Радегаст. Только факты.

Nov 05, 2012 20:37

Оригинал взят у nap1000 в Радегаст. Только факты.


Статуя "Радегаста" на горе Радхост в Чехии.

Вопрос о природе богов балтийских славян никак нельзя назвать простым. С одной стороны, средневековые хронисты оставили детальные описания их храмов, идолов и некоторых ритуалов, с другой - нет почти никаких данных фольклора, которые смогли бы их подтвердить. И если о некоторых балтийско-славянских богах, таких как Свантевит, Перун, Чернобог или Жива можно делать более или менее аргументированные выводы, а других, вроде Утребога или Пицамара, можно признать незначительными местными культами, либо вообще недоразумением, то иначе дело обстоит с Радегастом. Очевидно, что игнорировать его просто невозможно, ввиду его значимости, даже легендарности, но и объяснить более-менее внятно, что же он из себя представлял, на мой взгляд, пока никому так и не удалось. Конечно, если полистать какую-нибудь новомодную книжку формата большой советской энциклопедии про «ведических богов арийской Руси» или другую подобную макулатуру, то там будет и изображение этого божества, и всё его генеалогическое древо. Но случай этот клинический, про него не хочется. В научной же литературе, по сложившейся традиции, в больших, долгих и малопонятных простому смертному фразах весь смысл сводится к тому, что « ничего нельзя сказать определённо». Причём, каждые два-три слова даются ссылки на многотомные труды других «серьёзных исследователей», смысл которых так же сводится к тому, что им и самим ничего не понятно. В представляющей же наибольший интерес научно-популярной литературе единого мнения о Радегасте также нет. Такое ощущение, что каждый исследователь имеет своё мнение по этому вопросу, но в основном распространены следующие гипотезы.
  1. Никакого бога Радегаста, собственно и не было. Был храм в городе Радегаст, имя которого стало употребляться и для обозначения идола-храма, а впоследствии и самого божества. Приверженцы этой версии приводят следующие аргументы. Впервые об Радегасте сообщает Титмар из Мерзебурга. Он пишет, что в землях славянского пленеми редарей расположен город Риедегаст. В городе этом находится очень известный языческий храм - центр идолопоклонства. В этом храме стоят изваяния различным богам, главный среди которых - бог Сварожич. Т.е. из этого первого упоминания выходит, что Радегастом назывался город, а не бог. Следующим, о Радегсте пишет Адам бременский. Описывая тоже самое место, он пишет уже о городе Ретре, в котором поклоняются богу Радегасту. Из этого делается вывод, мол, Адам, сам небывавший в тех местах, просто перепутал названия племени (Редари - город Ретра ) и города, в котором распологался храм ( Радегаст ), приняв его за бога. Само же названия города Радегаст приверженцы такой версии выводят из некой славянской Радигощи.  Топографические названия Радегаст широко распространены в славянском мире, в основном , у балтийских славян, так что действительно кажется, что с богом они не связаны. Наиболее обоснованная версия.
  2. Радегаст был одним из наиболее удачливых вождей балтийско-славянских племён. Имеются сведения о том, как некий варвар Радегаст весьма успешно воевал с Римом.  Такая слава сделала его легендарным среди соплеменников и реальная историческая личность стала восприниматься как бог войны. Единственными обоснованиями такой теории являются идентичность имени, а также связь Радегаста воевавшего с Римом и бога Радегаста с войной.
  3. У племени редарей был свой племенной бог Радегаст-Сварожич, почитание которого распространилось позже и на другие племена.  Обоснованием такому мнению служит сообщение средневековых хронистов, что в каждой земле или даже городе балтийских славян свой собственный бог. Наиболее популярна в немецкой литературе.
Сразу оговорюсь, что целью этой статьи не является доказать кому-то, что я один знаю как оно на самом деле было и моя-то версия - уж точно истина в последней инстанции. Умнее всех я себя не считаю, просто хотелось бы указать на слабые места существующих теорий и поделиться своими наблюдениями по этому поводу.
Думаю, для прояснения ситуации, необходимо в первую очередь перечитать источники. Итак, первым из средневековых хронистов о Радегасте писал Титмар из Мерзебурга. Считается, что написал он свою хронику между 1012 и 1018гг, описывая события X - XIвв.

(17.) Есть в округе редариев 79 некий город, под названием Ридегост 80, треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.
24. Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешептываясь друг с другом, они с трепетом копают землю, и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим.
25. (18.) Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей. Всеми ими, называемыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии. Сами неверные и непостоянные, от других они требуют великой и нерушимой верности. Мир они заключают, сбривая часть волос, посредством травы и пожатия рук. Однако, за деньги их легко можно заставить его нарушить.»


Через полвека после него Радегаста упоминал уже другой хронист, Адам из Бремена. К сожалению, не нашёл именно этого отрывка в интернете, так что могу сослаться только на главу. Говоря про племя редарей ( ратарей, в русской традиции ), он пишет:
«Там стоит большой храм их богам, главный из которых - Радегаст. Его изображение сделано из золота, а ложе из пурпура. Сам же город имеет девять ворот и со всех сторон окружён глубоким озером. Вход туда  доступен по  досчатой дороге ( ходу ) и разрешён лишь людям, собирающимся принести жертву или узнать мнение оракула( видимо имеется ввиду - бросить жребий ).» (Адам, II, 21)
Чуть позже, говоря о восстании лютичей против христианской власти в 1066 году, в результате которого был казнён епископ Йоханнес, он пишет:
«…отрубив ему руки и ноги, они бросили его тело на улице, отрубленную же его голову, в знак победы, язычники накололи на штык и пожертвовали её своему богу Редигосту. Произошло это десятого ноября в главном городе славян Ретре.»  (Адам, III, 51)

Труд Адама из Бремена продолжил Гельмольд из Босау. Считается, что его сведения не являются такими ценными, как у первых двух хронистов, так как он попросту списывал у Адама. И действительно, многие его пассажи прямо заимствованы. Однако, надо признать и тот факт, что Гельмольд долгое время был епископом в городе Босау, в землях ободритов, приминал непосредственное участие в христианизации местных славян и, безусловно, знал о чём говорит. Ретру и Радигаста он упоминает в нескольких местах, и если этот отрывок:

«Князьями у винулов были Мстивой и Мечидраг, под руководством которых вспыхнул мятеж» 222 Как говорят и как известно по рассказам древних народов, Мстивой просил себе в жены племянницу герцога Бернарда, и тот [ему ee] обещал. Теперь этот князь винулов, желая стать достойным обещания, [отправился] с герцогом в Италию, имея [при себе] тысячу всадников, которые были там почти все убиты. Когда, вернувшись из похода, он попросил обещанную ему девицу, маркграф Теодорик отменил это решение, громко крича, что не следует отдавать родственницу герцога собаке 223.[65] Услышав это, Мстивой с негодованием удалился. Когда же герцог, переменив свое мнение, отправил за ним послов, чтобы заключить желаемый брак, он, как говорят, дал такой ответ: «Благородную племянницу великого государя следует с самым достойным мужем соединить, а не отдавать ее собаке. Великая милость оказана нам за нашу службу, так что нас уже собаками, а не людьми считают. Но если собака станет сильной, то сильными будут и укусы, которые она нанесет». Сказав так, он вернулся в Славию. Прежде всего он направился в город Ретру, что в земле лютичей. Созвав всех славян, живущих на востоке, он рассказал им о нанесенном ему оскорблении и о том, что на языке саксов славяне собаками называются. И они сказали: «Ты страдаешь по заслугам, ибо, отвергая своих, ты стал почитать саксов, народ вероломный и жадный. Поклянись же нам, что ты бросишь их, и мы станем с тобой». И он поклялся.

И вот этот:

«В те дни произошло великое движение в восточной части славянской земли, где славяне вели между собой внутреннюю войну. Их же - четыре племени, и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и доленчане - по эту. Между ними начался великий спор о первенстве в храбрости и могуществе. Ибо ратари и доленчане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Редегаста, и они только себе приписывали единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради [получения] ответов и ежегодных жертвоприношений.»

И можно объяснить тем, что сам он в тех местах не бывал, а лишь воспользовался хроникой Адама бременского, то следующее место, где он пишет о ваграх, полабах и ободритах, врятли следует ставить под сомнение: речь идёт как раз о тех местах, где Гельмольд был епископом.

«И в эти дни во всей славянской земле господствовало усердное поклонение идолам и заблуждения разных суеверий. Ибо помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабон, и Редегаст, бог земли бодричей.»

Как видим, источники единогласно утверждают, что город Ридегост-Ретра был общей святыней, которую почитали чуть ли не все балтийские славяне. Титмар пишет : «Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение.»  о городе, а о боге Сварожиче, что: «все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных.» И речь тут идёт минимум о четырёх племенах, входящих в племенной союз лютичей - редариев и доленцев, на границе которых и был расположен храм, а так же чрезпенян и хижан.
Адам сообщает: «Там стоит большой храм их богам, главный из которых - Радегаст.» и «…пожертвовали её своему богу Редигосту. Произошло это десятого ноября в главном городе славян Ретре.»  
Гельмольд, описывая междоусобицу начавшуюся из-за храма и его богатств, сообщает :» Ибо ратари и доленчане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Редегаста, и они только себе приписывали единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради [получения] ответов и ежегодных жертвоприношений.». и в другом месте:» Прежде всего он направился в город Ретру, что в земле лютичей. Созвав всех славян, живущих на востоке, он рассказал им…»

Из всего этого можно сделать только один вывод -храм- город Ридегост-Ретра, главным богом в котором был Радегаст-Сварожич, был до его разрушения общей, для многих славянских племён святыней. Т.е. никак не был каким-то мелким родовым культом одного племени, так как о союзе лютичей известно, что они не подчинялись единому правителю, все племена были на равных условиях и все поклонялись богу Сварожичу в храме Ридегосте. Очевидно, что божество это должно было быть им всем хорошо известно и знакомо, иначе как объяснить такое почтение. Союз лютичей становился единой политической силой в основном во время войны, и как свидетельствуют источники, культ Сварожича в Радегосте играл в военных действиях неотъемлемую роль.  В других же делах племена сохраняли самоуправление и это хорошо видно из описаний Гельмольда - когда ратари и доленцы попытались «перетянуть одеяло» на себя, началась междоусобная война.

Тот факт, что Титмар говорит: "в городе нет ничего, кроме святилища..." скорее говорит за то, что и сам "город" был построен специально для поклонения божеству, и ввиду этого, вполне мог носить его имя.

Итак, Радегаст - бог или святыня, которой поклонялись племена, состоявшие в союзе лютичей. Но только ли они? Гельмольд сообщает: «помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабон, и Редегаст, бог земли бодричей». Оказывается, Радегаст был ещё богом земли ободритов. Мог ли ошибиться Гельмольд, попросту списав «ошибку» его предшественника Адама? Чтобы понять это, нужно сначала ознакомиться с политической ситуацией, сложившейся в тех местах.




Средневековые хронисты сообщают о двух крупных объединениях славянских племён - это уже известный нам племенной союз лютичей и граничащее с ним на западе княжество ободритов. Именно княжество, а не союз племён, так как у ободритов всегда речь идёт об едином князе, власть которого наследовалась его сыновьями.  Княжеству этому подчинялись помимо одноимённого племени  ободритов, также племена вагров, полабов и варнов. Причём власть принадлежала династии князей из племени ободритов, по имени которых немцы и стали называть все подчинённые им племена( так же как и киевскую Русь составляли поляне, древляне, северяне и т.д.). И Гельмольду должно было быть прекрасно известно из собственного опыта то о чём он писал - он был епископом в городе Босау, в землях вагров, состоявшем в ободритском княжестве. Он сам принимал самое непосредственное участие в христианизации местных славян и описывая славянские «заблуждения» он вполне естественно пишет о племенах вагров (альденбургской земли), полабов и бодричей - т.е. как раз племён состовлявших княжество ободритов и бывших в его христианской юрисдикции. Не верить ему в этом случае у нас нет никаких оснований.

Его сообщения о боге ободритов Радегасте подтверждают и топонимы - в западном Мекленбурге, как раз в землях ободритов, известны минимум два населённых пункта под названием Радегаст и река Радегаст. Т.е., получается, что Радегаст был всё-таки не названием города лютичей, а именно названием самого Божества. Но мог ли культ Радегаста был перенят ободритами у лютичей? Я лично в этом весьма сомневаюсь.

Источники сообщают, что между лютичами и ободритами была давняя вражда. И исторические данные это подтверждают - лютичи и ободриты объединяются лишь один раз, в ходе так называемого «славянского восстания» 983года, в остальное же время они активно воюют друг с другом. Получается, ободриты, почитая того же Радегаста-храм, что и лютичи, должны были посылать туда дары и часть военной добычи. Можно ли представить, что после войны между лютичами и ободритами, ободриты посылают часть награбленной у лютичей добычи…назад лютичам же! Смешно ведь. Да и как они должны были идя на войну друг с другом брать священные знамёна в одном и том же храме? Нет, Радегаст ободритов никак не мог быть тем же самым, что и в храме Ретры. Очевидно, что он был своим, исконным.
О том, что Радегаст был по всей вероятности не каким-то недоразумением, путаницей в христианких хрониках и не мелким пелемнным божеством говорит и тот факт,что его имя встречается 3 раза в топонима земель принадлежавших ободритам, один раз в землях полабских древан ( либо также подчинявшихся ободритам, либо сохранявшими ввиду труднодоступности мест самостоятельность ) и два раза в землях лужицких сербов, никогда ни лютичам ни ободритам не принадлежавшим. В землях же лютичей такой топоним не встречается, наверное потому, что весь культ Радегаста там был сосредоточен в одном городе - Ретре.
И это только балтийские славяне. Гора Радхост находится на границе Чехии, Словакии и Силезии.И там есть все основания предполагать, что на этой горе проводились языческие ритуалы, ввиду ввиду уже одного близкого соседства Силезии, в которой почитались почти все горы ( об этом подробно написано в «язычестве древний славян» Рыбакова ). В восточнославяских землях так же встречаются топонимы Радогощ, весьма смахивающие на Радегаста.
Ввиду такого широчайшего распространения, есть все основания отнести культ Радегаста к общеславянской древности.

Но могло ли слово Радегаст быть знакомым всем славянам обозначением местности, а не Бога? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо попытаться перевести это слово на современный язык.
Многие русские исследователи отгораживались от этого вопроса фразой - мол, Радегаст - это по-нашему, по-славянски - Радогощ. И точка. Ну да, звучит по-славянски, но яснее на самом деле ничего от этого не становится. Что-же означает эта самая Радогощ, в переводе на современный язык? Лишь улыбку вызывают попытки некоторых, как русских, так и немецких исследователей перевести Радегаст-Радогощ - как, «рад гостям». Представте себе как объединённые войска нескольких славянских племён осаждают город, под знамёнами, и восхваляя бога с именем « Рад гостям». Смешно.

Как мы уже увидели, словом Радегаст у славян называли и реки, и горы, и города и людей(помимо легендарного борца с римом, на Гаст оканчивались многие западнославянские мужские личные имена) и богов. Какая у всего этого может быть связь? Заметьте, что само слово Радегаст в топонимах никогда не склоняется. Замените мысленно "Радегаст" на "Владимир" и представьте себе город Владимир, в котором на горе под названием Владимир стоит храм богу Владимиру, которому поклоняется человек по имени Владимир и всё это происходит у реки под названием Владимир. Чушь ведь?
Лично я пришёл к выводу, что, учитывая всё это, слово Радегаст может быть только чем-то вроде прилагательного или эпитета. Только так можно объяснить всю многосторонность его применения.

Хотелось бы ещё раз обратить внимание на такой немаловажный факт, как описываемые Титмаром, некие очень важные в культе Радегаста знамёна. А так же пурпурное ложе, на котором покоился идол. В описаниях храма Арконы мы найдём практически идентичное описание священных военных знамён красного цвета. Стены храма на Арконе, так же как и в Ретре были пурпурного цвета. И это не случайность. О том, что красный цвет был священным, божественным у всех славян, говорит огромное множество фактов. Красным был и збручский идол. В описаниях идола Радегаста-Сварожича мы можем прочитать, что сделан он был из золота. И это, скорее всего, тоже не просто желание славян сделать идол как можно богаче, а так же указатель на его священность. Указание на то что золото было связано со священным красным цветом мы найдём в русском выражении «красно золото».  В выражении «Красно солнышко» мы опять же увидим употребление слова красный в сакральном смысле. Солнце, как известно, тоже не красного цвета.

В связи с этим, считаю более логичным вывести первую часть слова - "РаДе" от славянского РДяный - красный. До сих в русском языке слово рдеть, рдеет, применяют, в основном, по отношению к знамёнам-стягам.  Можно привести и другие индоевропейские параллели: RAuDonas - "красный" на литовском, RoT - "красный" на немецком, ReD - "красный" на английском.Стоит также отметить, что в средневековых хрониках встречаются варианты написания Риедегост, Радегаст и Редегост, что говорит о том, что немцы не могли точно передать на своём алфавите рычащий славянский звук между Р и Д, т.е. в оригинале мог быть не обязательно звук "А".

А вот вторую часть слова - "Гаст", объяснить с точки зрения русского языка гораздо сложнее.  Действительно, на славянских и немецком гаст - это гость. Но кто же станет называть реки, горы, детей и богов красными гостями?Разгадать эту загадку нам помогут прибалтские языки, весьма близкие к славянским.

Оказывается, слово «свет» на литовском языке звучит как «šviesa» , что весьма близко к славянскому. А «свет» на латышском будет - gaisma, что весьма близко к западно-славянскому „gast“. Но и это ещё не всё. Слово « гость» на литовском звучит, как «svečias», т.е. практически идентично слову «свет», и славянскому и прибалтскому. Не запутались? Иными словами, в прибалтийских языках, слова «свет» и «гость» как бы взаимозаменяемы. Скорее всего, в очень раннем периоде, ещё балтийско-славянской языковой близости, слово гаст-гост значило и «свет» и «гость» одновременно. И тоже самое значило и слово «свет». Не станем тут вдаваться в подробности, почему эти два понятия смешались, но это реальный факт из реального словаря.

Так вот, сдаётся мне, что у балтийских славян слово «гаст» употреблялось в таком же смысле, как и у прибалтов - в смысле «свет». Наврятли оно было заимствовано, так как те же лютичи едва ли имели с прибалтами дело в средневековье. Скорее всего, оно было просто древним, ещё балто-славянским. И где было ещё сохраниться таким архаизмам, как не у балтийских славян?

Слово Радегаст, таким образом, можно перевести как красный (или божественный ) свет, что вполне подтвеждается и атрибутами этого божества. И если это так, то было оно просто очередным эпитетом главного божества, сродни слову Свантевит. Можно предположить, что истинным именем этого бога было « Сварожич», так как такое же слово известно в связи с языческим культом и у восточных славян. Хотя, и имя Сварожич могло так же с лёгкостью быть эпитетом.
Из такой трактовки становится понятно и распространенное у западных славян окончание мужских имён на ГАСТ. Мы ведь не удивляемся русскому имени, например, ПереСВЕТ.

Так же сам собой напрашивается вопрос, а не приняли ли в результате какой-то путаницы, плохо разбирающие «варварскую» речь римляне, название священных знамён - Радегаст, за имя воеводы, который, возможно, их и нёс?

---------------------------

Оригинал взят у nap1000 в  О древних славянах, цаплях, дирижаблях и тяжёлом роке.
Думаю, мало у кого все эти совершенно непохожие вещи могут как то асоциироваться друг с другом. Однако, как показывает одна довольно любопытная история, кое что общего у них действительно есть.

В современном немецком языке дирижабль называют обычно словом Zeppelin (цепелин). Происходит оно от фамилии изобретателя наиболее популярной их разновидности - немецкого графа Фердинада фон Цеппелина. В прошлом веке слава его была настолько велика, что его изобретение, а в скором времени и все дирижабли вообще, стали называть именем графа. Ну, факт это довольно известный.  В отличии от его родословной.




Фамилия фон Цеппелин недвусмысленно указывает на владение этим дворянским семейством местом под названием Цеппелин. Расположено оно в сегодняшней северо-восточной Германии, между Ростоком и Шверином, а раньше было частью земель ободритского племени Варнов. Перевести это слово на русский не сложно - Цаплин, место богатое цаплями.
Сегодняшний Цаплин - это крохотный населённый пункт с одной-единственной улицей. О былой славе графа тут напоминает только лишь памятник, поставленный в лесу.




"Графу Фердинанду фон Цеппелин, на месте, откуда пошёл его род. 1286 - 1910."

Но мало того, что слово, которым ободриты называли эту большую болотную птицу, прочно заняло позицию в лексиконе современных немцев. Именно это слово выбрала для своего названия одна из самых культовых рок-групп прошлого - Led Zeppelin, eщё раз увековечив его в истории.

Вообще, ничего особо необычного во всём этом, конечно, нет. Все народы заимствуют какие то слова у других. Но этот пример очень наглядно показывает, какую огромную роль играли древние славяне в формировании германского народа и культуры. Несмотря на все старания поработить и уничтожить их физически и духовно как нацию, они всё равно не ушли полностью со страниц истории, оставляя свой след в культурах народов Европы до сих пор.

Это не только абсолютное большинство названий городов, озёр и рек в восточной Германии, но и значительная, по процентам, часть современных немецких фамилий, свидетельствующих о прямом родстве. Многие славянские пережитки настолько влились в немецкую культуру, что без них она просто немыслима. Очень часто славянское кажется сегодня самым родным и национальным самим немцам. Доходит иногда до смешного.
Так, например, советский разведчик может взять в кино славянскую фамилию Штирлиц, чтобы стать для немцев "своим". И действительно такая фамилия в современной Германии считаeтся за чисто немецкую, происходя от славянского "стрельца".
А немецкие националисты, пребывая, в основном, весьма нелестного мнения о славянах, повально увлекаются культурой своих "викингских" предков. В северной Германии и правда процветала раньше культура, весьма похожая на скандинавскую и духовно и материально. Только вот были её носителями не франки и не швабы, а руяне и ободриты.

Печально, что общая история и общие корни, которые могли бы идеологически и политически сплотить славянские и германские народы, на деле их только разъединяют.

---------------------------------------

Оригинал взят у nap1000 в  Метание жребия
Перечитывая как-то описание Арконы на немецком, удивился сходству понятий. На немецком метать жребий звучит как Lose werfen, где последнее слово тоже значит кидать или метать. А почему его собственно метают? Кидать ведь можно только что-то осязаемое. Получается, что жребий мог быть в древности, не отвлечённым понятием доли, судьбы, а вполне конкретной вещью, которую можно было бросить. Интересно, что именно "метанием жребия" называется в немецких хрониках обряд гадания в Арконе и Ретре на белом коне. В землю втыкались накрест копья или стрелы, через которые потом проводился белый конь. Всегда подчёркивается мужской пол коня. А само слово ЖРЕБий, помоему весьма напоминает русское ЖЕРЕБец, что так же обозначает коня мужского пола. Если это верно, то жребИЙ - это что-то принадлежащее жеребцу или относящееся к нему. Так не мог ли первоначально жребий быть копьём, стрелой или жердью, которую кидали-метали в землю в ритуальном гадании на коне? Известно, что подобного вида гадания проводились у русских ещё недавно, правда, в несколько изменённом виде. Но память о первоначальном метании копий могла сохраниться в самом понятии о метании жребия. Украинское жереб и беларуское жэрабя, тоже весьма похожи. Или просто совпадение?

Ыстория, Славяне, Лаба, Слова, Тевтоны, Древний мир, Балты

Previous post Next post
Up