Оригинал взят у
kris_reid в
Тяпничное, о великом Сталине.«Незаменимых у нас нет» (с) якобы И.В.Сталин
Спор о том, был ИВС для России карой за грехи, или наоборот «эффективным манагером», бесконечен как подсчет песчинок на берегу моря. При этом, как правило, обе стороны искреннее полагают, что без предмета спора история России в 20-м веке могла бы быть значительно лучше/хуже (в зависимости от стороны баррикады).
Однако, как учил нас диалектический что-то там, чьим большим поклонником был сам ИВС, историей правят не отдельные личности, а исторические неизбежности. И приход на русский трон кого-то вроде ИВС для России в первой половине 20-ого века именно такая историческая неизбежность. Плюс-минус несколько лет, плюс-минус отдельные черты личности - но в целом, изменения были бы недостаточно значимы, чтобы всерьез что-то поменять.
Неизбежность эта была обусловлена следующими этапами:
1) Участие России в ПМВ. Без этого монархический строй вообще и Коля 2 в частности еще имел какие-то (не очень большие) шансы удержаться путем нарезки самодержавного салями по кусочку. Но затяжная война увеличила нагрузку на систему до такой степени, что карточный домик имени Романовых попросту рассыпался. Можно долго спорить о величине вклада в это Гучкова и К, но по их действиям в Феврале, они сами не ждали, что все настолько сгнило.
2) Собственно, Февраль. В общем-то, у ребят был шанс таки-сделать из России чего-то буржуазно-республиканско-демократическое, НО - на них пути Великой Китайской Стеной стояла все та же ПМВ. На войне игры в демократию противопоказаны, а уж особенно на войне, цели которой совершенно не близки основной массе вовлеченного народа, и которому эта война уже успела надоесть по самое немогу. Соотв, захватившим власть после февраля команде Саши Керенского надо было прекращать эти самые игры - но сие означало поделиться частью трона с тем, у кого на это хватит боллз, если уж у самих проблемы. Или прекращать войну. Делиться с Корниловым и Савинковым «птица-говорун вся Руси» не захотел, разумно предположив, что такой триумвират очень быстро из трехголового станет двух-, а скорее всего, одноголовым. Гораздо более интересным вариантом было бы прекращение войны, хотя бы в каком-то виде - например, устроив переговоры и всячески их затягивая, но такое вряд ли устроило бы немцев. Впрочем, судя по всему, Керенский и К в тот момент просто еще не поняли, что боеспособность армии представляет собой отрицательную величину и даже просто «посидеть в окопах пока немцы скиснут» для РИА1917 было совершенно фантастической задачей. Собственно, армии как таковой уже не было - имелись миллионы крестьян, жаждущих поскорее вернуться в родное село, дабы не остаться обделенными при очередном переделе землицы - т.е. желательно возвращаться с винтовкой, если уж пулемета не достать.
3) Октябрь. Это как раз самое смешное. Даже если предположить, что в Ту Самую Ночь очень избирательного действия чума разом выкосила всех большевиков-левых эсеров-анархистов, ничего особенного это бы не изменило. Экономика УЖЕ в состоянии коллапса, социальной напряженности - выше крыши, даже каким-то чудом досидев до победы и получив свои крохи пирога, мы через насколько лет дружно, со всем прочим миром въезжаем в кризис. Те самые плюс-минус несколько лет. И окончится эта чехарда могла лишь одним - приходом к трону сильного лидера (скорее всего, какой-нибудь партии с приставкой «соц», хотя не исключен популярный душка-военный типа того же Корнилова), который оставит демократию в качестве декорации (а кто скажет, что у ИВС была плохая декоративная демократия?) и начнет стоить нормальное тоталитарное государство.
Ну и так, чисто для иллюстрации:
«В 1922 году в Литве была принята конституция, предусматривавшая создание парламентской республики. В декабре 1926 года в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер националистической партии Антанас Смятона установил авторитарный режим.»
«Вторая конституция вступила в силу в январе 1934 года, Константин Пятс занял пост премьер-министра в обязанности государственного старейшины (президента). Опасаясь неизбежной победы партии «вапсов» на предстоящих выборах и, пользуясь предоставленными новой конституцией почти диктаторскими полномочиями, 12 марта 1934 года он, совместно с Йоханом Лайдонером, который снова возглавил эстонскую армию, совершил государственный переворот. В результате военного переворота было установлено авторитарное правление и объявлено о состоянии чрезвычайного положения. В марте 1935 года, в Эстонии была введена однопартийная система. Все политические партии были запрещены, вместо них была создана единственная правящая - «Исамаалийт» («Союз отечества.»
«15 мая 1934 года глава правительства Латвии Карлис Улманис совершил государственный переворот, установив авторитарный режим, который можно охарактеризовать как консервативную модернизацию. Он распустил парламент в бессрочный отпуск, часть депутатов временно арестовали, были запрещены все политические партии, стала проводиться ярко выраженная национальная политика..»
«В 1926 году после государственного переворота в Польше был установлен авторитарный санационный режим во главе с Юзефом Пилсудским.»