О преподавании логики, эмоциях и интуиции и Коллективное бессознательное молочной промышленности

Nov 10, 2012 13:27



Оригинал взят у scholar_vit в О преподавании логики, эмоциях и интуиции

Как-то prof_yura рассказал следующую историю о Гельфанде. В
советское время евреи-математики часто зарабатывали на жизнь
своеобразными способами, и один из учеников Гельфанда устроился
преподавателем в вечерней школе для милиционеров. Однажды он
пожаловался учителю, что его подопечные ничего не усваивают, и
изложить им даже простейшие понятия совершенно невозможно. "Это
потому, что ваши уроки не опираются на вещи, понятные и знакомые вашим
ученикам, - ответил Гельфанд. - Что вы им сейчас преподаете?
Сравнение дробей? Прекрасно. Спросите их, что больше: две бутылки на
троих или три бутылки на пятерых?" Гельфанд оказался прав: на
поставленный так вопрос милиционеры отвечали легко и свободно.

Я вспомнил об этой истории, читая запись
в блоге Брюса Шнейера об эксперименте Уотсона
.
Этот
эксперимент наглядно демонстрирует известный любому преподавателю
логики факт: люди очень плохо понимают формальную логику.

Рассмотрим импликацию "Если А, то Б". В логике с ней связано два
классических силлогизма. Modus Ponens: "Если А, то Б. А верно.
Следовательно, Б верно". "Все люди смертны. Сократ - человек.
Следовательно, Сократ смертен". Modus Tollens: "Если А, то Б. Б
неверно. Следовательно, А неверно". "Все люди смертны. Ленин
бессмертен. Следовательно, Ленин не человек".

Как ни удивительно, но огромное большинство людей не понимают ни
первого, ни второго силлогизма. Это проверяется следующим
экспериментом (Уотсона). Задается некоторое правило, например "Если
человек отправился в Бостон, он полетел туда на самолете".
Испытуемому предлагается набор карточек, где на лицевой и оборотной
стороне написаны утверждения про поездку. Например "Джон отправился в
Бостон" на одной стороне, и "Джон полетел на самолете" на другой. Или
"Фрэнк поехал на поезде" и "Фрэнк поехал в Филадельфию". Некоторые
карточки лежат вверх лицевой стороной, некоторые оборотной. Надо
найти все "ошибочные" карточки, перевернув наименьшее количество из
них.

Смысл эксперимента состоит в том, что некоторые карточки надо
переворачивать ("Питер отправился в Бостон" или "Кэт поехала на
автомобиле"), а некоторые - нет ("Мэри отправилась в Нью-Йорк" или
"Джек полетел на самолете"). Однако люди ошибаются. Как пишет
Шнейер, только 10% испытуемых в эксперименте Уотсона решали задачу
верно. При повторении экспериментов в других лабораториях результаты
были иногда повыше, но ненамного - и никогда не превышали 25%.
Изучение формальной логики, как ни странно, не особенно помогает.
Наивное использование "совета Гельфанда" - применение ситуаций "из
жизни", - тоже.

Однако ситуация радикально меняется, если в эксперименте появляется
ссылка на обман и распределение привилегий. Например, сформулируем
правило так: "Только те дети, кто ел овощи, имеют право есть десерт" и
предложим испытуемым найти "обманщиков" по карточкам, где написаны
фразы типа "Алиса ела овощи" и "Анна ела десерт". В этой ситуации
люди с легкостью переворачивают только нужные карточки: успех
составляет от 65% до 80%. При этом большинство не может объяснить,
как они выбирают карточки для переворачивания: ответ им ясен
интуитивно.

В других статьях на эту тему рассматривались похожие ситуации.
Например, говорится, что по закону алкогольные напитки можно пить
начиная с 21 года и предлагается найти нарушителей, переворачивая
карточки с фразами типа "Стив пил томатный сок", "Том пил водку",
"Питеру 19 лет", "Карлу 24 года". И опять люди легко ориентируются в
ситуации.

Брюс Шнейер объясняет этот эффект с социобиологических позиций:
дескать, наши предки жили в социальных группах, и задача быстро
выявить обманщика и справедливо разделить добычу была крайне важна. Поэтому наш мозг
запрограммирован на такое выявление. Возможно, Шнейер прав, хотя мне
социобиологические объяснения всегда представлялись несколько
поверхностными. Возможно, тут дело в эмоциональной подоплёке: обман
и нарушение правил вызывают эмоциональную реакцию, что ведет к
повышению интереса - примерно как мысль о водке повышает интерес у
учеников вечерней школы для милиционеров.

Жена, которая много лет преподавала математику детям, отреагировала на
эту заметку так. Она сказала: "Это означает, что мы
неправильно учим логике. Её надо преподавать, во-первых, в очень
раннем возрасте, а во-вторых, давать задачки на выявление
обманщиков". Возможно, книжки Смаллиана
тут были бы полезны.
------------------------------------------
Леонид Каганов: 2009/10/07 SOLIDARNOST.ORG: Коллективное бессознательное молочной промышленности

07 октября 2009
SOLIDARNOST.ORG: Коллективное бессознательное молочной промышленности

Из чего сегодня делаются молочные продукты, нам, честно говоря, лучше и не знать. Соя, вода и крахмал - это еще самые безобидные компоненты. Ну а современные дойные коровы, если такие еще остались, разумеется, никогда не видали пастбища, а всю жизнь простояли в бараке перед лотком с кормом из рыбной костной муки, присоединенные шлангом к доилке.

Единственное, за чем следит производитель, - это за внешним видом молока. Чтоб снаружи вроде ничего в глаза не бросалось и было белым, а уж что там внутри - никто копать не будет. Этот принцип прекрасно отражен в дизайне упаковок. Я давно собирался прийти в магазин и пофотографировать ужас, глядящий на нас с молочных полок. Итак, начнем обзор.

Наше старое поколение горожан, уже само ставшее бабушками, в детстве писало школьные сочинения «Как я провел лето в деревне у бабушки» и твердо помнит, что молоко бывает в деревне у бабушки. Похоже, первой, кто решил изобразить бабушку на пакете молока, стала торговая марка «Домик в деревне».

«Домик в деревне»



Вроде бы все нормально. Но задумайтесь, хотели бы вы попасть в это страшное место в безлунную ночь? Домик, отобранный неизвестно у кого, был аккуратно поставлен на поляну - либо тем самым ураганом, который когда-то унес Элли с Тотошкой, либо тем самым фотошопом, который делает куда большие чудеса. Домик нежилой - вокруг него никогда не ступала нога человека: нет тропинок. Если повертеть упаковку ряженки, это хорошо видно. У домика нет ни входа ни выхода, ни сарая, ни сортира. Ни, разумеется, коровника. Коровы живут внутри вместе с бабушкой, и все втроем смотрят на нас ночами из семи окон? Поскольку огорода и прочих признаков натурального хозяйства у бабушки нет, то либо она питается своими коровами, либо все-таки путешествует за продуктами, керосином и спичками, несмотря на отсутствие тропинок и автомобильной колеи. Как ей это удается? Вывод напрашивается сам собой: старуха летает на метле. Судя по позе (мысленно дорисуйте руки, сжимающие рукоять) и профессиональному взгляду пилота, фотограф поймал ее на вираже у самой земли, но нижнюю часть снимка с метлой между ног было решено отрезать. Этим способом ведьма, очевидно, доставляет нам свое молоко, кефир, простоквашу, сметану и прочий ведьмин студень в картонных баночках.

Надо сказать, что в последний месяц создатели этикетки сами ужаснулись своего творения и бросились спешно этикетку переделывать - часть продуктов этой марки идет в продажу уже с новыми этикетками, где вокруг домика прорисовали дорожку, сарай и какую-то телегу, на которой бабка, видно, доставляет нам свое молоко. Но истину не скроешь.

Однако дело этим не закончилось. Тема домика в деревне прочно вошла в мозг создателей молочных этикеток. Даже те, кто не собирались рисовать мультиков на коробке, подтянулись и нарисовали домик.

«Благода»



Очевидно, создатели пытались как умели изобразить штрих-код оранжевыми карандашами. Но узнав, что пипл не хавает молочный продукт, пока на нем не изобразить домик в деревне, пририсовали и домик.

«Простоквашино»



Создатели марки «Простоквашино» вложили все силы в юридическое оформление кота Матроскина, рассудив, что на остальное никто внимания не обратит. Поэтому в качестве фона были выбраны желтые песчаные дюны пустыни Сахара, за бесценок купленные дачниками. Дачники привезли однотипных каменных коттеджей, а один умник даже поставил забор. Вы думаете, остальные обошлись без заборов потому, что так дружны между собой? Нет, просто они не ведут сельскохозяйственной деятельности и не хранят во дворе ничего, что можно украсть. Сами же владельцы коттеджей оказались склочными и несговорчивыми. Судите сами: они не сумели даже договориться о строительстве общей хорошей дороги, поэтому проложили из-за горизонта ряд параллельных грунтовок - каждый к своему коттеджу. По ним и приезжают на выходные. Ну и, разумеется, коров у них нет ни одной - проще молоко купить в Китае.

«Веселый молочник»



А вот это заявка куда любопытнее. Сам образ веселого молочника, очевидно, родился из тех соображений, что веселая молочница горожан не обрадует по понятным причинам. Немолодой, но веселый молочник в позеленевшем от времени пионерском галстуке и почему-то в колпаке повара привычно топает к нам в сапогах, именуемых в народе «гамнодавами», а в руках несет нам бидон и ведро.

Обратим внимание: топает молочник по тропинке от реки. Где тропинка и обрывается. Казалось бы на том берегу есть и домики, и коровы (туши слева), жующие чей-то огород. Но это мираж - дорог туда, за реку, нет. И нет дорог за рекой - дома нежилые. Редкая птица перелетит эту странную речку, а пешеход уж точно не пройдет. Это видно по мостику справа - дорога ведет к мостику, но перейти мост, заметьте, не удалось еще ни одному! Что же это за река? Возможно, это пресловутая «Голубая змея», наполненная радиацией. А скорее - та самая река Смородина и Калинов мост, о котором говорилось в народных сказках - рубеж, где начинается царство мертвых, охраняет которое Змей. Справиться с которым в сказке смог лишь некто «Иван - коровий сын». Что, если вдуматься, по-своему страшно, но мы зато вернулись к теме молока.

Итак, веселый молочник топает с ведрами и бидонами по утоптанной тропинке от реки - той реки, которую не переходят. Зачем он, надев сапожищи, спускался к реке с ведрами? Понятно зачем: разбавлять молоко. От того и веселый.

«Пастушок»

Создатели марки «Пастушок» подошли к делу тщательно. От домика они отказались сразу, сообразив, что коровье молоко с домом коррелирует слабо. Зато пастушок был отрисован просто и симпатично:



Смущает лишь одно: ведь молоко дает не чистенький причесанный пастушок, а его коровы. А коровы выглядят на рисунке так:




Хотите продукцию этих чудовищ с коровьими черепами? Таким и будет на вкус кефир - техно-матрица из смеси пищевых добавок R,G,B; и гигантские пиксели хрустят на зубах.

«Вкуснотеево»



О, эта иллюстрация сделана с иронией. Художники решили обобщить опыт и собрали все молочные мемы: домик в деревне, пастушок, холмы, коровы и река. Смущают явно тропические пальмы и нетрадиционные формы построек. Россия ли это? Особенно смущает штука, зависшая в небе над пасторалью. Это не может быть ни воздушный шар, ни метеозонд, ни цеппелин, поскольку нет подвески, а лишь хвостовик. Люди, знакомые с историей мирового оружия, уже поняли грозный месседж, а остальным любителям кефирных фидобактерий объясним: ироничный художник изобразил в полете атомную бомбу «Толстяк», сброшенную американцами на Нагасаки 9 августа 1945:



Теперь посмотрим на пастушка. Тот факт, что пастух в своих золотых каблуках находится на одном берегу реки Смородины, а его коровы столпились на другом, свидетельствует о полной профнепригодности. Да пастух ли это? Фрик, выбежавший в поле в сапогах на высоченном каблуке, одетый в красную дамскую юбку, в ушанке посреди солнечного лета, с усиками как у Сальвадора, да еще с кожаной плеткой в руке! Что извращенцу могло понадобиться от этих животных с жаждой боли в томных глазах (судя по тому, как они грызут зубами хвосты друг другу)? Загадка. Ответа на которую мы, к счастью, не узнаем никогда, учитывая «Толстяка» в небе.

Вот что я вам скажу, друзья: шутки шутками, но страшновато видеть современные молочные этикетки. Ведь если даже снаружи такое, то что же внутри?

Этот текст написан для проекта solidarnost.org, где я веду авторскую колонку. Вообще для solidarnost.org я написал немало подобных материалов, вот их полный список

nlp

Previous post Next post
Up