Башкирский скандальчик

Nov 01, 2012 15:16



Оригинал взят у kosarex в Башкирский скандальчик
http://vatanrb.livejournal.com/16691.html
Суть проблемы, как объяснил мне жижист Каратау, в том, что русские в Башкирии обязаны изучать башкирский язык в обязательном порядке. Аналог Эстонии или Казахстана, так сказать. Какая идея, такие и последствия, если отбросить слова о равенстве всех языков, равенстве всех культур - башкирская культура равна русской, русская английской, короче, башкирская культура равна английской, китайской, немецкой. Последствия тоже понятны.

В рамках теории равенства культур и языков такая проблема не решается. Точно также нельзя решить проблему равенства людей перед законом из принципа, что все люди обязаны быть равного роста с одинаковым весом, силой ума и характером знаний. Врач равен трактористу в том смысле, что тракториста в любой момент можно командировать в больницу лечить больных, а врача без подготовки посадить за трактор. Промежуточный вариант понятен - каждый башкир в школе обязан изучать башкирский. Не изучающему башкирский аттестат зрелости не выдавать. Я недоумеваю, почему поволжские националисты не додумались до гениальной идеи - обязать каждого башкира, живущего вне Башкирии, тоже в обязательном порядке изучать башкирский язык.

Если серьезно, то каждого грузина в России надо в принудительном порядке обучить грузинскому, а таджикского школьника обязать изучать таджикский под угрозой высылки с родителями из России в Таджикистан. Будем логичными.

Тут есть один момент, который изначально был заложен ленинской, национальной политикой. Если вы хотите изучать родной язык и им пользоваться, то почему вы, автономии, не отказываетесь от власти над районами, где на 1917 год преобладало русское или иное население? Ведь вам, националистам, важна узконациональная среда, чтобы ваш язык был важен сам по себе без административного давления сверху? Зачем украинским националистам Крым и Донбасс, Одесса и Харьков? Они вредны украинскому языу. Ан, нет, хочется должностей и доходов с областей с иным населением и иной языковой средой.

Давайте прямо скажем, что есть языки, которые изначально нужны только своей нации и маленькому кругу заинтересованных лиц. Люди учат английский и приобщаются к мировой культуре. Люди учат испанский, французский, немецкий, китайский. Зато люди не очень стремятся овладеть чеченским, таджикским, башкирским, сербохорватским, албанским. Вы обожаете великую албанскую литературу и философию? В добрый путь! Культура Албании по ленинской политике равно английской. И вообще, зачем вам английский, когда есть аварский и аварская наука (наука - часть культуры общества, будьте уверены, аварская наука по закону равенства культур не хуже американской!).

Маленькие языки имеют одну цель - не дать своему народу раствориться среди других народов. Вот тут надо сказать просто - работайте сами. Это не смешно, когда русский мультипликатор за русские деньги снимает мультфильм на чужую национальную тему, чтобы хоть как-то оживить чужую культуру. Русский поэт переводит чужую поэзию, а с него изначально требуют, чтобы поэзия была лучше оригинала. Научитесь платить сами за собственное пиво. Если вам не хватает башкир поговорить по-башкирски, то это ваша проблема.

Тут есть один очень важный момент. Узбек приезжает в Москву, а его знание русского языка волнует только власть. Это иллюзия, будто его знание важно остальным. Я, например, ничуть не возражаю, чтобы узбек обращался ко мне на хорошем английском или китайском. Ещё лучше, если узбек вообще освободит меня от необходимости общения. Таджик в Москве не возражает, чтобы узбек обратился к нему на чистом таджикском. Зато власти это важно. Народу важно иное - возможность зарабатывать деньги, не имея дело с таджиками, башкирами, узбеками и так далее. Не то, чтобы народ был против общения. Но как-то принято смотреть на дело с иной стороны - бедные нацменьшинства вынуждены общаться с большой нацией и с другими национальностями. Это вредит их праву сохранить свой язык. Подход односторонен до безобразия.

Если мы посмотрим на США или Англия, то проблема иная. Не важно, что негры или пакистанцы говорят на английском. Важна возможность заработать на жизнь, минуя зависимость от межнациональных отношений. Сами приезжие нации этим крайне озабочены. Пакистанцы заводят свой бизнес, негры не могут, но чужой бизнес в своих кварталах регулярно громят. Белые не знают куда деться. Вопрос антисемитизма это вопрос права заработать на жизнь мимо евреев. Другое дело вопрос права потратить деньги. Если вам не создали ситуацию, что вы не можете купить капусту, минуя кавказцев, или посмотреть спектакль, минуя евреев, то кавказец, торгующий капустой, или еврей, играющий в спектакле, раздражения не вызывают. Есть выбор.

То, что у нас называется интернационализмом по сути является лишением права человека на выбор. Можно сколько угодно говорить, что в узконациональной квартире выбора нет. Вот это не верно. Есть право на эмиграцию. Оно не просто является правом, а игрой в одни ворота. Эмигрировать может почти любой, а депортировать любого куда сложнее, точнее невозможно. Проблема языка в этом смысле уже значения не имеет, если это язык межнационального общения. В итоге все мелкие языки, имеющие одну цель - сохранение общности небольшой группы людей, начинают играть вспомогательную функцию - не дать заработать деньги мимо определенной группы людей. Эта функция - не дать заработать деньги - по сути языком не ограничивается. Поэтому борьба за русский язык в тоже Эстонии или Башкирии для русских сводится к рассуждениям - ну, выучу я этот язык, а из нищеты и зависимости не вырвусь. Кстати, нечто схожее было в Китае с русскими эмигрантами. Большинству не было смысла учить китайский. Зато во Франции учил французский. Сейчас мы там видим забавную картину. Приехали арабы, говорят на родном языке, а остальные граждане Франции арабский не учат. Никому не нужна жизнь, когда зависишь от арабов. У нас не учат армянский - нет смысла зависить от армян. Язык это очень четкий показатель того, кто к кому как относится.

СэрэдняАзия, языки, Россия, Нацики

Previous post Next post
Up