней восседает с зеркалом в руках, в котором отражаются все грехи и заслуги умершего. В добуддийских верованиях Эрлик - хаотично беспощадный бог, а в буддизме он получает титул «Номун Хан» (Владыка Закона) и становится воплощением мудрости и справедливости. Для нас интересен образ Эрлик-хана в мистерии цам, где быкоглавого бога смерти сопровождают быкоглавый и оленеглавый спутники. Роль Эрлик-хана в этой мистерии двойственна: с одной стороны, цам в целом символизирует победу над врагами веры, надо всем, что препятствует идти по пути Просветления, и все гневные божества, появляющиеся в ходе действа, угрожают именно вредоносным духам, а не людям; с другой стороны, существует поверье, что человека, случайно соприкоснувшегося с ламой, изображающимся Эрлик-хана, ждет смерть. Что касается спутников Эрлика, то они, с мифологической точки зрения, являются его алломорфами: Бог Земли бывает не только быко-, но и оленеглавым (таков, например, кельтский Кернунн; изображения оленеглавых людей известны со времен палеолита).
На уровне универсалий Ямантака - воплощение справедливого Бога Земли. Все релевантные признаки у него те же, что и у Ямы. Отметим одну иконографическую особенность: семь из девяти голов Ямантаки находятся на одном горизонтальном уровне и весь образ как бы растянут в ширину, а не устремлен вверх, что мы видели в иконографии Авалокитешвары. Эта «распластанность» образа вполне согласуется с тем, что идам воплощает мифологему Бога Земли - нижний мир противопоставлен верхнему в том числе как горизонталь вертикали.
Однако не все буддийские наследники образа Бога Земли синетелы; среди них встречаются и краснотелые.
Красный цвет имел культовое значение еще у неандертальцев, а со времен палеолита в красный цвет окрашивали покойников (заметим, что и современные гробы часто обиты алой материей). Индийский Яма (и одна из тибетских ипостасей этого бога) - краснотел. Как цвет крови красный связан и с жизнью, и со смертью одновременно; различные ипостаси Бога Земли имели эпитет «красный».
В тибетской иконографии основными краснотелыми божествами являются Джамсаран и Хаягрива. Первый из них - ассимилированный буддизмом монгольский бог войны, пожирающий легкие и сердце врага. Он - один из главных персонажей цама, его маска часто инкрустирована кораллами. Кроме одиночных образов этого дхармапалы, известны его изображения в окружении восьми краснотелых демонов; число восемь может быть соотнесено со сторонами света, власть над ними входит в мифологему Бога Земли. Более сложным предстает изображение Джамсарана во дворце, сделанном из человеческих костей, всё пространство картины заполнено краснотелыми демонами, терзающими грешников. В этом случае Джамсаран выступает непосредственно как бог смерти.
Хаягрива известен в двух основных ипостасях - идама и дхармапалы. В первом случае у него три антропоморфные головы и три лошадиные, он попирает ногами змей-нагов, во втором случае - одна антропоморфная голова и одна лошадиная; на его теле висят одна или две змеи. Все эти признаки связаны с мифологемой Бога Земли, из них мы не рассмотрели еще только змея. Но последний образ едва ли нуждается в конкретизации: пожалуй, нет такого народа, в мифологии которого владыка преисподней не имел бы черт змея.
...

- вот это хорошие такие штрихи к портрету... Что-то загрузился я этими материалами ))
Но Яма... Тартар... Есть параллели, есть! )))

...а что до происхождения Руси - Tartarus и Tartaros как бы намекают... Не исключено, во всяком случае.

Жреция, Культура, Славяне, АПОКАЛИПСИС, Древний мир, t

Previous post Next post
Up